А ВОТ И НЕ КАВА
А ВОТ И НЕ "КАВА"
"МИНСК" ДЛЯ ТАЕЖНЫХ ДОРОГ
В "бездорожные" условия глубинки, где я живу, совершенно "вписывается" только один тип байка - эндуро. Российских аппаратов этого класса в продаже нет и не предвидется. О покупке японского мыслить не приходится - очень дорог.
Можно приобрести "Ижа", "задрать" фронтальное крыло, наварить задние рессоры и гордиться: "У меня эндуро". Но таких, с позволения сказать "вездеходов", полным много. Если уж делать - так делать. Отыскал раму и фронтальное колесо от "Минска", переднюю вилку и заднее колесо от "Восхода". Собрал, оценил: нет, пока это всего только "скелет".
Треугольное соединение труб под седлом переработал с таким расчетом, чтоб образовалось довольно места для моноамортизатора. Опустил середину рамы вниз, а заднюю часть задрал, чтоб, находясь над центром рамы, можно было просто доставать ногами до земли, но при всем этом у заднего колеса было бы место для перемещения. Нижнюю часть рамы переварил так, что рама стала полудуплексной, а к низу управляющий колонки подвел от середины рамы еще одну усиливающую трубу. После всех переделок раму не выяснить.
Идея установить российские мотоциклетные рессоры откинул сходу: толку от их никакого. На реальном эндуро должен быть установлен моноамортизатор. За базу взял задний амортизатор от ВАЗ-2121 - по длине он подошел совершенно. Ну и работает - не сопоставить с продукцией мотопрома. Пружину использовал от Honda. Сделал систему регулировки жесткости. Задний маятник сделал сам - деталь длиннее штатной на 10 см.
Когда рама и подвеска были готовы, занялся колесами. Заднее 16-дюймовое от "Восхода" с его большущим барабаном портило весь вид байка. Я отважился на отчаянный шаг: сделать новейшую ступицу под дисковый тормоз. Получив у токаря заготовку, выточенную по моему чертежу, вручную разметил и просверлил отверстия под "минские" спицы. Невзирая на то, что ступица железная, колесо полегчало на 1 кг. Окрыленный фуррором, сделал то же и со ступицей фронтального колеса, но заместо стали использовал алюминий. Конечно, колесо вышло еще легче.
Настал час, когда пришлось поразмыслить о дизайне - а ведь я в жизни этим не занимался. Пользоваться готовыми "минскими" деталями? Либо клеить самому? Рискнул - взялся клеить. "Ваял" Ремонт и эксплуатация капотировки из стеклоткани с эпоксидкой. И не пожалел.
Какие могут быть варианты наружности? В нашем городе ничего, не считая российскей техники, в глаза не лицезрели, единственный источник инфы - журнальчики и сборники. Понравился мне на картинке один Kawasaki. Сел к компу, сделал чертеж байка в программке Autocad - и взялся превращать виртуальную модель в реальный байк. Сделал крылья, обтекатели, помучился с бензобаком. Не достаточно того, что он пустотелый, - в нем ведь к тому же горловина, плюс элементы крепежного элемента воздухопоглотителей, крепежный элемент к раме… Итог затмил ожидания: вся облицовка байка весила 4,5 кг (!) против стандартных 15. Припас прочности полностью достаточный (уже проверил в аварии).
Но - вот что означает дилетант! - не вписалась заготовленная еще сначала работ "восходовская" передняя вилка. Спасибо Ижевскому заводу за то, что наладил выпуск лицензионных гидропневматических фронтальных вилок - как будто специально для моей конструкции. Совместно с вилкой купил тормозную "машинку" и суппорт от "Ижа". Только штатный диск тормоза не подошел - пришлось выточить. А вот с задним тормозом не все было так гладко. В конце концов, выручили новосибирские картингисты - подарили главный тормозной цилиндр от карта, а суппорт и диск тормоза сделал сам.
Минский движок прост и вынослив, да мощности в нем мало. Опять пользовался советами картингистов. Расточил впускное и выпускное окна, избавил погрешности литья в продувочных каналах на стыке меж цилиндром и картером - уступ в неких местах доходил до 2-ух мм! Подрезал головку цилиндра под 92-й бензин. Установил на игловатом подшипнике поршень с одним железным кольцом. Карбюратор - Jikov 2928. За базу глушителя взял резонатор от кроссового CZ, только развернул колено в подходящую сторону. На выходе установил прямоточный глушитель своей конструкции…
После доработок движок не выяснить! Резкий подхват с "низов", набор оборотов без провалов, взрывная динамика! Надбавка мощности наибольшей скорости не добавила из-за того, что прирастил передаточное отношение главной передачи. Но эндуро - не Подвескабайк, и 90 км/ч ему полностью довольно. Желал прирастить тягу и цели достигнул - байк может тронуться с 3-й передачи, и хоть какой подъем ему нипочем.
Что все-таки касается электрического оборудования, то, как ни забавно, самой трудозатратной работой оказалась переделка тахометра от Тоета Carina. He так просто вынудить прибор, рассчитанный на работу с 4-цилиндровым 4-тактным движком и собранный из незнакомых радиодеталей, верно демонстрировать частоту вращения 1-цилиндрового 2-тактного мотора. Установить 90-ваттный генератор от байков ковровского завода с сопутствующим ему комплектом электрического оборудования было еще проще.
Плодами не могу быть недовольным. Подвеска вышла энергоемкой - для нее вроде бы не существует кочек и ухабов. Байк маневренный, легкий и устойчивый. Одним словом - эндуро.
Привезли мы с папой его на мотофестиваль в Новосибирск, поставили на самом видном месте. Сидим, ждем, когда начнут собираться зеваки. Ничего не можем осознать - ну хоть бы кто полюбопытничал! Только поближе к вечеру подошли ребята и спрашивают: "Че это вы на Kawasaki мотор от "Минска" установили? У вас че, бабок на "родной" не хватило?..". Тогда мы все сообразили. После того, как разъяснили что к чему, к нам хлынул люд, многие хвалили. Приятно следить, как отвисают челюсти.