КТО НАЧАЛЬНИК Чистки?
КТО НАЧАЛЬНИК Чистки?
РЫНОК
ЭКСПЕРТИЗА
КТО НАЧАЛЬНИК Чистки?
Г-ну Шарикову на должности начальника чистки достойной кандидатуры не было. Современным карбюраторным движкам живется проще - заниматься узкой чисткой питающего их бензина подряжаются 10-ки разномастных фильтров.
Миша КОЛОДОЧКИН
Предназначение фильтров узкой чистки горючего разумеется - им приходится отдуваться за все злоключения, которые происходят с бензином на пути от нефтеперегонного завода до карбюратора. Даже если бензин будет сделан с полным соблюдением технологии, свою лепту в его загрязнение занесут бензовозы и бензоколонки, глотающие уличную пыль, также заржавелые канистры и облезлые бензобаки. Добавим, что подавляющее большая часть бензобаков негерметичны и повсевременно подсасывают из атмосферы все попорядку. С большими частичками грязищи управятся классические сетки в бензоприемнике, бензонасосе и карбюраторе, а вот задержать пыль им уже не по силам. Тут-то и наступает очередь фильтров узкой чистки.
Естественно, стопроцентно освободить карбюратор от грязищи можно только одним методом - закончить воспользоваться машиной. Способности хоть какого фильтра ограниченны, а его способность задерживать частички определенного размера носит вероятностный нрав. Кривая (см. рис.) отражает изменение эффективности работы фильтра: чем крупнее частички грязищи, тем легче их задержать, но стопроцентная чистка горючего даже от больших примесей на теоретическом уровне недостижима.
Выходит, понятие "тонкость чистки", часто применяемое нерадивыми фирмами, не имеет никакого смысла. Спецы пользуются определениями "средняя тонкость отсева" и "номинальная тонкость отсева", подразумевая способность фильтра задержать соответственно 50 либо 95% частиц грязищи указываемого размера. К примеру, если в паПодвескае фильтра дана номинальная тонкость отсева 40 мкм, то приблизительно 95% частиц размером 40 мкм и поболее до карбюратора не дойдут. Кстати, средняя тонкость отсева составит при всем этом 12 мкм.
От теории - к практике. Походив по магазинам и рынкам, приобрели десяток фильтров (фото 1-10). В 9 из их фильтрующие элементы сделаны из специальной бумаги с высочайшей очистительной способностью и водоотталкивающими качествами. Домом стоит изделие "Чагер": его элемент большого деяния сделан из отходов хлопка и древесной целлюлозы.
Согласно эталону, каждый фильтр обязан иметь верно выполненную маркировку с обозначением товарного знака предприятия-изготовителя и указанием мест подвода и отвода горючего. Изделия № 6 и 7 четкими надписями повытрепываться не могут, а у № 8 маркировка отсутствует.
Тесты фильтров на профпригодность проводились на специальной установке в лаборатории НАМИ - проверялись номинальная тонкость отсева (норма - 50 мкм), изначальное сопротивление (норма - 2,45 кПа) и плотность при удвоенном давлении воздуха. Приобретенные данные приведены в таблице.
Их исследование сначала внушает оптимизм - все 10 фильтров удачно отсеивают, отлично сопротивляются и совсем не протекают. Ложкой дегтя стало поведение фильтра "Чагер" (№ 10) - лидерство по качеству отсева сопровождалось активным вымыванием волокон из фильтрующего элемента... Если заместо пыли карбюратор наглотается таких "водных растений", то проку от чистки будет малость.
Разумеется, что срок службы фильтров находится в зависимости от критерий эксплуатации. В средней полосе Рф движки вдыхают кварцевую пыль, а в Западной Сибири - так именуемую лессовую, из рыхловатых горных пород. Последняя еще мягче, но ее больше... Отсюда следует тривиальный недочет непрозрачных фильтров (№ 7 и 8) - на глаз их состояние не проконтролируешь. Настолько же разумеется, что при иных равных критериях мелкие фильтры (типа № 1) придется поменять почаще, чем "простые".
Любопытно, что срок службы фильтра находится в зависимости от места его установки на автомобиле. Дело в том, что на участке от бензобака до бензонасоса последний работает "на всасывание" и на физическом уровне не может сделать разрежение "ниже вакуума". Давление на входе при всем этом делают атмосфера и уровень горючего в баке. Конкретно по этой причине наши праотцы не могли добывать воду с десятиметровой глубины, пока не додумались опустить наземные насосы вниз. Хоть какое дополнительное сопротивление во входном бензопроводе осязаемо оказывает влияние на его пропускную способность. В итоге обладатели "самар" обязаны подменять фильтры еще почаще, чем владельцы "классики", установившие их перед карбюратором. Но при всем этом продлевается срок службы бензонасоса.
Итак, аутсайдеры определены. Оставшиеся 6 изделий компаний "Арсенал-Авто" и "БИГ-ФИЛЬТР" полностью можно признать равноценными и советовать к использованию. Для полноты воспоминаний проводим тест на "дуракоустойчивость" и пытаемся "случаем" сломать штуцер либо разрушить корпус ударом о ребро стола. Что ж, изделия изготовлены качественно - даже краткосрочное воздействие открытого огня они переносят стойко.
В общем, приобрести неплохой фильтр стало нетрудно. Кстати, огромное обилие корпусов разъясняется рвением угодить обладателям импортных машин, желающим получать точную копию фильтра, установленного на автомобиле. Что касается "жигулей", то при выборе фильтров можно управляться не только лишь вышеизложенными данными, да и своим вкусом, предпочитая изделие № 9 изделию № 5 из-за формы шляпки. С обязательствами по чистке они управятся идиентично удачно и не осрамят собственного несчастного коллеги П.П. Шарикова...
Редакция благодарит отдел надежности движков и фильтрации НАМИ за помощь в подготовке статьи.
Лаконичный словарь заумных и непонятных определений
Фильтр узкой чистки горючего - фильтр, владеющий средней тонкостью отсева менее 15 мкм.
Коэффициент отсева фильтром - отношение разности концентраций загрязнителя до и после фильтра к его концентрации до фильтра.
Средняя тонкость отсева - размер частиц, для которых коэффициент отсева равен 50%.
Номинальная тонкость отсева - размер частиц, для которых коэффициент отсева равен 95%.
Изначальное сопротивление фильтра - перепад давления на фильтре при наивысшем расходе горючего движком.