НА ВСЯКИЙ ПОЖАРНЫЙ .
НА ВСЯКИЙ ПОЖАРНЫЙ...
РЫНОК
Вам И ВАШЕЙ МАШИНЫ
НА ВСЯКИЙ ПОЖАРНЫЙ...
Как защитить гараж от огня?
ЗР провел опыт.
Владимир ОЛЕЙНИКОВ. Фото Сергея Иванова и Александра Полунина
Естественно, мы подразумевали, что самосрабатывающие авто огнетушители (ЗР, 1998, № 6) могут заинтриговать читателей. Но шквала звонков и писем в редакцию с вопросом, где, что и почем, все таки не ждали. В конечном итоге было решено продолжить тему. Сейчас мы приобрели и испытали самосрабатывающие огнетушители для гаража.
Недавнешний большой пожар в одном из столичных гаражных кооперативов, уничтоживший более сотки боксов, поразил даже видавших виды пожарных. Стопроцентно застраховаться от таких случайностей, как досадно бы это не звучало, нереально, и все таки...
Предпосылкой сурового пожара может стать все что угодно - от замыкания проводки до шалости малышей. Но в большинстве случаев бывает повинет сам автолюбитель. Противопожарные нормы воспрещают хранить в гараже горюче-смазочные материалы, но откройте хоть какой бокс и вы наверное отыщите канистру-другую бензина - так, на всякий случай. А что в состоянии сделать охранник, заметив возгорание? Гараж-то закрыт!
В таковой ситуации вашу собственность сумеют спасти автоматом срабатывающие огнетушители и пожарные извещатели, смонтированные в боксах. Все это "хозяйство" можно установить как персонально, так и в общем блоке, рассчитанном на весь гаражный кооператив. Характеристики разных систем, предлагаемых сейчас на рынке, приведены в таблице.
Для "индивидуалов" подойдет огнетушитель ОСП - герметично запаянный стеклянный цилиндр, заполненный огнетушащим порошком. Срабатывает он при температуре 100°С (на 200°С рассчитан ОСП-2, который употребляют для электрощитовых шифанеров и кабельных трасс). Взрываясь, ОСП разбрасывает вокруг себя огнетушащий состав. Защищаемые им объем и площадь - соответственно до 8 мз и до 3 м2. По последней мере, так утверждает производитель. В сертификате пожарной безопасности (он выдан противопожарной службой МВД Рф) сказано, что огнетушитель ОСП предназначен для тушения пожаров класса А, В, С, также электроустановок до 5000 В. Так что гаражный бокс с электрическим оборудованием в 220 либо 12 В полностью подлежит защите.
Сейчас покупателю предлагается несколько модификаций и вариантов выполнения ОСП (фото 1): от обычного (для гаражей и складских помещений) до специального, с защитными кожухами (этот уже не для бокса, а для подводных лодок). Принцип деяния ОСП прост: посреди пробирки с огнетушащим составом помещена прослойка порошка, который, нагреваясь, выделяет инертный газ. Когда внутреннее давление добивается 10-15 атм, корпус огнетушителя разрывается и белоснежное скопление накрывает очаг возгорания. Можно использовать это изделие и в "ручном режиме": достать его из кожуха, разбить носик о хоть какой жесткий предмет и просто засыпать очаг пожара порошком.
Вобщем, мощность ОСП не так велика, потому для защиты 1-го гаража пригодится более 6 штук. По аннотации располагать их следует в 20 сантиметрах от потолка в местах вероятного возгорания.
Куда сильнее огнетушитель "Буран" (фото 2) - такая "летающая тарелка" весом чуток больше 2-ух кг. При нагреве до 90°С срабатывает взрыватель, под действием выделяющихся газов корпус разрывается и разбрасывает огнетушащий порошок на площадь до 7 м2 в объеме до 21 мз. Устанавливают "Буран" на высоту до 6 метров. Чтоб его было комфортно закрепить, а позже, после срабатывания, поменять, в комплекте, независимо от модели, предусмотрен потолочный кронштейн крепления. Вытащил фиксирующую шпильку и воткнул новый модуль.
Еще есть одна разновидность - "Буран-2" с электропуском, который можно использовать при групповом подключении. Скажем, в гаражном боксе расположена пара "буранов-2" и они соединены в единую электроцепь. В случае возгорания наружный датчик подаст команду на срабатывание, и... все помещение будет засыпано порошком. Правда, если один из "буранов" сработает от внутреннего датчика, другой будет безмолвствовать.
Этого недочета лишен "Буран-3". Он проходит сертификационные тесты и скоро выйдет на рынок. По существу, это модуль "Бурана-2" с дополнительным пожарным датчиком, соединенный с блоком питания и коммутации (БПК). Такая схема позволит при пожаре включить сразу все огнетушители (до 6 штук). "Хитрость" тут в том, что сигнал могут вызвать только два сработавших пожарных датчика - а это уже защита от случайного включения. Плюс к тому БПК располагает линиями оповещения - "Пожар" и "Катастрофа". Первую можно вывести на пожарную сирену и "мигалку", а вторую (она держит под контролем исправность системы) на зуммер. Вся система энергонезависима и питается от пальчиковых батареек (типа "А") с гарантируемым сроком службы комплекта до 2-ух лет.
Естественно, такое для личного гаража ни к чему, а вот для огромного авторемонтного бокса, пожалуй, подойдет. Тем паче, что блоков (6 модулей "Буран-2" и БПК) можно смонтировать в единую цепь сколько угодно.
Сейчас конкретно о нашем опыте. Условия, близкие к реальным, мы отыскали на полигоне компании "Эпотос+" - тут уже были сооружены особые железные гаражи. Вообще-то тесты и сертификацию таких изделий ведут по методическим указаниям института противопожарной обороны. Но просто следовать "буковке" нам показалось не достаточно. Мы усложнили ситуацию: прирастили объем помещения и кроме главных расставили дополнительные очаги возгорания на неком расстоянии от эпицентра. Это позволило оценить эффективность тушения удаленных очагов пожара.
Что все-таки отдал опыт? ОСП и "Буран-1" срабатывали сами после того, как температура достигала приблизительно 100°С, а "Буран-2" приводили в действие принудительно от электроподжига. Первым двум огнетушителям требовалась минута-полторы, чтоб вступить в действие, так как объем воздуха снутри помещения должен хорошо прогреться - достигнуть нареченной выше температуры. Кстати, во время испытаний мы отметили маленькую разницу в срабатывании 2-ух в общем совсем схожих по конструкции "Бурана" и "Бурана-2". 2-ой (с "электроприводом"), повисев более 2-ух минут над очагом пожара, хлопал малость тише, чем "Буран", срабатывавший сам. Это, наверняка, можно разъяснить тем, что порошок, нагревшись, "слипается". Правда, это никак не оказывает влияние на эффективность огнетушителя.
Сейчас о самом порошке. После срабатывания он покрыл весь пол достаточно толстым слоем и в воздухе еще длительно витала белоснежная пурга. Не меньше 5 минут прошло, до того как можно было заглянуть вовнутрь. Оказалось, все очаги потушены. Главный, расположенный прямо под огнетушителем, был практически накрыт пеленой: на него пришлось несколько больше порошка. Но досталось и удаленным источникам пожара. В принципе весь пол был достаточно умеренно засыпан огнетушащим составом. А белоснежная пурга, оседая, не давала способности огню вспыхнуть вновь.
Здесь появляется естественный вопрос: как удалить весь этот белоснежный налет и не вредоносен ли он человеку? Как выяснилось, порошок "Пирант-А", используемый у нас в "оборонке" уже более 25 лет, относится к третьему классу угрозы (по ГОСТ 12.1.007-76). Это означает, что если не есть его ложками, то останешься живой, даже попав в зону выброса. Ну как удалить белоснежный налет? Просто протереть тряпкой, вымести либо пропылесосить.
Охрана автомобиля от пожара стоит не так недешево - чуток больше 100 баксов. В особенности если представить для себя, что пожар, начавшийся в вашем гараже, может причинить вред и примыкающим, а рассчитываться за все придется вам. Автоматический огнетушитель может стать панацеей от схожих проблем. Все же не следует забывать и о самых простых правилах пожарной безопасности. Это самое надежное.
1. Вся палитра огнетушителей ОСП.
2. "Буран-1" и "Буран-2" снаружи фактически неотличимы, но у второго есть контакты для электропуска.