КРЫМ - КАВКАЗ КТО КОГО?
"КРЫМ - КАВКАЗ": КТО КОГО?
Подвеска И ТУРИЗМ
ПУТЕШЕСТВИЯ
"КРЫМ - КАВКАЗ": КТО КОГО?
Из прошлогодних мемуаров
Павел МАРТЫНЕНКО
Фото Андрея Гукленгофа и Владимира Князева.
ДОРОГА
Отдых у моря начинается с дороги к нему. Мои маршруты не отличались оригинальностью: Воронеж - Белгород - Харьков - Запорожье - Мелитополь - Севастополь (1130 км) и Воронеж - Ростов на дону - Краснодар - Жаркий Ключ - Туапсе (1020 км). Автомобиль - БМВ-728 дальнего 1979 года выпуска в довольно "бодреньком" состоянии.
Автотуристы со стажем отлично помнят не настолько давнешние времена, когда поездка на далекое расстояние без одной-двух канистр для бензина была невозможна. Сейчас на Украине и в Рф таковой трудности просто нет и цены приблизительно однообразные, при этом на побережье они выше на 10-20%. Положение с газовым топливом тоже не достаточно чем отличается, только со знаком минус: заправочные станции встречаются очень изредка (через 300-400 км) и работают очень нерегулярно. Вот, пожалуй, и все, что соединяет воединыжды два маршрута. Различий куда больше.
Сначала - это дорожные сборы. По дороге на Кавказ было надо заплатить 10 рублей в Краснодарском крае (по дороге назад - тоже) и 42 рубля на заезде в Сочи. И это все! Об особенностях автопутешествий по Украине журнальчик писал уже довольно. Украинские власти более осязаемо упрощают кармашки автопутешественников по сопоставлению со своими русскими сотрудниками. Ну и на границе придется постоять значительно.
Также следует учитывать, что дорога на Кавказ идет в обход населенных пт, в то время как на Украине Мелитополь и Симферополь приходится проезжать чуть не на искосок, а другие большие городка - хоть малость да "зацепить". Маленьким же селам с наименованиями на белоснежном фоне - несть числа. Ну а по пути на Кавказ 1-ый и единственный светофор оказался исключительно в Туапсе.
Таким макаром, после первого шага соревнования Кавказ - Крым счет - 1:0 в пользу Кавказа.
ПРОЖИВАНИЕ, ПИТАНИЕ
Как оказывается, отыскать "и стол, и дом" можно было без всяких заморочек как в Крыму, так и на Кавказе, при этом по совсем схожим ценам. Прибрежные кавказские городки пестрят объявлениями "сдаю комнату с автомобильной стоянкой". "Личный сектор" оценивал одно койко-место в среднем от 15 до 30 рублей в зависимости, обычно, от географического расположения этого самого "койко-места". В моем случае в поселке близ Туапсе, приютившемся в красочном ущелье повдоль горной реки, комната на троих в личном доме (до моря - минут 6-7 ходьбы) и стоянка машины там же стоили 60 рублей в денек, а даже очень хороший обед и ужин в прибрежном пансионате - 75 рублей в денек (тоже за троих). То же самое, к примеру, в Джубге обошлось бы раза в полтора дороже, так как Джубга - это 1-ый населенный пункт по направлению к Сочи после перевала Жаркий Ключ, а до нашего поселка было надо еще проехать 60 км по серпантину. Проживание на турбазе с схожими бытовыми критериями стоит от 120 рублей в денек за трехместный домик и автомобильную стоянку, но без питания. Похожие цены и в Крыму (не считая Ялты и центра Сочи - там совершенно другая жизнь). Любители большего комфорта полностью могут отыскать как в Крыму, так и на Кавказе пансионаты и санатории, цена проживания в каких сравнима с ценами европейских курортов, при этом на Кавказе их больше, чем в Крыму. Но рядовому, как принято гласить, автотуристу приходится находить чего-нибудть поординарнее.
Итак, за этот шаг Кавказ и Крым получают по очку - 2:1.
ЭКСКУРСИИ, Утехи
Одно из преимуществ автотуриста по сопоставлению с пешими собратьями, естественно, мобильность. Исходя из убеждений экскурсанта, Крым - это просто музей под открытым небом. Пещерные городка, монастыри, дворцы и парки, руины старых крепостей и городов, музеи и памятные места - здесь уж Крым отыгрывает очко. Да, Кавказ необычно живописен, и мы с наслаждением прокатились по побережью и ущельям с водопадами на горных реках, поглядели дольмены - ровесники египетских пирамид, но в Крыму, если можно так выразиться, концентрация "красот и чудес" на единицу площади куда выше. Не считая того, дороги на Кавказе еще опаснее крымских - так, на 80 километрах серпантина только за одну поездку мы узрели пару разбитых легковых машин и упавший в ущелье автобус.
Так что по результатам этого шага счет сравнялся - 2:2.
Но что касается развлечений и аттракционов, то Кавказ снова выходит в фавориты. В состоящем из одной улицы кавказском поселке на пляже всегда можно проехаться на аква байках, яхте, поплавках - "бананах". А сколько воспоминаний можно получить в выстроенных по западным эталонам аквапарках! Их два (не берем в расчет аквапарки в санаториях) - в Сочи и под Туапсе. Удовлетворенность от их посещения может омрачить только цена входного билета - в туапсинском аквапарке до 140 рублей для взрослого и до 80 для малыша зависимо от сезона, денька недели и времени суток, плюс стоянка машины - 30 рублей. Что ж, за наслаждения нужно платить. Ну а в Крыму, по последней мере, в районе Севастополя, имелись только яхты на центральной пристани да равномерно разрушающаяся под своим весом бездействующая простая водяная горка на одном из пляжей.
Потому Кавказ опять выходит вперед со счетом 3:2.
А какой отдых на юге без обилия фруктов, дынь, арбузов и виноградового вина? Вот в этом виде состязания снова одолевает Крым. Если крымские цены в пересчете с гривен на рубли приятно веселят глаз и кошелек, то кавказские в самом наилучшем случае вызывают раздражение. Почему местный инжир продается дороже, чем киви из Эквадора в Воронеже? Неясно и даже малость грустно. Почему на солнечном Кавказе домашнее вино продают по стоимости хорошего шампанского, местную форель - по стоимости осетра и лаваш в два раза дороже, чем в центре Рф?
Крым ликвидирует разрыв в счете - 3:3.
И Снова "ПРОВЕРКИ НА ДОРОГАХ"
Для каждого автотуриста воспоминания от отдыха на юге - это не только лишь лента шоссе и шум прибоя, да и неминуемые контакты с сотрудниками дорожной инспекции. Вот тут-то путешествие на Кавказ приятно изумило, я бы произнес, подходящим моральным климатом по всей дороге. Может, мне просто подфартило, но от Воронежа до Сочи и назад нас приостановили только один раз на стационарном посту в Краснодарском крае для обыкновенной проверки документов. Как приятно проехать 2500 км и никогда не услышать до боли знакомых фраз: "проверим ручничок", "содержимое аптечки по списку" и т. п. На Украине от Харькова до Чонгара можно доехать полностью нормально, но вот в Крыму... За 600 км крымских дорог бесед с представителями ДАI у меня было больше, чем за 2000 км по Рф. С течением времени, естественно, проверки содержимого багажника и номеров агрегатов закончили поражать, но, согласитесь, кому приятно отвечать на таковой вот вопросик: "В документах цвет числится как желтый, а я считаю, что машина бежевая. Почему?" Во время поездок по Крымскому побережью мне никогда не удалось преодолеть без остановок пост в городе Инкерман, а, к примеру, придирки к тому, что газовое оборудование машины не записанно в свидетельстве, мне обошлись в 15 гривен (1 гривна в то время приблизительно соответствовала германской марке), хотя такая регистрация не требуется. На подступах к Ялте постовые стояли через каждые два-три километра, при этом не просто стояли, а "трудились", не покладая жезлов, по, к огорчению, обычному сценарию - поначалу приостановить машину, лучше не местную, ну а позже прикинуть вид нарушения. А в Краснодарском крае на участках, где велись работы по расширению трассы, и передвижных постов было не меньше, по последней мере, на моих очах останавливали только за грубые нарушения ПДД. В течение всей кавказской поездки я не увидел ни 1-го газоанализатора! В Крыму за один денек СО проверили два раза, естественно, не безвозмездно. Так что путешествующим по Крыму приходится утешаться только бессмертным гашековским: "Кто он таковой - капитан Сегнер, и что он такое по сопоставлению с красотами природы!".
Счет становится 4:3 - по очкам одолевает Кавказ.
Естественно, это соревнование очень условно и отражает только мои личные воспоминания. Кому-то отдельные его этапы покажутся малозначительными, а другим - напротив, решающими. Главное, чтоб каждый мог избрать отпускной маршрут по собственному вкусу.
От отдела авто жизни: материал был написан до кризиса, и понятно, что приведенные в нем цены не совпадут с ценами этого года. Все же мы посчитали необходимым их привести - Кавказ и Крым как и раньше влекут к для себя отпусников-автомобилистов и чем большей информацией они будут располагать, тем лучше сориентируются и подготовятся к отдыху.