13 ВАРИАНТОВ СТРАХОВКИ
13 ВАРИАНТОВ СТРАХОВКИ
НОВЫЙ ЗАКОН
Приняв в прошедшем году "антинародный" Закон об неотклонимом страховании штатской ответственности хозяев транПодвесканых средств, депутаты сделали для себя неоценимый подарок. Перед выборами у многих из их оказалось по козырному тузу в виде законопроекта, призванного "защитить" автомобилистов от сатрапа-государства, требующего еще одну "мзду". В сентябре-октябре, другими словами аккурат в самый разгар предвыборной кампании, народные избранники начали по одному извлекать козыри из собственных рукавов и размахивать ими. Если учитывать, что в Рф из более чем 30 млн. автолюбителей многие от всей души веруют, что ОСАГО - форменная обдираловка, то несложно додуматься, сколько дополнительных голосов на выборах могут заработать "заступники" интересов автовладельцев.
Разные депутатские группы и объединения представили на трибунал коллег в общей трудности 13 законопроектов, призванных подкорректировать либо вообщем отменить Закон об ОСАГО. Соединяет воединыжды все эти разработки одно: чувство, что писали их "на коленке" - возмутительная юридическая безграмотность сквозит практически в каждом из этих "документов". Ну и как может быть по другому, если со страховщиками, по словам президента РСА (Русского союза автостраховщиков) Евгения Кургина, ни один из народных избранников даже проформы ради не счел необходимым посоветоваться.
"ОТМЕНИТЬ!"
Более воинственные депутаты предлагают с Законом особо не церемониться, а просто отменить. Здорово - ничего не скажешь. Правда, по заключению профессионалов, отмена Закона противоречит сходу нескольким статьям Конституции РФ, о чем депутатам хорошо бы знать. Не достаточно того, такое решение приведет к масштабному скандалу с непредсказуемыми последствиями - выше 4 млн. автолюбителей уже оформили неотклонимую страховку. Отмените Закон - и что они будут делать со своими полисами? Народные избранники, видимо, считают, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. В качестве непонятных предложений бытуют "перевод" неотклонимых полисов в добровольческие либо возврат средств тем обладателям, которые добровольно страховаться не желают. Все это само мало несерьезно.
Ни один из вариантов, понятное дело, не устраивает страховщиков. Обслуживать клиентов, застрахованных по программке ОСАГО, они сумеют исключительно в согласовании с теми правилами, которые прописаны в Законе. А возвратить Энциклопедия грузовых автомобилей всем желающим просто не получится. Другими словами, проявляя такую заботу об интересах избирателей, депутаты, ратующие за отмену Закона, по сути ставят без малого 5 млн. честно застрахованных по ОСАГО русских автолюбителей в незавидное положение: ни страховки, ни средств.
Что уж здесь гласить о страховщиках, чья судьба вообщем не достаточно кого интересует, но которые, все же, могут понести большие убытки. По данным РСА, расходы большинства компаний, членов ассоциации, составили несколько сотен тыщ баксов, а у фаворитов рынка они превысили 10 млн. баксов. При этом пошли они на эти расходы, ориентируясь на положения Закона об неотклонимом страховании штатской ответственности хозяев транПодвесканых средств и на постановления правительства, конкретно касающиеся внедрения ОСАГО в жизнь.
"Поменять!"
Еще "лучше" смотрятся законопроекты, предлагающие не отмену, а изменение Закона. Здесь буйная фантазия думцев разгулялась не на шуточку. Так, депутаты Аксаков, Колесников и Леонтьев предлагают фактически стопроцентно перекроить Закон. Для начала, обыкновенно, ратуют за существенное понижение тарифов и поправочных коэффициентов. Обоснований этому в собственном законопроекте они не представляют - и так понятно, что "в интересах автовладельцев". А тот факт, что тарифы рассчитывали, исходя из русской и забугорной статистики, и от их вместе с коэффициентами впрямую зависит сумма компенсационных выплат, думцы, видимо, сочли несущественным. Кстати, депутаты предлагают отменить право регрессивного требования со стороны страховщиков (когда компания вправе востребовать в ряде обсужденных случаев компенсацию с виновника ДТП). "Подставлялы" и любители ездить под мухой, наверняка, уже рукоплещут стоя. Еще бы: прими эту норму, и Энциклопедия грузовых автомобилей со страховых компаний можно будет "рубить" на полностью легитимных основаниях.
Откуда взялся последующий пункт: "изменение тарифов не почаще раза в год" - вообщем не понятно. Ведь когда закон только начинает действовать, тарифы нужно корректировать оперативно, при этом далековато не всегда в сторону увеличения. Но самое увлекательное далее: создатели законопроекта предлагают сделать региональные проф объединения страховщиков, каждое из которых сумеет принять СВОИ правила проф деятельности. Другими словами с принципом всеобщего страхования штатской ответственности можно проститься сходу, а вот повсеместная путаница нас ожидает точно.
Это еще не все. Гарантийный фонд создатели законопроекта также предлагают разбить на несколько региональных. В какую копеечку влетит казне схожее "дробление" и сумеют ли эти "фондики" гарантировать выплату по всем страховым случаям, остается только гадать.
Еще одна любознательная мысль поступила от детупата Арефьева. В собственном законопроекте Николай Васильевич предлагает... сделать непременное страхование штатской ответственности хозяев транПодвесканых средств добровольческим. Как при всем этом сделать его к тому же всеобщим, создатель проекта не разъясняет. А жалко! Любопытно было бы слушать.
Другие идеи конфигурации Закона наименее оригинальны и касаются, в главном, сурового вопроса - социально незащищенных слоев населения. Скажем, депутаты Жириновский, Лебедев и Соломатин выступают за отмену неотклонимого страхования для пожилых людей. Другая большая группа думцев предлагает ввести систему льгот для менее защищенных слоев населения с внедрением специального механизма финансирования за счет страховщиков.

ВОЗВРАЩАЕМСЯ В Действительность
В конечном итоге на первом шаге поддержку думцев, как понятно, получил законопроект, внесенный депутатами Райковым и Гальченко. Он предугадывает перенос на год введение неотклонимого страхования. Но фокус в том, что, не считая 3-х чтений в Думе, документ должен получить одобрение Совета Федерации и Президента. Даже по воззрению самих депутатов - создателей бессчетных проектов, до 2-ух последних инстанций он навряд ли дойдет.
По правде, выборы минуют, и голоса "автоэлектората" не достаточно кого будут тревожить. Так что вся шумиха, поднятая вокруг принятого и вправду подходящего закона, - только рассчитанный ход в преддверии смены думского караула. Кстати, ход этот, как бы призванный поддержать автолюбителей, по сути принесет им только массу морок и неудобств.
По словам Евгения Кургина, звучные популистские выступления депутатов, обещающих отменить Закон, приведут только к тому, что в конце декабря автовладельцы будут обязаны выстаивать большие очереди к страховым агентам (в среднем процедура дизайна полиса ОСАГО сегодня занимает 15-18 минут). При этом в почти всех компаниях уже появляются трудности со штатами: страховщики оказались не готовы к таким объемам работы. Так что, когда автолюбители усвоют, что брать страховку все равно нужно, им придется брать компании штурмом. Наверное, в это время активируются и торговцы липовых полисов...
Вобщем, поправки в Закон заносить будут. К примеру, страховщики готовы пойти на уступки для льготников. Хотя в Германии (а конкретно германская модель легла в базу нашей программки ОСАГО) пожилые люди входят в группу завышенного риска и платят за страховку больше, чем автолюбители среднего возраста. Русские же реалии таковы, что без скидок для льготников обойтись нельзя - очень тощие у их кошельки. По словам президента РСА, страховщики готовы идти и на другие разумные уступки (уже некасающиеся льгот для социально незащищенных слоев населения). Другой вопрос, что Закон пока действует только отчасти, потому о внесении поправок гласить рано.
Нужно дать ему хотя бы несколько месяцев поработать в полную силу. И исключительно в марте-апреле 2004 года можно будет решать, в каких непосредственно конфигурациях нуждается Закон.
Вроде бы любой из нас ни относился к ОСАГО, нужно все-же уяснить, что без такового Закона страна, все мы далее жить не можем, даже если 1-ые шаги по его применению будут болезненны. Закон можно поправлять, улучшать в интересах автомобилистов. А пока придется приобрести полис.