ОСЕННЕЕ ОБОСТРЕНИЕ
ОСЕННЕЕ ОБОСТРЕНИЕ
Год подходит к концу, можно подводить подготовительные итоги продаж на авто рынке. Как досадно бы это не звучало, для большинства его клиентов итоги безотрадны - цены вырастают! А вот многие зарубежные производители могут радоваться. Что касается российских автогигантов, то осень для их стала тревожной...
ВО ВСЕМ Повинет ЕВРО
Эта тенденция обозначилась еще в прошедшем году, а в этом не увидеть ее мог только слепой: русские автомобилисты начали пересаживаться с старых импортных машин и новых российских авто на новые завезенные из других стран, при этом их не останавливают даже растущие цены. За девять месяцев уже приобретено больше импортных машин, чем за весь прошедший год - 135 тыщ, и это не предел: в осенние месяцы россияне брали в среднем по 25 тыщ новых зарубежных машин (ранее - 10-15 тыс.).
Аналитики уже успели подсчитать: на покупку новых автомобилей наши граждане в этом году издержут около 12 миллиардов. долл. - на 10% больше, чем в прошедшем. Видимо, в валютном выражении толика рынка новых импортных машин в первый раз догонит долю новых российских (37-38%). И это при том, что иномарки стали дороже!
Примеров много, остановимся на нескольких.
СП "Джи-Эм-АвтоВАЗ" не сдержало обещания сохранить стоимость на внедорожник " Chevrolet Нива" до конца года. Нет, формально она осталась той же - 8499, но уже не баксов, а евро. Соответственно сейчас автомобиль 2004 модельного года обойдется уже в 10 тыс. баксов! Руководители СП разъясняют это тем, что многие поставщики девайсов выставляют счета в евро. Аргумент более чем непонятный - львиную долю девайсов, как понятно, на СП поставляет АвтоВАЗ, который по закону должен вести расчеты снутри страны исключительно в рублях. На долю же иноземцев остаются мелочи типа ремней-прокладок-сальников. Быстрее, на повышении цены сказалась модернизация (сейчас, к примеру, в "базе" - зеркала с электронной регулировкой), а еще желание заработать на волне покупательского ажиотажа.
По последней причине в этом году немного "подвинулись" в стоимости и другие пользующиеся популярностью иномарки. По 500 долл. в среднем прибавили все варианты "Тойоты-Королла" и " Хёндэ Гетц" (формально более богатой стала базисная комплектация), на 300 долл. - " Хёндэ Акцент" (разъясняют тем, что взвинтила стоимость за доставку машинокомплектов стальная дорога). Но, невзирая на все это, приобрести с ходу пользующуюся популярностью модель не получится: на все - очередь. Заказанные в октябре " Форд Фокус", " КИА Рио", " Хёндэ Акцент" и "Гетц", также " Мицубиси Лансер" можно будет получить только в декабре.
Отметим одну особенность нашего рынка: большим фуррором пользуются не европейские, а азиатские модели. За девять месяцев реализации у "Хёндэ" выросли в 2,2 раза, у КИА и "Сузуки" - в 2, у "Хонды" - в 1,6. В то же время у "Фольксвагена" - падение спроса на 20%, а у "Шкоды" - и совсем на третья часть. Аналитики говорят: во всем "повинет" евро, также возросшее качество азиатских машин. Молвят даже, что воодушевленная фуррором "Тойота" рассматривает возможность строительства завода в Рф.
О собственных планах открыть у нас создание, пусть и осторожно, но опять заговорили на "Фольксвагене". А южнокорейская "KИА моторс" подписала соглашение о начале сборки с ноября 2004 года в Ижевске собственной модели "Диапазона" (пока она называется "Сефия" либо "Шума").
ПРОИГРЫВАЕМ, НО НЕ СДАЕМСЯ
А вот создание российских машин за девять месяцев сократилось на 7,3%. Так, АвтоВАЗ в январе-сентябре 2003 года уменьшил выпуск до 515,8 тыс. машин (за тот же период прошедшего года - 574,3 тыс.). Меньше выпущено автомобилей "десятого" семейства (160 тыс. против 176), снизился и экПодвеска (с 72 до 70 тыщ). Правда, спецы считают, что выпуск легковых автомобилей в Рф все таки превзойдет прошлогодний, но только за счет "Ижамаша" и собранных у нас импортных машин (их должно быть произведено около 60 тыс. против 11 - в 2002-м).
Все же пока наблюдается довольно размеренный спрос на авто марки "ВАЗ" фактически во всех регионах; остатки на площадках дилеров как и раньше в границах нормы. По уверениям управления маркетинга АвтоВАЗа, сначала ноября они были на уровне 45 тыс. автомобилей (в прошедшем году в это время припасы доходили до 90 тыс.). Но ноябрь по традиции считают "провальным" для продаж месяцем, обыденное же "оживление рынка" наступает в канун Нового года. Повторится ли такое в сегодняшнем сезоне ?
Цены на "тольяттинской площадке", выросшие сначала октября, сделали поездку за автомобилем в Тольятти этой осенью глупой. Зато в регионах они несколько снизились, и по неким моделям цена "лад" в Тольятти даже выше, чем в других областях Рф (бывает и такое!). Средневзвешенные цены на самую доступную ранее модель "Жигулей" VAZ 21053 в Тольятти сначала ноября составляли 107 тыс. руб., чуток дороже, чем на "шестерку" из Ижевска - 105 тыс. "Семерка" оценивалась в 116 тыс., а цены на "девятку" начинались от 165 тыс. рублей. Самая доступная "10-ка" - автомобиль VAZ 21102 в комплектации "норма" (от 194 тыс. руб.). За универсал VAZ 2111 тольяттинские дилеры просили 206-215 тыс. руб., а московские - 212-225 тыс. руб. Чтоб подогреть угасающий в преддверии зимы покупательский энтузиазм, дилеры предлагают различные скидки и призы (завод воспрещает снижать цены ниже установленного уровня).
Но есть российские авто, цены на которые несколько выросли - вырос спрос. Это - древняя "Нива", за какую в среднем требуют 6,8 тыс. долл. (их стали выпускать приметно меньше) и модернизированная "Волга" с бесшкворневой подвеской (от 5990 долл. в базисном выполнении).
Навечно ли...