ЛЕВЫЙ МАРШ
ЛЕВЫЙ МАРШ
Подвеска И ОТДЫХ
Путешествие
ЛЕВЫЙ МАРШ
Древнейшие замки и соборы, тенистые аллейки парков и океанские приливы, комфорт деревенских трактиров и бурные водовороты столичных площадей - такими запомнились 716 миль по левой стороне дорог старенькой Британии.
Антон УТКИН
Сумасшедшая ЗАТЕЯ
В мае компания "Фрам" пригласила в Великобританию. Ограничиться осмотром завода было бы грустно, и я замыслил семидневный вояж.
Авиабилеты есть, сейчас нужно решить, на чем добираться из Лондона в Кардифф - там, в Южном Уэльсе, цель моей командировки. Что за вопрос - конечно, взять напрокат машину! Ведь конкретно меня, корреспондента авто журнальчика, ожидают не дождутся дороги, по которым ездят "напротив"! Поразмыслив, оформил аренду еще в Москве - на 7 дней за $262. Большая часть прокатных контор требуют кредитную карточку, но через турагентство можно забронировать машину под залог $400.
И вот я в аэропорту "Хитроу". На стоянке предъявляю бронь и водительские права: все о'кей - наши пластмассовые, эталона 1993 года, их устраивают. Начитавшись путеводителей, задумывался, что со мной будут нянчиться, предупреждая об опасностях левостороннего движения, украсят машину надписями "Continental driver" (шофер с материка) и т. д., но все оказалось еще проще. Менеджер взял мою сумку и, выйдя на улицу, уложил ее в багажник голубой " Рено Клио" - мотор уже работал. И здесь же - "Гуд бай!", а жестом просит побыстрее высвободить проезд - давай, дескать, отваливай! Как под гипнозом, сажусь через правую дверь за руль и...
1-ые МИЛИ
Поднялся шлагбаум, справа наперехват несутся авто, а сзади нервно сигналит местный - дескать, не спи, выезжай! Повернул влево, осевая справа, пищу... "Мне инструктор посодействовал, и коленом пинок..." - грохочут в голове аккорды Высоцкого, - как и тому новенькому парашютисту, мне на данный момент тоже посодействовали...
Через несколько минут нашел, что до сего времени пилю на первой передаче и зарулил на левую обочину - перевести дух и изучить машину. Итак, новая "Клио", пробег 8 тыс. км, мотор 1,4 л, кондюк, усилитель руля, Abs, подушки и т. д. Проверил масло, "тормозуху", антифриз, ремни, шины... Инструмента нет, но нужный минимум я взял из дома. Переключать передачи придется левой рукою - спасибо, что других фортелей "некорректная" Великобритания не подкинула. Представляю, каким эквилибристом я бы здесь стал, окажись у их и педали зеркально симметричны...
Мой путь лежал на запад, и, выбравшись потихоньку на высокоскоростную магистраль М4, я приободрился - в потоке 1-го направления погружение в левостороннюю стихию происходит равномерно и неопасно. В город Рединг въехал уже осмелевшим и, петляя по улочкам, сообразил, почему так стремительно привык не страшиться проносящихся вплотную справа встречных. Сказались мотоциклетные способности - гоняя в массе безбашенных байкеров, где все передвигаются беспорядочно, как молекулы газа, приходилось выбирать направление при разъездах только по обстановке. Тут, на британских перекрестках, я тоже вывел себе единое правило - ДДБ ("Дай дорогу англичанину"), а когда использовать его уже поздно, остается запасное: "Прав тот, кто смог увернуться"...
Доброжелательный ОКСФОРД
В город-университет попал после пополудни и здесь же подыскал небольшой домашний отель категории "Бед энд брекфест" (кровать и завтрак) за 35 фунтов. Таких по стране тыщи, в городках - через каждые 100 метров. Даже в самой глухой деревне узреешь вывеску "B&B", при этом в тихом месте ночь с завтраком обойдется всего в 15 фунтов ($24).
Оставив машину во дворике отеля под кроной огромного каштана, до позднего вечера гулял по городку. Студентки в шортиках прогуливаются массами, ведь каждый 2-ой дом тут - древний институт. В хоть какой из их можно свободно зайти - сзади строения обычно шикарный парк со всеми английскими атрибутами: газонами, толстенными деревьями, стриженым кустарником и т. д. Тут и обучаются, и живут, а завидев гостя с фотоаппаратом, сходу подходят и увлеченно говорят ему историю института. Сосредоточиться и погрузиться идеями в глубь веков иногда трудновато, в особенности когда взор прикован к тому, что выпирает через маечку добровольческой экскурсоводши...
СТРАНА ЗАМКОВ И ОВЕЦ
Днем опять в путь - желаю уже сейчас промыть сапоги, то бишь колеса моей " Рено Клио", в Атлантическом океане. Двухрядка А40 вьется меж лугов, пронизывая местами деревни - до чего красива страна наилучших в мире садоводов! Окна домов прячутся за голубыми шапками цеанотусов, желтоватые сережки бобовника метут газоны, ну и, естественно, клематис на рамках, магнолии, сирень... Любимое дерево британцев - меднолистый бук. Красно-коричневые кроны еще издалече извещают, что впереди деревня. Но самое необычное на этой земле - аллейки тысячелетних тисов высотой под 10 метров. Лицезрев такую где-нибудь перед школой, понимаешь, что еще во времена Робин Гуда деревья тут не только лишь рубили, да и сажали.
Миновав графство Хартфордшир, пищу уже не по Великобритании - это Уэльс, принадлежащий английской короне "всего только" семьсот лет. Тут живут валлийцы - потомки старых кельтов, чей язык похож на британский менее чем, скажем, польский. Наименования городов на указателях продублированы, а деревень - даны только по-валлийски. Попадаются совершенно нечитаемые, где из 7 букв все согласные, к примеру Llwchwr...
Скоро зарядил маленький дождь, и, судя по всему, навечно. Справа остался величавый замок Реглан времен войны Красной и Белоснежной Розы, потом дорога прошла через государственный парк Брекон и поднялась в Кембрийские горы. Мчаться по ней, закладывая виражи в "слепых" поворотах, - сущее удовольствие. Местные только так и ездят, зная, что пешеходам не придет и в голову выйти на трассу, а овцы, коими здесь усеяны все склоны, просто не сумеют - повдоль обочин сплошные стенки колющегося кустарника.
Ловлю себя на мысли, что, невзирая на невеселую погоду, на душе отрадно и комфортабельно - умытая, вся в лохматой зелени старушка Британия уютна даже в дождик. Может быть, поэтому, что тут нет ни луж, ни грязищи - вообщем, открытый грунт не попадался никогда. Где ездят либо прогуливаются - непременно асфальт либо утрамбованная галька, резко переходящие по бокам в газоны. Видимо, издавна прошли те времена, когда по одному из пятидесяти цветов глины на башмаках джентльмена можно было найти, откуда он приехал.
После города Лландовери пошли уже совершенно пустынные местные дороги, петляющие по буграм и равнинам рек. И вот, в конце концов, вздох восхищения: "Океан!"... Щекочущий ноздри запах соли и водных растений обогнал на полкилометра взор в бескрайнюю даль. В первый раз в жизни я увидел те же английские моря, до которых мы всех сильней...
ЭКЗАМЕН ПО ВОЖДЕНИЮ
На 3-ий денек предстояло обогнуть по берегу пол-Уэльса, и я почти все успел: оглядеть собор в Сент-Дейвидсе и замок в Пембруке, погулять по национальному парку и морскому дну во время отлива, а в итоге заехал в Тенби - дешевый курорт с шикарными пляжами, пальмами и скалистым полуостровом в море. Пожить бы тут неделю! Под вечер прибыл в Кардифф - там меня заждались.
Визит на фирму занял один денек и, покончив с делами, я вновь отправился путешествовать. Курс на восток - назад в Великобританию. Набравшись "левостороннего" опыта в провинции, можно сунуться и в столичную круговерть. Оказалось, не так страшен Лондон, как его таксисты. Местный "мастер" так избалован - чуть не просит, чтоб его пропустили, лениво выставив руку в окно. Я и уступал до поры до времени, думая, что имею дело с джентльменами. Но скоро удостоверился, что сами-то они никого не пропускают - летают на собственных сундуках-"метрокэбах" - дескать, расступись, а то зашибу! В общем, было несколько нервных моментов. Пришлось запамятовать про вежливость и рулить по-московски...
Часа за три я совершенно акклиматизировался и, заглядывая у каждого светофора в карту, исследовал "с колес" практически все достопримечательности, а в итоге три раза сделал "круг почета" по Трафальгарской площади - осталось только закрепить воспоминания пешим осмотром. И только единственный раз появилась по-настоящему страшная ситуация, когда на последующий денек приехал в аэропорт сдавать машину. Проплутав полчаса в поисках стоянки и совсем заблудившись в лабиринтах терминалов, уперся в турникеты платной парковки - тупик! Выворачиваю вбок через бордюрчик и... цепенею от кошмара: по всем 5 рядам мне несутся навстречу!.. Поток тормозит - у англичан неплохой рефлекс на идущих в лобовую (видно, залетные французы время от времени дают тут шороху). Вот и на данный момент все стоят, не шелохнутся - ожидают, что будет делать "континентал драйвер". Врубаю фары, "аварийку" и пересекаю трассу наискосок, просто по азимуту - только бы выкарабкаться...
А где же милиция, почему меня здесь же не "замели"? Нет ее на дорогах - никогда не лицезрел. Надзирать за подданными Ее Величества тут не принято, а порядок держится на простом: "Не причиняй неудобств другому".
И несколько слов тем, кто зажегся съездить на Английские острова. Гостиницы в Лондоне безрассудно дороги: $150-200 за номер со старой мебелью и сантехникой - в порядке вещей. На окраине в отеле B&B - около $70. Поесть досыта можно за $10-12, а в "Макдональдсе" либо английской забегаловке Fish&chips - за $5-6. Бензин стоит $1,3 за литр, вход в музей - $2-12. А если считать в целом - то, скажем, трехнедельная романтичная поездка для двоих с авиаперелетом и путешествием на машине по Великобритании, Шотландии и Уэльсу обойдется минимум в $4000. Зато дивиденды с этой суммы вы будете получать долгие и длительные годы - в форме мемуаров и снов...
Нет, это не южная Италия, а валлийский курорт Тенби в северной Атлантике.
Фото Антона УТКИНА