Снова БЕНЗИНОВАЯ ЛИХОРАДКА ?
Снова "БЕНЗИНОВАЯ ЛИХОРАДКА"?
РЫНОК
Повторение пройденного
Снова "БЕНЗИНОВАЯ ЛИХОРАДКА"?
По воззрению профессионалов, уже в апреле-мае нас может "накрыть" очередной бензиновый кризис.
Игорь МОРЖАРЕТТО
...Первым свежее дыхание кризиса ощутили на для себя обитатели Краснодара. В феврале цены на бензин вдруг стремительно "выросли": А-76 стал стоить 7 руб., АИ-92 - около 8, а за литр "95-го" уже просили 9 рублей! И это при том, что внезапно закрылась часть АЗС! Не достаточно того, процесс заправки автомобиля в крае сейчас перевоплотился в разновидность "российской рулетки": повезет - заправочный пистолет "выстрелит" в бак порцию бензина, не повезет - нальет нечто, напоминающее горючее только запахом...
НАСТУПАЕМ НА ГРАБЛИ
Отчего это происходит в стране, где уже издавна нет плановой гос экономики и как бы должны работать законы рынка? Должны, но - почему-либо не работают. Вернемся снова к урокам бензинового кризиса 1999 года.
В свое время вся территория нашей бедной богатой Рф была поделена на "сферы воздействия" меж нефтяными компаниями. Как ножницами на лоскутки разрезали: кому-то Омская область досталась, кому-то Пензенская... Скажем, если за Поволжье "отвечает" "ЛУКойл", то поставками нефтепродуктов в регион имеет право заниматься только он. Такая вот рыночная экономика, такая вот конкурентность по-нашенски.
Так что прошлогодний топливный кризис просто не мог не произойти. Все просто: в каком-то регионе в некий момент потребности превосходят имеющиеся припасы бензина. Начинаются перебои, позже - ажиотажный спрос. "Местная" нефтяная компания не в состоянии его удовлетворить, и обладатели АЗС обязаны брать продукт у перекупщиков. Розничные цены растут и т. д. Кризис "пошел". Хотя, по воззрению профессионалов, его можно было предупредить.
- В мае прошедшего года, когда в Санкт-Петербурге разразился жесточайший бензиновый кризис, в Москве горючего было - хоть залейся, - вспоминает Сергей Борисов, президент Русского топливного союза. - На теоретическом уровне московские избытки можно было стремительно перебросить в Питер, да только системы обмена информацией у нас в отрасли нет! И пока наши предприниматели из сообщений СМИ узнали, что в Ленинградской области километровые очереди на АЗС, пока дали команду и несколько эшелонов, которые везли горючее из Башкирии в Москву, повернули на север - сколько времени прошло? Маховик кризиса уже успел раскрутиться в полную силу...
Что предложило правительство для борьбы с кризисом? Под нажимом тогдашнего первого вице-премьера наикрупнейшие нефтяные компании обязаны были подписать картельное соглашение, по которому они взяли на себя обязательство "заморозить" цены. После чего напряженность на бензиновом рынке... еще более возросла. Те регионы, которые получили возможность закупать горючее по фиксированным ценам, воспользовались этим "на всю катушку", требуя горючего больше, чем обычно, иногда в 2-3 раза. Где на данный момент все эти "избытки"? Ау!..
Так что об обязанностях по картельному соглашению пришлось скоро запамятовать.
НЕИЗБЕЖЕН, КАК ПРИХОД ВЕСНЫ?
Некие экономисты уже пришли к грустному выводу: нефтяной кризис в Рф повторится опять, и произойдет это уже в конце весны. Так как ни одна из обстоятельств прошлогоднего кризиса не устранена - бензина делается меньше, чем нужно, его как и раньше прибыльнее продавать за предел, чем на внутреннем рынке, нефтяные компании живут сами по для себя, розничная сеть - тоже... В Москве всю зимнюю пору держали припасы горючего на 45 суток (при нормативе 10-12 суток), хотя прибыльнее было не "омертвлять" капитал, а реализовать избытки в другие регионы.
Нельзя сказать, что совершенно уж никаких мер, чтоб остановить либо хотя бы немножко смягчить кризис, никто не решает. Русский топливный альянс, объединяющий ведущие сбытовые топливные ассоциации страны, к примеру, предложил нефтяным компаниям, Минтопэнерго и Министерству по антимонопольной политике подписать генеральное соглашение "О совершенствовании системы обеспечения нефтепродуктами регионов и предупреждении кризисных ситуаций". РТС считает, что для начала нужно сделать систему инфы о реальном производстве, потреблении и реализации бензина, и уже одно это позволит избежать топливного недостатка в регионах и предупредить большие скачки цен. Такая система, дескать, уже работает в Москве, и это позволило столице и области относительно расслабленно пережить прошлогодний кризис.
Но... Пока нефтяные компании, производители бензина, не очень торопятся подписывать какие-либо соглашения с компаниями, бензин продающими. Разглядеть проект генерального соглашения согласились только "ЛУКойл", Роснефть", ЮКОС и ЦНК, ну и то без особенного интереса. У их, видимо, свои интересы. А пока любой из участников нефтяного рынка задумывается только о своей выгоде - мы все будем нескончаемо длительно стоять в очереди на заправку, а бензин дорожать не по денькам, а по часам.