ВСЕ МОГУТ Повелители
ВСЕ МОГУТ Повелители
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
Былое
ВСЕ МОГУТ Повелители
Эти авто становились собственного рода визитной карточкой целых стран и тех, кто ими управлял.
Сергей КАНУННИКОВ
"В один прекрасный момент я шел Арбатом, бог ехал в 5 машинах".
В. Слуцкий
Обычно величавые лимузины с власть имущими на борту отделяет от обычных смертных кордон остроглазой и серьезной охраны. Кого они везут, куда держат путь? Только когда имена владельцев этих машин станут достоянием истории, а сами авто займут место в музейных залах, те, чьи судьбы иногда решались в роскошных кабинетах на колесах, сумеют оценить эти произведения инженеров и живописцев.
За симпатии президентов и монархов шла битва самых именитых авто компаний. Но выбор правителей определялся нередко не пристрастиями и капризами, а традициями, лоббированием промышленных групп, в конце концов, политическим расчетом.
Можно ли представить царицу Англии в "Кадиллаке", "Мерседесе" либо другом "иностранце"? Чуть ли, хотя конкретно Елизавета II изменила авто традиции двора. С 1900 года его официальными машинами были "дэймлеры". Последний из их - восьмицилиндровый "Стрэйт Эйт" служил Георгу VI до 1953 года. Крышу монаршего лимузина сделали прозрачной, чтоб "во деньки торжеств народных" подданные могли видеть Его Величество.
Царица дала предпочтение "роллс-ройсам". На данный момент в гараже Елизаветы II несколько таких машин. Главную из их пару лет вспять лицезрели многие москвичи во время монаршего визита в Россию. Салон приметно выше, чем у стандартной модели, прозрачный верх можно закрыть железной "шапкой".
У президентов Франции до войны был широкий выбор - в стране воспользовались известностью несколько производителей представительских машин. Президент Г.Думерг предпочитал шикарную "Испано-Сюизу Н6b". Кстати, таким же автомобилем воспользовался повелитель Испании Альфонсо XIII - компания была франко-испанская. В гараже Елисейского дворца служили и "Деляж", и "Вуазен".
Фаворит вишиского пронемецкого режима маршал Петен ездил на "Рено". После войны его, как и главу компании Луи Рено, осудили за сотрудничество с оккупантами и Елисейский дворец навечно отказался от этой марки. Скоро машиной номер один стал демократичный "Ситроен". Главу республики Р. Коти возили на довоенной еще модели 15 CV - последней версии известного "Траксьон авант", а Шарля де Голля - на стандартном DS. Исключительно в 1969-м президент пересел на "Ситроен" с заказным кузовом "Шапрон". Кстати, знаменитый генерал обходился без длиннобазных машин, хотя роста был приметного.
Убежденный социалист Ф. Миттеран дал предпочтение продукции муниципального предприятия. Президентский "Рено-25", как и поболее поздние авто владельцев Елисейского дворца, не достаточно чем отличался от серийных.
Главы Германии с начала века тяготели к "даймлерам". Гитлер не стал нарушать традиций. Еще до его прихода к власти шеф мюнхенского филиала "Даймлер-Бенц" Верлин наладил с будущим фюрером доверительные дела, а уже в 1933-м руководители концерна с готовностью надевали партийную форму. "Хорьх" и даже "Майбах" на иерархической авто лестнице рейха стояли ступенью ниже.
Нацистская вершина ездила на "мерседесах-770" с восьмицилиндровым 155-сильным мотором. В конце 30-х появилась особая версия - "фюрерваген". Высших управляющих рейха защитили 9-18 миллиметрами брони и 40-миллиметровыми стеклами. Чтоб разгонять практически пятитонную громаду до 180 км/ч, движок снабдили 2-мя компрессорами, доведя мощность до 400 л. с.; расход горючего доходил до 38 (!) л. на сотку. Вобщем, "броневик" не выручил шефа службы безопасности Гейдриха, когда в 1942-м под его "Mercedes" бросили бомбу.
В послевоенные годы соперников за право служить в боннском правительственном гараже у "мерседесов" не было.
Основным автомобилем США начиная с президента У. Гардинга был "Паккард". Когда дела компании пошли на спад, для Белоснежного дома стали заказывать "линкольны". С 1939-го Франклин Рузвельт ездил на модели "413 В" с мягеньким верхом. Сотрудники службы безопасности были этим недовольны, но мирились - америкосы должны созидать собственного президента. Последующий "Линкольн-Космополитен" 1950 года снабдили прозрачной крышей, а для охраны приспособили... удлиненный задний бампер и особые поручни.
В новой американской истории за симпатии президентов конкурируют две марки. Рейган ездил на "Кадиллаке", Буш пересел в "Линкольн", а Клинтон вновь предпочел продукцию концерна "Джи-Эм" - семиметровый четырехтонный бронированный "Кэдди".
В Ватикане 1-ый "папамобиль" появился у Пия ХI летом 1929 года. ФИАТ-525 не отличался выдающимися чертами: 68 л. с., скорость - до 97 км/ч. Снутри машину отделали подчеркнуто строго, без роскоши. Сзади - только одно кресло и маленький рабочий столик. Скоро в Ватикане основались и другие марки - "Ситроен", "Изотта-Фраскини", южноамериканский "Грехэм-Пейдж". Но все таки глав римско-католической церкви, как и светских правителей, более всего завлекали "мерседесы" - от модели "460 Нюрнбург" начала 30-х до современного "Гелендевагена" с классической прозрачной защитой.
Об авто пристрастиях последнего русского монарха журнальчик писал. В его гараже было несколько машин, в том числе "Делано-Бельвиль SMT" (сокращение от Его Императорское Величество), которая числилась одной из вершин автопромышленности тех пор. О бронировании в 1910 году еще не задумывались, все же машина весила практически 4 тонны! За дверцей высотой 1370 мм пряталась просторная гостиная - с электроосвещением, буфетом, комфортным диванчиком. Этот "дворец" двигал шестицилиндровый 70-сильный мотор объемом 11 840(!) смз с уникальной пневмосистемой запуска (см. ЗР, 1998, № 1).
Руководителям страны советов досталось разношерстное, но богатое наследие. Но парк понемногу дряхлел. Не успели еще забыться штатская война и голод, как летом 1922-го для Ленина заполучили величавый "Роллс-Ройс Сильвер Гост". С конца 20-х правительственными автомобилями стали в главном америкосы - "линкольны" и "паккарды". Создание "Красноватого "Бюика" - Л-1 развернуть так и не удалось, ЗИС-101 членам политбюро тоже не подошел. Только после войны Сталин и его окружение пересели на ЗИСы, решив, видимо, что фаворитам величавой державы-победительницы не пристало ездить на зарубежных машинах. ЗИС-115 - бронированный вариант модели 110 весил... 7300 кг. Конструкторам пришлось поменять полуоси, главную пару, усиливать ступицы, заказывать колеса большего поперечника, другие шины. Мощность со 140 л. с. удалось поднять только до 162, потому больше 100 км/ч ЗИС не развивал.
Начиная с модели 111, "членовозов" делали десяток-полтора в год - только для членов политбюро. Бюрократы рангом пониже и руководители соцстран наслаждались "чайками". Но фавориты братских компартий не отказывали для себя в наслаждении поездить дома на наилучших творениях "империалистов". И. Б. Тито и Н. Чаушеску обожали "мерседесы". Управляющий ГДР Э. Хонеккер не признавал машины из Западной Германии: для него заказали удлиненный "Вольво-264". У Брежнева, по слухам, было чуть не 100 машин. Темный "Роллс-Ройс", разбитый на Минском шоссе "лично Леонидом Ильичом", стоит сейчас в рижском автомузее.
В Восточной Европе фактически не выпускали машин, достойных первых лиц. Исключение - Чехословакия. В 20-х президент Т. Масарик воспользовался изготовленной по лицензии в Пльзене "Шкодой-Испано-Сюиза". С 1935-го президентскими автомобилями были "татры". Долголетний управляющий социалистической Чехословакии Г. Гусак ездил на модели "613 специаль", удлиненной на 50 мм, со 180-сильным мотором. Подчеркнуто отказываясь от коммунистического наследства, президент Чехии В. Гавел пересел в демократичный "Рено-21 TSE".
Вобщем, это исключение. Обычно, отцы новых европейских и азиатских демократий предпочитают "мерседесы" S-класса. Еще не так давно русский президент ездил на классическом ЗИЛе, но серьезный российский мундир все таки уступил место интернациональному смокингу. Основным автомобилем Рф стал удлиненный "Мерседес-Бенц-600 Пульман". Фавориты других государств для каждодневных поездок обычно употребляют более умеренные, "недлинные" машины. Но мы страна богатая и вообщем - сверхдержава...
Президент Германии Гинденбург в "Мерседесе-15/70/100" 1924 года. Движок (6 цилиндров, 4 л) с компрессором развивал 100 л. с.
Одна из самых звучных свадеб ХХ века. Царевич Монако Ренье и южноамериканская звезда Грейс Келли проехали по улице княжества в "Роллс-Ройсе Сильвер Рэйт". На автомобиле стояла "шестерка" рабочим объемом 4257 смз, кузов сделало ателье "Парк Уорд".
Муссолини обожал "Альфа-Ромео". На фото 1934 года одна из "альф" дуче - парадный автомобиль с откидным верхом 6С2300.
В Рф новые времена. В Кремле "Мерседес-Бенц-600 Пульман" с президентским штандартом (фото ИТАР-ТАСС).
В соцстранах генсеки КПСС ощущали себя как дома. Фаворит Польши Э. Герек встречал Л. Брежнева в ЗИЛ-111Д (мотор V8, 6 л, 200 л. с.) (фото ИТАР-ТАСС).