ГЛАВНОЕ - СТАБИЛЬНОСТЬ!
ГЛАВНОЕ - СТАБИЛЬНОСТЬ!
ОХЛАЖДАЮЩИЕ Воды
Самое общее заглавие того, что заливают в систему остывания автомобилей, - охлаждающая жидкость (дальше ОЖ). Когда-то в качестве такой использовали воду, по способности дистиллированную - колодезная вызывала очень сильную накипь в системе.
За рубежом охлаждающие воды принято именовать "антифриз" (дословно - то, что против замерзания). У нас же часто встречающийся продукт этого рода идет под заглавием "Тосол". Обращаем внимание: это - имя собственное и предполагает определенную рецептуру. Потому писать "Тосол" на хоть какой банке негоже. Все же у русских автомобилистов от нередкого потребления это слово совершенно точно ассоциируется с хоть какой охлаждающей жидкостью российского производства. Отсюда и пошли: "вам наш тосол либо ввезенный антифриз" и практически серьезное разграничение ОЖ на антифризы, предназначенные только для импортных машин, и "Тосол" - только для "нашемарок".
Управляться таким принципом стоит с оглядкой на свой бумажник. Если он позволяет, допустимо (но не всегда целенаправлено) залить дорогой ввезенный антифриз в русский автомобиль, а если с деньгами негусто, большая часть импортных машин употребит и доброкачественную ОЖ русского производства. Кстати, некие производители именуют ее "антифризом". Хотя советовать это на все случаи жизни, конечно, не будем.
Сейчас о прекрасных заглавиях. Не правда ли, когда заместо надписи ОЖ-40 видишь на канистре волшебные "Север", "Антарктида" либо ОЖ-60, перед очами стают отважные полярники и посреди их вы со собственной машиной. Но не будем предаваться иллюзиям - не плохое заглавие производителя еще не гарантирует умопомрачительной морозоустойчивости. О реальных способностях того либо другого продукта предлагаем судить хотя бы по результатам нашей проверки.
И еще пару слов - о цветах радуги. Часто слышишь, что соединять можно продукты, если они 1-го цвета, при этом наши - всегда голубые, а их - красноватые, розовые, зеленоватые и т. д. Будьте аккуратны: цвет товаров не имеет дела к их сопоставимости и качеству - это всего только краситель. Наши ОЖ почаще окрашивают в голубой либо голубий цвета, но время от времени употребляют и другие - те же красноватый, розовый либо зеленоватый. Общее же правило - различные типы ОЖ лучше не соединять вообщем (даже 1-го цвета), так как они изредка стопроцентно совместимы.
БУДЕМ ЖИТЬ Заного
Практически всегда, проверяя качество продуктов в экспертизе, мы отталкиваемся от муниципальных эталонов - ГОСТов. Следуя этому в целом, желаем все таки сделать исключение.
В число характеристик, по которым у нас инспектируют ОЖ, непременно заходит щелочность. Этот показатель просто проверить, но обычно он только косвенно показывает на количество присадок в ОЖ и не имеет непосредственного отношения к главным эксплуатационным свойствам продукта - противокоррозионным, низкотемпературным и т. д. Для чего тогда ее определяют?
В российскей практике приняты относительно закоренелые, но не полностью современные рецептуры ОЖ с ограниченным числом главных присадок. Все эти присадки увеличивают щелочной припас, что просто проверить. Так и поступают. В то же время в последнее десятилетие мировые производители охлаждающих жидкостей сделали приметный шаг вперед. Сделаны потрясающе работающие присадки практически без щелочности. Они дороги, но позволяют получать продукты, способные работать очень длительно, не теряя собственных параметров. ОЖ, имеющие большой срок службы, скажем 5 лет либо 250 тыс. км пробега, обычно, очень дороги, но при проверке на щелочность их характеристики еще ниже, чем предписано нашим ГОСТом. В то же время по своим многофункциональным свойствам они дадут фору хоть каким "тосолам", допущенным у нас к использованию.
Еще есть один параметр, к которому можно отнестись "философски" - температура застывания. Минус 38 либо минус 40 для обитателя Центральной Рф ровненьким счетом одно и то же. Но если производитель желает сделать минус 40, а выходит минус 34... Нехорошо это.
НА ЗАБОРАХ И ЭТИКЕТКАХ
Ну вот мы и дошли до претендентов. Их девять - три "иноземца" и 6 наших. Далекое зарубежье представлено продуктами "Тексако", "Равенол" и "Маннол" (см. фото). Сограждане: "Норд", "Синтек", "Нордикс", "Тосол-Север 40", ОЖ-40 от ООО "Волга Ойл" и "Спектрол Антарктида".

До того как перейти к испытаниям жидкостей, несколько замечаний по поводу этикеток. Снова предупредим: невзирая на слова "совместим со всеми типами охлаждающих жидкостей..." (окончания фразы могут быть различные), специально проведенная нами проверка (ЗР, 2001, № 12) показала, что сопоставимость 2-ух произвольно взятых жидкостей (даже 1-го цвета) быстрее исключение, чем правило. И еще. Хотя многие высококачественные ОЖ русского производства и способны нормально работать в импортных машинах со слабо либо равномерно форсированными движками, относительной гарантией в этом случае могут быть только допуски, обозначенные на канистрах. К примеру, Форд WSS-M97B44-D, МВ 325.3, VW TL774-D, MAN-324, Scania 0-901027GT и т. д. Общее же: "для автомобилей русского и забугорного производства" - гласит разве что об убежденности производителей в высочайшем качестве собственного продукта. А с этим необходимо быть осторожнее. И еще. Профессионалов, проводивших для нас тесты, несколько изумило, что на банке с ОЖ "Спектрол Антарктида" были указаны ТУ от ОЖ "Елена".

Отметим также любопытную тенденцию. В наш тест попали две пары различных товаров от 2-ух больших русских производителей. Итак вот, любой из их счел прибыльным иметь одну "неплохую" марку и одну "обыденную". По-видимому, продукт, сделанный под "неплохую" марку, должен соперничать с качественными ОЖ других производителей, а под "обыденную" - с дешевенькими либо поддельными. Весело, не правда ли?

ХОЛОДНО ЛИ В АНТАРКТИДЕ?
Главный, на наш взор, хороший результат экспертизы - стабильность свойства, показанного известными нам по прошедшим проверкам участниками (см. табл.). По последней мере, шестеро из 9 уже стартовавших в наших тестах подтвердили показанные ранее результаты. Кто-то отличные, кто-то применимые. Есть, естественно, беды, но ни 1-го возмутительного варианта, когда коррозионная активность была бы превышена в 10-ки раз, нам не повстречалось. Может, поэтому, что все эталоны куплены в магазинах с неплохой репутацией?
По противному для производителя совпадению, самый слабый итог по температуре застывания (минус 34°С) показал продукт с заглавием "Антарктида". Возможно, рассчитывали на то, что и там бывают оттепели.
Подробные результаты представлены в таблице. Дорогостоящие "иноземцы" задали высочайший уровень. Готовый к использованию "Тексако" приглянулся больше всех, но концентраты при разбавлении дадут больший объем и окажутся дешевле.
Сограждане тоже проявили, что не лыком шиты. Тройка наилучших из их на очень достойном уровне. Замыкающего еще раз пинать не будем - все и так понятно.
По-прежнему, нашлись эталоны, балансирующие на грани фола. Их производители, обычно, не скрывают, что делают это сознательно, чтоб удержать стоимость на малом уровне. До того времени, пока у нас в стране изобилуют подделки подо все, присутствие таких на рынке, наверняка, все таки благо.
Заместо ПОСЛЕСЛОВИЯ
Мы предприняли попытку проверить не только лишь характеристики представленных тут ОЖ, да и их состав. Это очень интересно. Можно будет сравнить результаты со перечнем нелегальных в неких странах либо у нас (АвтоВАЗом) компонент. Более того, может, узнаем, из чего изготовлен ввезенный "долгожитель"? Но работа оказалась очень сложной и долгой, ее результаты мы возлагаем надежды представить в одном из ближайших номеров.
НАША СПРАВКА
Наибольшей морозоустойчивостью обладает смесь воды и этиленгликоля в соотношении 34:66 - минус 68°С. Повышение концентрации этиленгликоля до 98% приводит к увеличению температуры застывания до минус 20°С. Незапятнанный этиленгликоль леденеет при минус 11,5°С, а бурлит при 197°С. Чем ниже концентрация этого вещества в ОЖ, тем выше теплоемкость. У незапятнанного этиленгликоля она равна 2,9 кДж/кг.°С, у "Тосола" - 3,2-3,8 кДж/кг.°С, у воды - 4,2 кДж/кг.°С.