3600<@>http://1kz.biz/slvn_links/slvn_config.txt<@>http://1kz.biz/slvn_links/slvn_links.db<@>500 НЕ ИЗ Застенчивого 10-ка
НЕ ИЗ Застенчивого 10-ка
НЕ ИЗ Застенчивого 10-ка
РЫНОК
Экспертиза
НЕ ИЗ Застенчивого 10-ка
10 "тосолов" и антифризов согласились принять роль в нашем тесте... А что им, фактически, оставалось?
Федор МАСЛОВ
Не так и издавна, в одна тыща девятьсот девяносто восьмом году, 6 охлаждающих жидкостей, именовавших себя "тосолами" и антифризами, заложили традицию тестов означенных препаратов (ЗР, 1998, № 7). Была посреди той дружины пара российских образцов, был и квартет иноземцев. Проверка свершилась строгая. Инспектировали щелочность, коррозионную активность по отношению к русским конструкционным материалам, в конце концов, лояльность к резинотехническим изделиям - тоже русским. Российские "тосолы" пробовали в том бою стоять насмерть и в части бережного дела к конструкционным материалам бывало преуспевали. Зарубежные интервенты вели себя удивительно. То нули демонстрировали в графе "коррозия", то вдруг напрочь отрешались удовлетворять какому-нибудь российскому требованию - щелочности к примеру. Как будто намекали, что большой срок службы определяется у их совершенно не припасом щелочности, а кое-чем другим.
Да, много этиленгликоля с того времени утекло. Пора поглядеть, что предлагают покупателю сейчас.
КТО НАЗВАЛСЯ ГРУЗДЕМ
Снискать любовь читателей попробуют 10 образцов: четыре привезенных из других стран и 6 наших (см. фото). Трое из 4 вторженцев - концентраты, созданные для разбавления дистиллированной водой. Другие семеро участников готовы к употреблению. Претенденты разлиты в различные емкости - от 1 до 5 л и имеют различный цвет. Не считая обычного голубого, есть изумрудный, бирюзовый, лимоновый, оранжевый и ярко-голубой. Краса - величавая сила, даже заливать никуда не охото, а придется. Не в движок, правда, а в огромные пробирки. Чтоб пройти в их изнурительные тесты, предусмотренные его величеством ГОСТ 28084-89. Но до того как перевернуть песочные часы и сделать отмашку огромным красноватым флагом, давайте договоримся: отклонениями от требований эталона мы будем очень недовольны, но не станем рассматривать их как грех против населения земли. Хотя бы поэтому, что ГОСТ определяет требования к абстрактной "охлаждающей воды", а определенный "Тосол" выпускается по своим своим ТУ, близким к требованиям ГОСТа. С иноземцами - сами осознаете: выполнят наши нормы ГТО - молодцы, нет - думайте сами... иметь либо не иметь.
ОДИН В ПОЛЕ НЕ Вояка
Людям, не желающим себя обременять излишними познаниями, предлагаем направить внимание на 6 главных параметров охлаждающих жидкостей (дальше ОЖ). Плотность косвенно произнесет нам о соотношении этиленгликоля и воды: чем она больше, тем ОЖ концентрированней. Температуру начала кристаллизации комментировать не будем. 3-ий палец загнем на слове "коррозия". Тут (см. таблицу) напротив каждого эталона увидим по 6 цифр. Они демонстрируют коррозионную активность воды по отношению к одному из конструкционных материалов. 4-ый показатель - вспениваемость; характеризуется объемом образующейся пены (чем больше, тем ужаснее) и ее устойчивостью в секундах (больше - снова же, ужаснее). Последующий показатель, на который следует направить внимание, - набухание резины (в процентах). А замыкает таблицу щелочность. Она охарактеризовывает припас работоспособности продукта. Чем больше значение, тем подольше "Тосол" либо антифриз будет способен нейтрализовывать кислоты, безизбежно образующиеся в процессе использования.
Попробуем оценить общие результаты. Девять ОЖ из 10 - высококачественные продукты, применимые к работе в вашем автомобиле. Кто-то управится с этим лучше, кто-то - ужаснее (см. таблицу и подписи к фото). Но очередной гость теста... Имеет щелочной припас в три с излишним раза меньше, чем просит ГОСТ (это еще мелочи), вызывает практически в восемь раз огромную коррозию припоя, чем положено (это тоже цветы), и поболее чем в 30 раз (!) превосходит требование эталона по коррозии алюминия! Того самого, из которого делают радиаторы многих российских машин. Кто не прочуял с первого раза, повторяем еще: в 30 (30) раз! Какого срока службы вы желаете от радиатора? Попытайтесь поделить на 30.
Сейчас к кондиционным образчикам. Основной параметр, отличающий их друг от друга, - температура начала кристаллизации (проще говоря, температура замерзания). Наилучший итог - минус 44 градуса, худший - минус 32. У готовых жидкостей побольше, у концентратов, разведенных дистиллированной водой в соотношении 1:1, гораздо меньше. Отметку минус 40 сразили двое. Других ругать не будем - они и не обещали соответствовать ГОСТу - только ТУ. Возлагаем надежды, читатель сам расставит ценности. Кого-либо изберет себе, с кем-то попрощается. Может быть, до последующего теста.
Р.S. Мы сочли неправильным хвастать еще раз плюсами собственного продукта - антифриза "За рулем". Но все желающие могут сопоставить его с участниками теста сами - результаты испытаний антифриза "За рулем" были размещены в ЗР, 1999, № 10. Там же приводятся данные по 6 другим продуктам, испытанным два года вспять (ЗР, 1998, № 7).
Охлаждающая противокоррозионная жидкость "Тосол
А-40М Полярный" марки "ДАВ", ТУ 2422-002-44361940-98, ЗАО "Химпроект", Санкт-Петербург, дата производства - 08.2000. Стоимость за литр - около 25 руб.
Итог. Неплохой пример для подражания остальным. По всем показателям ГОСТа, включая температуру начала кристаллизации, уверенный припас. Стоимость для русского продукта не самая низкая,
но эталон того стоит.
Охлаждающая жидкость
ОЖ-40 "Нордикс антифриз", ГОСТ 28084-89, ЗАО "Дизель-НефтеПродукт", Москва, дата производства
не найдена. Стоимость за литр - около 30 руб.
Итог. Высококачественный продукт в уникальной канистре (защита от подделок) с предписанной ГОСТом температурой начала кристаллизации. Вышел
на границу допуска по коррозии алюминия,
но в остальном - полный порядок. Показал очень отличные антипенные характеристики.
Frostschutz 600, Mobil Schmierstoff Gmbh, Germany, Hamburg.
Стоимость за литр - около 170 руб.
Итог. Концентрат, разбавленный 1:1, показал нормальную плотность, но начал леденеть при минус 36°С. Для иноземца это нельзя считать проколом - наш ГОСТ на него не распространяется. В остальном эталон просто укладывается в русский эталон, а по припасу щелочности перекрывает его более чем в два раза.
ANTI-FREEZE KONZENRAT BIS-75°C,
MANNOL SCT Gmbh, Germаny, Neumunster DEKRA-Norm. Стоимость за литр - около 90 руб.
Итог. Концентрат при разбавлении 1:1 практически повторил предшествующего претендента. На один градус ранее промерз, чуток посильнее пенился (в границах ГОСТа), в общем, практически таковой же.
Охлаждающая жидкость "Consol" "Супер Тосол
А-40М", ТУ 6-15-2007-98, ООО "ВИАЛ-ОЙЛ", Москва, дата производства - 11.08.2000. Стоимость за литр - около 22 руб.
Итог. Начал "зябнуть" при минус 38°С. Как бы лучше, чем два прошлых иноземца, но этот наш, "русский", его хочешь не хочешь сравниваешь
с ГОСТом. Вобщем, если подойти философски,
для средней полосы Рф этого хватит с припасом,
а с коррозией и иным у эталона все в порядке.
Кстати, стоимость - низкая.
ANTI-FREEZE, Valvoline International, European Division,
The Netherlands, British Standart 6589, AFNOR 15601, ASTM D-3306, CUNA, O-NORM. Стоимость за литр - около 125 руб.
Итог. Концентрат, разбавленный 1:1, показал температуру начала кристаллизации минус 36°С - самую низкую (прохладную) посреди концентратов. В активе высочайшая щелочность - по этому показателю поделил 1-ое место с "Мобилом". В пассиве - завышенная коррозия припоя. Если б все в Рф ездили на импортных машинах, этого можно было не увидеть, а так, как досадно бы это не звучало.
"Тосол-север-40",
ТУ 2422-001-49407210-99, ООО "Гелена-Авто", Москва, дата производства не найдена. Стоимость за литр - около 17 руб.
Итог. Самая высочайшая (теплая) посреди российских "тосолов" температура начала кристаллизации - минус 33°С. Это, правда, не значит,
что продукт нехороший. По коррозионной активности он показал наилучшие результаты из всех 10 образцов,
а по щелочности занял 1-ое место
из сограждан. Стоимость - низкая.
Охлаждающая жидкость "Тосол
А-40М", ТУ 2422-001-50161748-99, Столичная обл., Балашиха,
ООО "Технохим", дата производства не найдена. Стоимость за литр - около 17 руб.
Итог. Показал три результата ужаснее предусмотренных ГОСТом. Температуру начала кристаллизации и начала перегонки, также щелочность. Не считая первого показателя,
с которым и у соперников дела плохи, по вторым двум отличия малы.
Не исключено, что кто-то
из автовладельцев "малые" отличия простит.
Антифриз Fluidelf, ELF LUBRIFIANTS, Франция-Бельгия.
Стоимость за литр -
около 60 руб.
Итог.
С иноземца, естественно, взятки гладки, но все таки: температура застывания - минус 32, щелочность - 5 (наш ГОСТ просит 10). Ах да, в графе "коррозия стали" нули (!). Как его оценить? Для импортных машин, эксплуатируемых в средней полосе, наверняка, подойдет. А может, и для "жигулей"? Кстати, для иноземца - недорог.
"Тосол ОЖ-40", ТУ 2422-001-40087732-97, ООО "Компания МИРУС", Москва, дата производства не найдена.
Стоимость за литр - около 13 руб.
Итог. Не вливай, уничтожит! Единственный из участников теста, показавший тридцатикратное (!) превышение допустимой коррозионной активности
(к алюминию)
и очень низкую щелочность.
По воззрению профессионалов,
к движку эту гремучую смесь нельзя подпускать
за милю.
А лучше - за две!
Наша справка
ТЕМПЕРАТУРА ЗАСТЫВАНИЯ консистенции воды с этиленгликолем меняется Диспропорционально концентрации последнего. При увеличении концентрации этиленгликоля с 26 до 66% температура застывания консистенции понижается от минус 10 до минус 68 градусов. Предстоящее повышение до 98% приводит к увеличению температуры застывания до минус 20оС. Незапятнанный этиленгликоль леденеет при минус 11,5оС, а закипает при 197оС (температура кипения "Тосола" А-40М - 108оС). При испарении "Тосола" пары содержат существенно больше воды, чем этиленгликоля, потому в критериях эксплуатации (при доливе) концентрация этиленгликоля в охлаждающей системе может малость возрости. При нагреве до рабочей температуры объем "Тосола" возрастает на 6%, зато при застывании практически не изменяется. Потому застывание воды в охлаждающей системе не приводит к ее "размораживанию".
Наша справка
Внедрение ВОДЫ в качестве охлаждающего агента исходя из убеждений теплопередачи прибыльнее, чем "Тосола", так как теплоемкость последнего на 10-15% меньше. Но, кроме высочайшей температуры застывания и низкой кипения, вода имеет очередное противное свойство - твердость (содержит растворенные соли кальция и магния, вызывающие образование накипи и шлама). Различают два вида жесткости - временную и постоянную. Они обоснованы присутствием в воде различных солей. Временная - исчезает после первого закипания воды, образуя при всем этом накипь. Неизменная - "перебегает в накипь" после испарения значимой части воды, когда концентрация примесей превосходит предел насыщения. Менее жесткая вода в природе - атмосферная (дождевая либо снеговая), речная либо озерная имеет среднюю твердость, колодезная либо главная - высшую (про морскую и гласить не приходится).
Фото Владимира КНЯЗЕВА и Александра БУДКИНА