Цены на бензин. И опять подорожает?
Цены на бензин. И опять подорожает?
И вроде как нервное напряжение спало. Но всякий раз, подъезжая к заправке и смотря на как бы застывшие цены за литр 92-го и 95-го, нет же да подумаешь: а сколько придется платить в январе? Специалисты «За рулем» считают, что ненамного больше. Ну а далее что?
КАК «ТОРМОЗНУЛИ» ЦЕНЫ
Создателем довольно сенсационной инициативы стал президент компании «ЛУКОЙЛ» В.Алекперов. С 19 сентября до конца 2005 года она зафиксировала розничные цены на бензин и дизельное горючее на собственных АЗС во всех регионах Рф. Этот шаг, по воззрению Алекперова, позволил на короткосрочный период сдержать рост цен на горючее, также «продолжить начатый конструктивный диалог меж правительством РФ и нефтяными компаниями для того, чтоб стабилизировать внутренние цены на нефтепродукты».
Схожий шаг компания, как понятно, сделала и в декабре прошедшего года. Напомним, что тогда по май 2005-го она на 5% понизила розничные цены на горючее. Перед этим Алекперова приглашали в самый главный кабинет страны. Что Путин произнес нефтяному королю, осталось меж ними, только покинув кабинет № 1, глава «ЛУКОЙЛа» заявил: ради Рф его компания понижает цены. Люд олигарху на уровне мыслей поаплодировал, а коллеги-конкуренты, выдавив из себя ухмылки, последовали его примеру.
Это типичное «нефтяное перемирие» выдержало, как и было объявлено в декабре, до мая этого года. А позже наши нефтяники цены отпустили. В особенности очень они скакнули в конце августа – начале сентября, как выяснилось – «не вовремя». К этому моменту не успели окончить уборочные работы, да цены задрали так, что возмутились даже полностью обеспеченные граждане. Стон о повышении цен не мог не дойти до президента, а во 2-ой раз он чуть ли ограничился «профилактической беседой». И «ЛУКОЙЛ» сыграл на опережение президентского гнева.
В тот же денек все ведущие русские нефтяные компании на совещании у министра индустрии и энергетики Виктора Христенко «согласились с необходимостью стабилизировать цены без всяких подготовительных критерий, не привязывая свое решение к любым решениям правительства». В неофициальных беседах бюрократы в один глас именуют договоренность нефтяников с Христенко «сплошным пиаром». По правде, цены на горючее зависят не только лишь от цены нефти на интернациональных биржах, но к тому же от внутреннего спроса. На данный момент его пик миновал – окончены главные сельхозработы, куплены нефтепродукты на зиму, так что далее можно ждать стагнации, а начиная с декабря и совсем понижения цен – так бывает каждый год. Заморозив цена и без того дешевеющего горючего, нефтяники сумеют без всяких жертв заработать для себя политические очки, считает президент Столичной топливной ассоциации Евгений Аркуша. Так оно и случилось: цены были зафиксированы в самой высочайшей ценовой точке, и если б в Рф работал по-настоящему цивилизованный рынок нефтепродуктов, то стоимость на бензин все равно неизбежно бы свалилась.
Для чего «ТОРМОЗНУЛИ»
Фиксация цены на бензин позволила нефтяникам избежать осложнений. Если помните, президент даже свое каждогоднее общение с народом по телевидению начал с этой трудности. При всем этом нефтяников не ругал, а жалел: у них-де и настолько не мало изымают в виде налогов! «Правительство рассматривает возможность поменять эту систему, с тем чтоб изъятия были сбалансированы, чтоб обеспечить и доходы страны и чтоб не подымать цены на ГСМ», – заявил президент, отметив при всем этом, что резкое подорожание горючего, пик которого пришелся на начало озари, связано с тем, что русская экономика интегрирована в мировую.
Как ни удивительно, после того как цены были заморожены, страна ни на шаг не продвинулась в решении бензиновой трудности. «Одним замораживанием цен делему роста цены бензина в Рф не решить», – заявил в те же деньки премьер-министр Миша Фрадков. Он выделил, что правительство воспринимает комплекс мер, касающихся роста цен на ГСМ: регулирование экПодвесканых тарифов, уточнение ставок налогов, антимонопольные, административные и экономические меры. Но пока они разрабатываются, потихоньку начался новый передел рынка. Тот же «ЛУКОЙЛ» может довольно длительное время вести торговлю на собственных собственных заправках по оптовым ценам, пренебрегая сверхприбылью. Обладатели же личных АЗС, которых сейчас на рынке большая часть, обязаны брать бензин у огромных компаний по оптовым ценам и продавать по розничным. Но оптовые-то цены никто не фиксировал! А означает, они могут вырасти, съедая таким макаром прибыль маленького автозаправщика.
Обычно, у нефтяных компаний не достаточно собственных заправок. Те 6, которые «договорились» с Христенко, обладают не больше одной пятой из приблизительно 20 000 русских АЗС, контролируя при всем этом более половины нефтепереработки. Повышая отпускные цены для «чужих» АЗС и заморозив цена бензина на собственных, они могут выжать соперников из целых регионов. Из этого следует, что ведущие нефтяные компании уже до января будущего года могут разорить многих частников и по дешевке овладеть их имуществом. Но тем, кто 1 января приедет на заправку, совсем все равно, кто ею обладает, какие у владельца и его работников трудности в конкурентноспособной борьбе.
И в итоге – о прогнозах роста цен. В январе стоимость на бензин не подымется хотя бы поэтому, что не будет особенного спроса. Это – сезонное правило. Зато точно горючее подорожает весной. И именно тогда уже никакое искусственное замораживание не поможет избежать реального топливного кризиса. Если, естественно, правительство не воплотит в жизнь свои благие планы под условным заглавием «Как нам в Рф удешевить бензин».