КРИЗИС, КОТОРОГО . НЕ БЫЛО
КРИЗИС, КОТОРОГО... НЕ БЫЛО
Животрепещуще!
РАССЛЕДОВАНИЕ
КРИЗИС, КОТОРОГО... НЕ БЫЛО
Почему в нашей стране - с наикрупнейшими припасами нефти - пропал бензин?
Игорь МОРЖАРЕТТО
Сообщения русских газет этим летом умопомрачительно напоминали сводки из районов боевых действий. "Ставрополь. Число работающих автозаправок в регионе приметно сократилось. Да и те точки, где не закрутили шлангов, бесперебойно ведут торговлю только соляркой. А за марками 93 и 95 выстраиваются "хвосты" длиной до километра...". "Волгоград. В области цены на бензин резко пошли ввысь, сразу на ряде заправок появился недостаток бензина, в особенности "демократичного" А-76. Волгоградская областная дума приняла решение срочно обратиться к президенту и правительству с предложением заморозить цены на нефтепродукты и даже национализировать нефтяные компании". "Красноярск. Спецы территориального управления по антимонопольной политике пришли к заключению, что исчезновение в Красноярске и его округах авто бензина и резкий скачок цен на него стали следствием картельного сговора хозяев автозаправок". Телевизионные анонсы были под стать газетным: нескончаемые очереди за бензином, усталые лица водителей, яростные тирады в адресок тех, "кто это бесчинство устроил"...
А кто это устроил?
Догадки "НЕФТЯНЫХ ГЕНЕРАЛОВ"
Свои версии обстоятельств кризиса есть у тех, кто был должен его не допустить, - управляющих отрасли. Так, глава Минтопэнерго Виктор Калюжный, проехав в июле по городкам и весям Краснодарского края, пришел к убеждению, что во всем происходящем (а в Сочи в эти деньки, например, бензин был всего на 2-ух из хорошей сотки колонок) виноваты обладатели АЗС. Конкретно они припрятывают горючее, чтоб сделать ажиотаж и потом взвинтить стоимость, а не считая того, "загоняют" его в страны близкого зарубежья - Украину, Молдавию, Армению. Там, по словам г-на Калюжного, цены на нефтепродукты в пять-шесть раз выше, чем в Рф, и, конечно, торговцы повезут продукт туда, где его можно реализовать подороже.
Этой же версии придерживались в нефтяной компании "ЮКОС". РИА "Анонсы", со ссылкой на анонимный источник в "ЮКОСе", докладывало, что только за июль в страны СНГ из Рф незаконно вывезено 80 тыс. тонн бензина. При этом везли его маленькие трейдеры (те же самые обладатели АЗС) в большинстве случаев контрабандой, чтоб не платить таможенных пошлин. Сами же большие нефтяные компании - всегда на виду у таможни и в такового рода экПодвескае бензина увидены не были.
Вице-президент наикрупнейшей русской нефтяной компании "ЛУКойл" Леонид Федун в главном с министром тоже согласен: "Одна из обстоятельств кризиса кроется в ненормальной организации сбытовых сетей. Нефтяные компании обладают только 30% розничного рынка, тогда как 50% приходится на компании, которые имеют одну либо две АЗС. Чтоб ситуация была размеренной, нужен резерв главных нефтепродуктов. Маленькие компании с жалким оборотом не могут позволить для себя иметь двух-трехнедельный припас... И потому, когда волна спроса выметает у их горючее, они, естественно, обязаны или срочно увеличивать цены, или временно закрывать автозаправочные станции в поисках нефтепродуктов.
Если поглядеть на географию кризиса, то отлично видно, что ценовые скачки происходили как раз в тех регионах, где толика больших компаний на рынке очень мала. Так, в Петербурге, где кризис разразился еще весной, у "ЛУКойла" всего восемь АЗС, еще несколько принадлежит "Сургутнефтегазу", большая часть же - маленьким фирмам. На юге Рф нефтяные компании не имеют больших сетей заправочных станций, а дилеры обладают одной-двумя АЗС".
Для выхода из нефтяного кризиса наши почетаемые "нефтяные генералы" предлагают срочно прирастить муниципальные вложения в развитие отрасли (что, конечно, нужно - кто бы спорил!), сделать более гибким налогообложение (а кому в стране нравится наша налоговая система?), также, по воззрению вице-президента "ЛУКойла", "обязать независящих дистрибьюторов иметь двух-трехнедельный либо, как минимум, недельный припас горючего. Тогда безизбежно встанет вопрос об объединении либо слиянии маленьких компаний. Правительство, со собственной стороны, должно взять на себя лицензионные функции и ввести жесткие правила организации топливного рынка страны". И это тоже очень правильно: в большинстве государств мира на рынке АЗС действуют только большие компании.
У Русских - СОБСТВЕННАЯ ГОРДОСТЬ
Только наша Наша родина к "большинству государств мира" не относится, мы живем не по закону, а по нраву. Вот так, "по нраву", пару лет вспять НАШИ ОЛИГАРХИ И ПРАВИТЕЛЬСТВО Условились ПО-ДЖЕНТЛЬМЕНСКИ О РАЗДЕЛЕ НЕФТЯНОГО РЫНКА СТРОГО ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ПРИНЦИПУ. К примеру, Владимир Потанин и нефтяная группа "Сиданко" добывает и перерабатывает нефть на Далеком Востоке и Северо-Западе Рф, "ЛУКойл" Вагита Алекперова "отвечает" за Поволжье, Приуралье и Ростовскую область, группа "Альфа" - владелец Тюменской нефтяной компании - хлопочет о снабжении нефтепродуктами районов Центральной Рф и т. д. Для чего нам в Рф конкурентность?
Так что совсем не принципиально, сколько АЗС принадлежит большим компаниям, а сколько маленьким "частникам": У "БЕНЗИНОВОГО КРАНА" Определенного РЕГИОНА ВСЕ РАВНО СТОИТ КОМПАНИЯ-МОНОПОЛИСТ. Ей принадлежит единственный в регионе НПЗ - нефтеперерабатывающий завод, нефтехранилища и пр. "Компания считается монополистом, если она держит 35% рынка, - гласит министр по антимонопольной политике Илья Южанов. - А, например, в Ростове на дону "ЛУКойл" и "ЮКОС" совместно обладают только 15% бензозаправок. Но более маленькие компании не способны с ними соперничать. Их просто не подпускают к бензохранилищам".
Вот и 1-ое следствие "бензинового кризиса": принужденный переход многих маленьких АЗС под контроль больших компаний. По другому это именуется - ПЕРЕДЕЛ РЫНКА. И ОРГАНИЗОВАЛИ ЕГО, ЕСТЕСТВЕННО, НЕ САМИ Обладатели БЕНЗОКОЛОНОК, Наобум ПОВЫШАЯ ЦЕНЫ НА Горючее. "Разумеется, что соглашение меж правительством и нефтяными компаниями не производится, - считает глава Русского топливного союза Сергей Борисов. - Пусть ни нефтяники, ни правительство не делают вид, что конкретно мы - неприятели народа. Различное из последних сил пробуют сдержать рост цен на станциях, работают на пределе рентабельности, чтоб только не навлекать на себя гнев властей".
2-ое следствие. При том, что в первой половине этого года в Рф было произведено горючего на 4% больше, чем за 1-ое полугодие прошедшего, в почти всех районах страны, в том числе имеющих собственные НПЗ, бензин стал недостатком. Версия, что его "вывезли за предел маленькие трейдеры" совсем не соответствует реальности. За июнь 1998 года, например, Наша родина экПодвескаировала бензина на 28 млн. долл., а за июнь 1999-го - меньше чем на 17 млн. долл. С конца же июля экПодвеска бензина из страны вообщем запрещен! Горючего, КАК И СЫРОЙ НЕФТИ, ВОПРЕКИ РАСХОЖИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ, ИЗ Рф ВЫВОЗЯТ НЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ Ранее!
Контрабанда? Наверняка, какое-то количество бензина незаконно попадает на Украину и в Армению, но здоровый бензовоз - не иголка, и через муниципальную границу его провести не так просто. Тем паче - колонну бензовозов либо жд состав. И в Муниципальном таможенном комитете РФ нас заверили, что НИКАКИХ Больших ДЕЛ ПО КОНТРАБАНДЕ БЕНЗИНА ЗА ПОСЛЕДНИЕ МЕСЯЦЫ НЕ БЫЛО.
Как не было... и нефтяного кризиса! Министр Калюжный, правда, убеждает, что "стране не хватает 10-15% бензина", но как-то удивительно выходит - хватало, хватало, и вдруг... В критериях кризиса резко возросло количество машин?.. Либо - расход горючего? Алогично как-то. Ведь бензин делается даже в бо'льших количествах, чем ранее, и... видимо, оседает кое-где на нефтехранилищах в Рф. Под самыми различными предлогами. К примеру, самый престижный: "для удачного проведения уборочной кампании". В этом году, когда сбор много ниже прошлогоднего, губернаторы многих областей запросили на уборочную в два-три раза больше горючего, чем в прошедшем году. И ведь получили! Зачем нужен, скажем, двукратный припас бензина красноярскому губернатору Александру Лебедю? Во-1-х, в нашей стране экПодвеска бензина, в отличие от экПодвескаа сырой нефти, не нуждается в лицензировании и квотировании: горючее можно стремительно реализовать за предел, а куда пойдут Энциклопедия грузовых автомобилей в преддверии парламентских и президентских выборов - догадывайтесь сами. Во-2-х, как ни крути, бензин - продукт политический, и намедни тех же выборов можно малость понизить стоимость на горючее в собственном регионе, выбросив на рынок припасы дешевенького бензина...
Стоимость КРИЗИСА
Итак, главные задачки, стоявшие перед устроителями кризиса, можно считать фактически решенными, и, может быть, к выходу в свет этого номера перебои с топливом в большинстве районов страны уже забудутся, как ужасный сон. Что все-таки до цен на бензин... Естественно, про то, что они возвратятся на прежний уровень, и мыслить нечего. Такового в родной стране не было никогда. По воззрению большинства розничных торговцев, совпадающему с воззрением нефтяников, розничная стоимость "92-го" бензина должна быть 0,3-0,35 долл. (либо около 8 руб.) за литр, но только вот потянет ли такую стоимость наш потребитель? Столичная топливная ассоциация провела опрос посреди автолюбителей и узнала, что для большинства порог покупательной возможности - 6-6,5 руб. за литр. Этой черты мы уже достигнули...
В заключение процитирую отрывок из служебной записки президента Союза нефтегазопромышленников Рф, депутата Госдумы Владимира Медведева в Правительство РФ: "В сложившихся критериях нефтяные компании, обычно, заинтересованы в наивысшем получении прибыли хоть какой ценой, их интересы резко расползаются с интересами страны, что ведет к неоправданному росту цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Не может отдельная компания преследовать в этом кризисном состоянии общеотраслевой энтузиазм!".
Конечно, предпосылкой кризиса было не инкриминируемое обладателям маленьких АЗС криминальное желание припрятать бензин, чтоб позже поднять цены на него. Настоящие виновники - большие нефтяные компании, которые сейчас стремятся прибрать к рукам и рынок розничной торговли топливом, а заодно, очевидно, "подтянуть" цены к мировым. В преддверии выборов в их числе союзников оказались некие политические деятели в Москве и в регионах, рассчитывающие на ответный шаг нефтяных магнатов - финансовую подпитку. Так что наш кризис имеет не столько экономическую, сколько политическую базу. Противостоять этому должно правительство при помощи антимонопольного законодательства (так, во всяком случае, происходит в мире), но, похоже, на данный момент наше правительство в этом не заинтересовано. Судьба гос власти, понимаете ли, тоже от выборов зависит...