Ресурс моторных масел Констатация факта
Тема сокращения ресурса моторного масла из-за его перегрева, поднятая нами в «Рейсе» №9 2010 г. («То в жар, то в холод»), вызвала у перевозчиков вопрос: «Как найти, имел ли место перегрев?»
масла
Ни один шофер сам не признается начальнику, что на затяжном подъеме он «вскипятил» дизель: так проще для шофера, но не для владельца машины. Ведь ресурс моторного масла, в особенности если оно на минеральной базе, понижается даже из-за краткосрочного перегрева мотора. Другими словами предстоящая работа мотора на таком масле приведет к завышенному износу мотора. А это уже стукнет по кармашку обладателя машины. Другими словами явка шофера с чистосердечным признанием понижает денежные утраты. Как быть, если несознательный шофер не придет с повинной? Для этого довольно при выпуске машины на линию либо при послерейсовом осмотре удостовериться, не высветилась ли на приборном мониторе ошибка. Если ДВС работал с температурой выше допустимой (даже краткосрочно), информация о перегреве выводится на экран в виде соответственного кода – ошибки. Обычно, при ее возникновении предстоящее движение автомобиля не рекомендуется либо даже запрещено, так  как может привести к суровым поломкам мотора.
Мировоззрение Александр Залогин, технический спец компании «Скания Русь»
– Во всех движках установлен полнопоточный водомасляный теплообменник, потому температура моторного масла (по последней мере, в месте расположения датчика) близка к температуре охлаждающей воды. Датчик температуры моторного масла, совмещенный с датчиком давления масла, устанавливается в качестве функции в главном на судовые движки. Накапливаемые в блоке управления данные позволяют найти длительность работы мотора в разных температурных спектрах. При перегреве мотора появляется код неисправности, по которому можно найти дату, когда был перегрет движок, также режимы работы мотора в момент перегрева и другую информацию (всего около 100 характеристик). Более нередко встречается перегрев из-за попадания грязищи меж радиатором и интеркулером. До 2007 года были случаи поломки электрического клапана в муфте вентилятора системы остывания мотора. При приближении температуры мотора к критичным значениям блок управления понижает мощность, что позволяет почти всегда избежать выхода из строя мотора.
Мировоззрение Андрей АвтомоновАндрей Автомонов, спец сервисного отдела по работе с главными клиентами ООО «Ивеко Руссия»
– Рабочая температура дизельных движков, устанавливаемых на большая часть седельных тягачей и самосвалов Iveco, составляет 110+-5 градусов Цельсия. В режимах наибольшей нагрузки и в горячем климате температура может доходить до 120 градусов (это максимально допустимая температура!), что не критично при работе мотора в данном режиме куцее время – пару минут. В случае, если температура продолжает расти, электрический блок управления движком понизит мощность дизеля, что приведет к  падению его рабочей температуры.
На всех автомобилях Iveco установлены датчики, контролирующие работу не только лишь мотора, да и всех систем машины. Электрический блок управления ДВС имеет память, в какой фиксируются все отличия в работе агрегата: превышение допустимых оборотов и перегрев мотора, превышение высокоскоростного режима, температура воздуха, масла, горючего, выхлопных газов, давление масла, горючего и т. д. Все данные считываются средством диагностического оборудования, находящегося у дилера.
Не напрасно же для контроля над температурой  мотора,  в том числе и моторного масла, дизель имеет целую систему (!) разных датчиков, информация с которых поступает на центральный модуль управления мотора. Хоть какой факт превышения характеристик температуры сохраняется в памяти бортовика, и при обслуживании на фирменной 100 производителя спец технической службы, подключив сканер к сервисному разъему проводки, считает коды ошибок (дефектов) и выдаст советы ремонтникам. А вот что делать, если машина не имеет микропроцессора управления ДВС? До сего времени в эксплуатации находятся авто с движками, имеющими механические ТНВД, надлежащие эталонам Euro 0, Euro 1 и даже Euro 2. У их просто нет «мозгов», в памяти которых будут фиксироваться отличия в работе мотора. Как досадно бы это не звучало, но в данном случае работает только «чистосердечное признание» шофера. Веселит одно: «безмозглые» машины навечно и невозвратно уходят в прошедшее.
Мировоззрение Олег Петров, технический директор Рено Trucks
– Рабочая температура моторного масла большинства дизельных движков коммерческой техники компании Рено Trucks лежит в границах 100° C. При превышении данного порога на панели устройств зажигается предупреждающая пиктограмма. Показания текущей рабочей температуры моторного масла на панель устройств не выводятся. Таким макаром, если предупреждающий индикатор на панели устройств не пылает, означает, температура моторного масла в норме. Факт перегрева мотора, также отклонение других бессчетных характеристик работы мотора от нормы (температуры и давления масла, охлаждающей воды, понижение их уровня ниже минимума, критически низкая температура воздуха во впускном коллекторе и т. д.) регистрируются и хранятся в памяти бортовика автомобиля. Для чтения скопленной инфы зарегистрированных отклонений в работе мотора либо эксплуатации автомобиля (так именуемые «датированные события») к диагностическому разъему проводки автомобиля нужно подключить сканер (компьютер) с фирменным программным обеспечением.
Отличия регистрируются по последующим характеристикам:
тип отличия и его значение (к примеру, низкое давление масла мотора: 0,3 бара);
дата фиксации отличия (к примеру, 13.10.2010);
пробег автомобиля, при котором зафиксировано отклонение (к примеру, 123 864,8 км);
пробег автомобиля с отклонением (к примеру, 12 км 600 м);
время деяния отличия в работе (к примеру, 10 мин 48 с).
Таким макаром, ремонтная служба получает полную информацию о времени появления неисправности, пробеге, на котором она произошла, в течение какого времени и пробега автомобиль работал с данной неисправностью. Это относится и к фактам, даже краткосрочным, превышения рабочей температуры мотора. Хоть какое превышение рабочей температуры выше 107 градусов Цельсия регится датчиками и заносится в память центрального микропроцессора.
Главные предпосылки перегрева мотора Охлаждающая система мотора:
засорение радиатора как изнутри, так и снаружи, также «москитной» сетки;
малый уровень охлаждающей воды, завоздушивание (образование воздушных пробок) в охлаждающей системе;
применение охлаждающей воды, не соответственной требованиям завода-изготовителя мотора, эксплуатация мотора с исчерпавшей ресурс охлаждающей жидкостью;
разгрузочный клапан крышки расширительного бачка не обеспечивает требуемого давления (0,7 бара) в охлаждающей системе мотора;
установка теплоизолятора (попоны либо нередко просто картона) плотно перед радиатором для ограничения проходящего через радиатор воздушного потока, что категорически запрещено на турбодизелях с промежным остыванием воздуха;
неправильная работа привода вентилятора (гидравлической вязкостной либо электрической муфты);
течь охлаждающей воды;
неисправный термостат, неисправная водяная помпа.
Система наддува воздуха:
наружное засорение сот интеркулера;
значимая негерметичность интеркулера или 1-го из трубопроводов подачи воздуха;
некорректная работа турбокомпрессора;
засорение воздушного фильтра.
Топливная система:
износ либо выход из строя компонент топливной системы (зависимо от типа топливной системы: ТНВД, ТННД, форсунок, насос-форсунок, насосных секций);
неправильная установка исходного момента впрыска горючего.
Система смазки мотора:
малый уровень масла;
диспропорционально низкое давление масла по отношению к оборотам мотора.
Причины, связанные с эксплуатацией автомобиля:
перегруз автомобиля;
эксплуатация в горах;
эксплуатация в регионах с горячим климатом;
ошибки при вождении (к примеру, неверный выбор передачи).
Прочее:
некорректная регулировка термических зазоров клапанов;
неисправность системы выпуска отработавших газов (заедание заслонки горного тормоза, деформация выхлопной трубы, забивание глушителя/катализатора).
Обычно, большая часть из перечисленных выше обстоятельств впрямую связано с несоблюдением периодичности технического обслуживания автомобиля, также с очевидным старением автомобиля.