Если движок с наддувом
Поведаем о работе мотора с турбокомпрессором и что делать для продления его ресурса.
alt Технические нюансы

Прирастить мощность бензинового и дизельного двигателя внутреннего сгорания без конфигурации рабочего объёма можно принудительной подачей (наддувом) в его цилиндры большего объёма воздуха, подходящего для полного сгорания дополнительной дозы горючего. Более часто для этой цели употребляется турбокомпрессор (ТКР). Есть турбокомпрессоры низкого и высокого давления. 1-ые сжимают воздух до 0,2—0,8 атм., делая 110—130 тыс. об./мин. 2-ые — до 0,8—2,2 атм. при 150—210 тыс. об./мин. Прирост мощности, обеспечиваемый турбонаддувом, составляет 25—80%.
Эксплуатация
Турбокомпрессор при неправильной эксплуатации очень быстро выходит из строя. Поломка ТКР может быть вызвана внедрением моторного масла, не рекомендованного заводом-изготовителем, нарушениями в работе систем зажигания и впрыска, низким качеством горючего, забитым катализатором и т. п. В Конечном Итоге происходит частичное или полное закоксовывание масла в каналах и отверстиях системы смазки вала. Это нарушает целостность масляной пленки и резко ухудшает отвод тепла от ротора. Температура вала с рабочей 80—90°С растет до 400—450°С, и уже через несколько минут из-за образования задиров на поверхностях скольжения вала и подшипников происходит их заклинивание. Под действием больших центробежных сил вал временами изгибается и даже лопается; ламываются и лопасти крыльчаток.
Трудности возникают и при прорыве газов в картер мотора: избыточное давление во впускном коллекторе замедляет отток масла от вала ТКР, вызывая его перегрев. Может быть и вытеснение масла в камеру «горячей» крыльчатки. Образующийся при всем этом на лопастях нагар нарушает балансировку вала. В происходит повреждение ротора и корпуса турбины.
Укорачивает «жизнь» ТКР и несоблюдение правил эксплуатации мотора. После запуска холодного мотора нельзя резко «газовать», по другому остывшее масло не успеет заполнить все каналы системы смазки вала. Для «прогрева» турбокомпрессора нужна пауза в 15—30 сек. После поездки нельзя слету выключать движок — необходимо дать мотору поработать пару на холостом ходу, чтобы обороты турбины снизились при функционирующих системах смазки и остывания.
При изношенном движке опасна неоправданно долгая его работа на холостых оборотах: пониженное давление в системе смазки может привести к масляному «голоданию» турбины.
Ресурс

При грамотной эксплуатации мотора с турбонаддувом ресурс ТКР составляет более 150 тыс. км. Некоторые «экземпляры» выхаживают до 350 тыс. км. Ресурс ТКР зависит и от состояния воздушного фильтра мотора, который необходимо поменять не реже, чем через каждые 10 тыс. км, а при эксплуатации в аспектах завышенной запыленности даже чаще, т. к. пыль, насекомые, листья и остальной небольшой мусор могут быстро засорить фильтрующий элемент. ТКР при всем этом начнет «задыхаться» или порвет фильтр и станет засасывать вместе с воздухом пыль, песок и даже открутившиеся гайки. Это ускорит износ деталей цилиндро-поршневой группы и может привести к «срезанию» лопастей компрессора, что тут же выведет турбину из строя.
В случае поломки турбокомпрессор обычно заменяют новым. Все Таки, большая часть ТКР все же можно отремонтировать. // www.domlv.eu

ремонт автомобиля