Спиртная ЗАВИСИМОСТЬ
Спиртная ЗАВИСИМОСТЬ
Для шведской столицы в Питере наладили выпуск городских автобусов «Скания Омни Линк», работающих на этаноле.
Автобус, готовый к отправке на историческую родину, снаружи отличает непременно красноватая раскраска кузова, а снутри – большее, чем у нас, внимание к инвалидам. Средняя дверь оборудована электрогидравлическим подъемником для инвалидных колясок, а в салоне откидные сидения для провождающих.
В отличие от Бразилии, где хоть и есть собственная нефть, все таки с конца 70-х годов этанолом подменяют бензин в карбюраторных моторах, шведская «Скания» «заспиртовала» дизельный. Когда она переводила на природный газ движок DC9, из дизеля сделали, на самом деле, мотор с искровым зажиганием и наружным смесеобразованием (ЗР, 2006, № 2). Казалось бы, вот и база для этаноловой модификации. А нет: циклу Дизеля не изменили, принудили спирт с воздухом смешиваться в цилиндрах и воспламеняться от сжатия. Но тяжелее всего пришлось топливной аппаратуре. В отличие от солярки, спирт лишен смазывающих параметров, и, чтоб прецизионные Ремонт и эксплуатация ТНВД сохраняли работоспособность, к спирту подмешивают экологически незапятнанное рапсовое масло.
Под капотом, кажется, ничего нового, не считая красноватого ящика. Это система автоматического пожаротушения. Только ТНВД «Бош» способен без «головной боли» потреблять такую «бормотуху». Фактически, ради экологии и подмены нефти этот перевод и затеяли. В Европе производят программку по значительному повышению толики альтернативного горючего на транПодвескае с сегодняшних 5%. Шведы тут в фаворитах: к 2020 году планируют стопроцентно отрешиться от углеводородного горючего. В дело идут зерно, картофель, кукуруза, сладкий тростник, морские водные растения, да хоть апельсинные корки и ботва. Биомасса – концентрат солнечной энергии. Так что крестьяне, как на данный момент нефтяники, будут гарантированно обеспечены работой. Шведы молвят, что после декабря 2005 года к горилке как горючему стали прицениваться власти Украины. Сладкой свеклы там много – означает, спирт будет, осталось придумать, чем смазывать плунжерные пары.
Наша родина до потребления спирта в чистом виде дойдет не скоро. Но соединять «коктейли» в Москве уже планируют, а в Липецкой и Волгоградской областях собираются выстроить фабрики по выпуску биоэтанола.
НАША СПРАВКА
Бензоспиртовые консистенции удачно применяли еще сначала ХХ века в автоПодвескае на движках с высочайшей степенью сжатия. Октановое число спирта 100–105 единиц, но расход выше практически в 1,5 раза из-за наименьшей теплотворной возможности. Одними из первых серийных автомобилей, работающих на спирте, были модификации «Форда-Т». Сейчас наследники Генри Форда заправляют спиртом модификацию «Фокуса». И не они одни. На европейский и южно-американский рынки поставляют «спиртомобили» «Фольксваген», «Тойота», GM, «Ситроен». Сейчас к ним присоединился СААБ с моделью «9-5 Аэро», при всем этом мощность мотора выросла на 20%, вращающий момент – на 25%.
В Швеции биоэтанол на четверть дешевле бензина, в других странах соотношение другое. В Бразилии платят еще меньше, в Германии – чуток дороже. Выгоду от эксплуатации таких автомобилей делают уменьшением налогов и возможностью бесплатных парковок в городках.