НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ!
НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ!
РЫНОК
Экспертиа
НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ!
Жалобно хрюкнув в последний раз, стартер беспомощно защелкал. Аккуму пора на зарядку.
Владимир АРБУЗОВ
Немножко НА ТЕМУ "БАТАРЕИ"
Казалось бы, генератор радиво выдает 14 вольт, батарея заряжается, а толку - чуток. Два-три вялых оборота мотора, и знакомая дробь втягивающего реле. Почему? Напомним тут о том, что многим, наверное, понятно.
Батарея заряжается только до того времени, пока напряжение на клеммах (другими словами ее ЭДС) не сравняется с напряжением генератора. Если батарея новенькая и ее внутреннее сопротивление невелико, она будет заряжаться стопроцентно - довольно штатного авто генератора. Таковой метод зарядки при неизменном напряжении именуют ускоренным. Но после пары лет эксплуатации либо при продолжительном хранении в разряженном состоянии на пластинках возникают большие нерастворимые кристаллы сульфата свинца. Они наращивают внутреннее сопротивление батареи, не дают электролиту просачиваться в глубь слоя обмазки пластинок. Сейчас, чтоб преодолеть это сопротивление и очень зарядить батарею, требуется большее напряжение, а регулятор напряжения держит свои 14 вольт, и она заряжается с каждым разом меньше.
Процесс разрушения аккума предупредить, как досадно бы это не звучало, нельзя, но значительно отодвинуть - в наших силах, довольно временами его заряжать "обычным" методом, когда ток неизменный. Конец заряда определяют по неизменяющейся плотности электролита. Для этого, как понятно, и есть особые зарядные и пускозарядные устройства. В продаже их предостаточно, необходимо только верно избрать подходящее для определенных критерий.
Чтоб найти, на что они способны, мы приобрели восемь часто встречающихся и испытали их. Каждому устройству предстояло зарядить три батареи: новейшую, рабочую, после двухгодовой эксплуатации, и чуть живую, основательно засульфатированную за 6 лет работы. Чтоб соблюсти равенство критерий, все подопытные батареи подвергли нескольким контрольно-тренировочным циклам.
ЗАРЯДНЫЕ...
Начнем с самых малеханьких приборчиков. Тамбовские устройства ЗУ-75 и ЗУ-75М - однообразные, на самом деле, конструкции с несущественными отличиями. 2-ой компактнее, посильнее нагревается и обустроен световым дискретным указателем ЭДС батареи. По нему можно найти, как глубоко она разряжена.
"Сонар" УЗ2.201 сконструирован по другому. Заместо относительно томного трансформатора использован частотный импульсный преобразователь. Устройство вышло легким, малогабаритным, но, как и ЗУ-75М, в работе приметно нагревается. Собрано небережно - Ремонт и эксплуатация смонтированы кое-как. Наш экземпляр пришлось пропаивать сходу после покупки - по другому работать он не желал.
Автоматический режим работы 3-х наших устройств сводится к подтверждению закона Ома: ток, снимаемый со вторичной обмотки трансформатора и выпрямленный диодиками, находится в зависимости от внутреннего сопротивления батареи. По мере того как она заряжается, внутреннее сопротивление вырастает. Ток заряда, естественно, миниатюризируется и при достижении 14,8 В зарядка прекращается. Ничего не поделаешь, U=IR!
Эти устройства могут зарядить свежайшую батарею, но для "б/у" либо засульфатированной слабоваты - не достаточно напряжение.
"Бархат" - наилучший, на наш взор, прибор посреди собственных одноклассников. Не опасается переполюсовки клемм и недлинного замыкания - срабатывает электрическая защита. Зарядный ток можно регулировать. Недочет - газоразрядный индикатор зарядного тока. Светящийся столбик его дрожит, и погрешность измерения составляет около 10%. Стеклянная трубка индикатора при неаккуратном воззвании может разбиться. На нее подается высочайшее напряжение, потому прибор опасается сырости.
...И ПУСКОЗАРЯДНЫЕ
Они, не считая зарядки батарей, призваны посодействовать пустить движок, обеспечивая стартер нужным током. С первой задачей совладали три устройства - "Саранск", УЗП-С-12 и "Дуга". Подходящий ток зарядки (0,1 от номинальной емкости батареи) поддерживали вручную, тумблером, контролируя стрелочным амперметром. 4-ая - "Дубна-автомат" отработала ужаснее - на полную зарядку старенькой засульфатированной батареи у нее не хватило напряжения.
"Автоматический" режим тот же, что у других, - закон Ома! Меж тем умельцы издавна освоили истинные автоматы, способные поддерживать данный ток прямо до полной зарядки очень старенькых батарей.
Раздельно отметим "Дугу". Прибор выдает до 30 вольт, им можно заряжать сразу две батареи. Обладателям, например, "бычков" это будет как раз кстати. Не считая того, им можно "расшевелить" свежайшую, но основательно засульфатированную батарею, у которой кристаллы образовались лишь на поверхности пластинок. Есть таковой прием - на куцее время (0,5-1 мин) подать на клеммы батареи напряжение в пару раз больше номинального. Для этого употребляют режим сварки. Осторожно, напряжение при всем этом способно достигнуть 120 вольт!
Зато таким методом можно "взломать" корку кристаллов, включая в работу более глубочайшие и свежайшие слои обмазки. Потом зарядить обыденным методом. Правда, в предстоящем эта батарея востребует неусыпного внимания.
А сейчас испытаем устройства в режиме запуска мотора при "севшем" аккуме. Согласно аннотации, разряженную батарею заряжаем 15 минут и пускаем движок, помогая стартеру пускозарядным устройством. Не совладала с заданием опять-таки только "Дубна-автомат". Ее автоматический переход в пусковой режим происходит с огромным запаздыванием - к этому моменту батарея успевала совсем "сесть". Наилучшим оказался "тяжеловес" "Дуга" - он способен крутить движок и совсем без батареи.
Общие же выводы таковы: если автовладелец употребляет гараж только для хранения машины, а батарею ставит на зарядку только на ночь - ему подойдет хоть какое малогабаритное устройство. Умелец, наверняка, изберет пускозарядный аппарат, но без автомата. К нему можно подключить, например, переноску либо компрессор. Огромные устройства типа "Дуги" вероятнее всего подходят более мастеровитым: кроме собственных прямых обязательств, они могут делать маленькие сварочные работы.
ЗУ-75М. Изготовитель - ОАО "Электроприбор", Тамбов. Стоимость - 340 рублей.
4; Малогабаритное, легкое, стрелочный амперметр и световой дискретный указатель ЭДС батареи, два режима заряда - 4 и 6 А, интегрированный термический предохранитель.
4- Жесткие одножильные провода силовой цепи - ломкие. Приметно нагревается. При возможности выдать наибольший ток на очень разряженную новейшую батарею не может стопроцентно зарядить аккумулятор после 2-ух лет его эксплуатации.
"Сонар" УЗ2.201. Изготовитель - ТОО "Деметра", Санкт-Петербург. Стоимость - 380 руб.
4; Малогабаритное, самое легкое (0,5 кг) устройство с дискретным световым амперметром.
4- Очень нагревается, собран небережно, предохранитель плавкий, наибольший ток на свежайшей разряженной батарее - 4,6 А, батарею старше 2-ух лет стопроцентно не заряжает.
Устройство зарядное ЗУ-75. Изготовитель - ОАО "Электроприбор". Стоимость - 410 руб.
4; Стрелочный амперметр, два режима заряда - 4 и 6 А, интегрированный термический предохранитель, ручка для переноса.
4- Жесткие одножильные провода, не способен стопроцентно зарядить аккумулятор старше 2-ух лет.
Устройство зарядно-выпрямительное "Бархат". Изготовитель - "Калугаприбор". Стоимость - 600 руб.
4; Малогабаритное. Железный корпус, электрическая защита от недлинного замыкания и переполюсовки клемм, плавная регулировка зарядного тока, стопроцентно заряжает исправный аккумулятор хоть какого возраста, не плохое качество производства.
4- Газоразрядный индикатор ненадежен, велика погрешность измерения, опасается сырости.
База зарядных устройств - трансформатор. В "Сонаре" заместо него - частотный преобразователь.
Устройство зарядно-пусковое "Саранск". Стоимость - 1 200 руб.
4; Отличные корпус, провода и зажимы-клещи, восемь режимов заряда, стрелочный амперметр, надежный, заряжает хоть какой исправный аккумулятор, ток в режиме запуска - 125 А.
4- Плавкий предохранитель, нет защиты амперметра в режиме "запуск".
Устройство зарядно-пусковое
УЗП-С-12-6,3/100УЗХЛ. Изготовитель - Минский электротехнический завод им. В. И. Козлова. Стоимость - 1100 руб.
4; Восемь режимов заряда, стрелочный амперметр, отличные провода и клещи, заряжает хоть какой исправный аккумулятор, ток в режиме запуска - 120 А, автоматический предохранитель.
4- Для перехода в режим "запуск" нужно переключать провода.
Устройство зарядно-пусковое "Дубна-автомат". Изготовитель - ЗАО "Тензор-Сервис", Дубна. Стоимость - 2100 руб.
4; Защита от переполюсовки и недлинного замыкания, термическая защита, автоматом перебегает из режима "заряд" в режим "запуск".
4- Батареи старше 2-ух лет заряжает не стопроцентно, в режим "запуск" перебегает с запозданием - нагревается.
Устройство зарядно-пусковое, сварочное "Дуга". Изготовитель - завод "Электроприбор", Москва. Стоимость - 3800 руб.
4; Плавненько регулируется напряжение (а означает, и ток), способно заряжать сходу две аккумуляторные батареи, пусковой ток - 200 А, заряжает хоть какой исправный аккумулятор, работает в режиме сварки.
4 - Масса - 50 кг, ненадежная электрическая схема.
При запуске большой ток может пойти по пружине клещей, перегрев ее, и последние закончат работать. Чтоб этого не вышло, на усик пружины можно надеть изолирующую трубку.