ГЕНРИ ЛИЛАНД - ПАТРИАРХ ДЕТРОЙТА
ГЕНРИ ЛИЛАНД - ПАТРИАРХ ДЕТРОЙТА
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
БЫЛОЕ
ГЕНРИ ЛИЛАНД - ПАТРИАРХ ДЕТРОЙТА
"Никогда я не рвался в автопромышленность. Хлопотное это дело и нервное, не по мне", - гласил наш герой, когда слава его "кадиллаков" уже гремела по всему миру.
Сергей КАНУННИКОВ. Набросок Александра Краснова
Позднее трудами Лиланда появилась еще одна всемирно популярная марка - "Линкольн". Все же в авто мире Лиланд - по сути человек практически случайный. Когда сначала ХХ века юные энергичные Различное зажглись самобеглыми колясками, он уже занимал очень приличное положение, и авто ему были, вроде, совершенно ни к чему. Да к тому же, многие ли отыскивают новые пути в шестьдесят?
Лиланд родился 16 февраля 1843 года в Бэртоне (штат Вермонт) в семье механика. Отпрыск, как это нередко бывает, пошел по стопам родителя. Его первым местом работы стала трикотажная фабрика. Когда началась война меж Севером и Югом, он вступил в армию Линкольна. По юности в строй его не взяли, а обусловили в Спрингфельдский арсенал оружейником. Здесь-то Генри в первый раз столкнулся с четкой механикой. И эта встреча почти во всем обусловила его последующую судьбу: точность и аккуратность стали лозунгом его жизни. После войны Лиланд работал на оружейном заводе известного Самуэля Кольта, потом на фабрике "Пратт энд Уитни", а в 70-е годы - в компании "Браун энд Шарп", занимавшейся четким машиностроением. Набравшись опыта и средств, Генри Лиланд открыл свое дело - фирму "Лиланд энд Фолкнер".
Компания размещалась в Детройте на Тромблей-авеню и выпускала зуборезные станки, механическое оборудование, инструмент. В 90-х годах номенклатуру изделий пополнили силовые установки для паровых трамваев и малых катеров, а позднее - и бензиновые моторы.
Каждый, кто лицезрел этого ухоженного высочайшего джентльмена с седоватый бородой, мог поразмыслить - вот человек, который всего достигнул. Меж тем о покое Лиланд совсем не задумывался, хотя и нового дела начинать не собирался. Все изменил единственный визит. В 1901 году фирму посетил Рэнсом Эли Олдс - энергичный инженер и бизнесмен, основоположник компании "Олдсмобил". Он приехал в "Лиланд энд Фолкнер", чтоб заказать 2000 одноцилиндровых движков для собственных обычных и дешевеньких машин. Такие моторы ему поставляло предприятие братьев Додж, но Олдс хочет был наращивать создание и находил новых партнеров. Приехал он, понятное дело, на "Олдсмобиле", и Лиланд со своим первым ассистентом - отпрыском Уилфредом получили возможность здесь же познакомиться с этим произведением. Мотор показался Лиландам плохим - все, что могло, гремело, трещало и стучало. "У нас наверное получится лучше, отец. Так паршиво работать мы просто не умеем", - произнес Уилфред.
До того как заключить контракт, Лиланд решил довести штатный движок "Олдсмобила" до разума. Мотор стал работать ровнее и тише, да к тому же практически на третья часть прибавил в мощности. На первом Детройтском автомобильном салоне в ноябре 1901 года движки "Додж" и "Лиланд энд Фолкнер" стояли рядом. Оба работали и, к изумлению Лиланда, демонстрировали по тахометру однообразное число оборотов. Ларчик раскрывался просто: за щитом к маховику его мотора был присоединен ленточный тормоз. Кстати, это увидел и показал Лиланду юный Генри Форд.
После выставки Лиланд продолжал улучшать мотор - прирастил поперечник впускных и выпускных клапанов, сечение коллекторов. В итоге мощность достигнула 10,5 л. с. (моторы "Додж" развивали приблизительно 6 л. с.). Но здесь Олдс отказался от заказа и Лиланду ничего не оставалось, не считая как поставить доработанный мотор на собственный "Олдсмобил". На том бы все и завершилось, если бы снова не вмешался случай.
В августе 1902-го почетаемого в кругах промышленников Лиланда попросили оценить активы ликвидируемого завода "Генри Форд Ко" (прежнее заглавие - "Детройт Отомобаил Ко"). Будущий величавый Форд был основным инженером на этом заводе, но разругался с хозяевами - они не делили многообещающих мыслях конструктора - и ушел... Предприятие захирело. Лиланд оглядел завод - довольно современный по тем временам - и уговорил управление компании не закрывать дело и пользоваться его моторами. Так родилась новенькая компания, где Лиланд стал одним из соучредителей. Компанию окрестили именованием основоположника Детройта - француза Кадиллака. Строго говоря, читаться эта фамилия должна как Кадильяк (так ранее и писали в русских изданиях), но позже устоялось английское произношение. Лиланд стал поставлять на "Кадиллак" не только лишь движки, да и коробки, механизмы управляющего управления.
"Кадиллак-А", естественно, был почти во всем - и сначала снаружи - похож на тогдашний "Форд-А" (не путайте с "Фордом-А" 1928 года!). Правда, на "фордах" стоял двухцилиндровый мотор и эллиптические рессоры, а у "Кадиллака" - одноцилиндровый и полуэллиптические. В марте 1903-го началось серийное создание - за год выстроили уже 1895 "кадиллаков". После пожара на заводе в 1904 году Лиланд занял пост директора. Пошел он на это без охоты, но другим методом не удалось бы сохранить дававшее приличные прибыли создание движков. Скоро "Лиланд и Фолкнер" и "Кадиллак" соединились в одну компанию.
Производственная программка стала расширяться. Правда, одноцилиндровый движок оставался прежним, но модель "Кадиллак-А" уже выпускали в двух- и четырехместных версиях. С 1904-го строили "Кадиллак-В". Мотор как и раньше размещался под сидением, но рама стала прочнее (швеллер заместо уголка), в подвеске появилась поперечная рессора.
Лиланд стал очень приметной фигурой в американских авто кругах. "Мы называли его патриархом Детройта", - вспоминал позднее главный инженер "Крайслера" Фред Зедер. В 1903 году была образована Ассоциация лицензированных авто производителей. У ее истоков совместно со Смитом из "Олдсмобила" и Джойем из "Паккарда" стоял Генри Лиланд. Члены Ассоциации условились об очень удачном обмене патентами.
В декабре 1904 года появился 1-ый "Кадиллак" с 4-х цилиндровым мотором модели "D". Он развивал 30 л. с. Лиланд лицезрел перспективу в разработке более массивных, приличных автомобилей. Но пока машины с "четверками" были очень дороги - 2080 баксов, в то время как самая дорогая одноцилиндровая модель стоила 950. Конструкция их машин тоже не стояла на месте - в 1906-м появились "кадиллаки" "К" и "М". К слову, сам Лиланд ездил на одноцилиндровом купе с высочайшей кабиной. За соответствующую форму машину называли "дедушкин цилиндр", а домашние Генри выдумали ей очередное прозвище - "Оцеола".
Качество и точность производства узлов и деталей "кадиллаков" были высокими по тем временам. Лозунг компании говорил: "Мастерство - наше кредо, точность - наш закон". Президент "Дженерал Моторс" Альфред Слоун гласил о Лиланде: "Качество было его Богом". Лиланд ввел на заводе стандартизацию деталей и оружейную точность. Допуски составляли 0,002 дюйма (0,05 мм) - волшебство для начала века.
В марте 1908-го в Англии был проведен любознательный опыт. Из прибывших для реализации "кадиллаков" отобрали три схожих, разобрали, Ремонт и эксплуатация перемешали, при этом некие поменяли запасными. После чего авто собрали и испытали. Все их характеристики соответствовали паПодвесканым! Это было неслыханно. Английский Царский авто клуб выдал фирме диплом и серебряный кубок "За стандартизацию". После чего в рекламе "Кадиллака" появился слоган - Standard оf the Worid - "Глобальный (мировой) уровень".
Скоро компанией заинтересовался Вилльям Крапо Дюрант. Этот узнаваемый предприниматель скупал авто компании, создавая мощнейший концерн. "Кадиллак" с его репутацией и прибылями был вкусным кусочком. Акционеры запросили 3,5 миллиона баксов - огромную по тем временам сумму. Дюрант был обязан отойти, но не навечно. И хотя стоимость росла, он все-же купил фирму за 5,6 миллиона баксов. 29 июля 1909 года "Кадиллак" вошел в корпорацию "Дженерал Моторс". Шестидесятишестилетний Лиланд стал генеральным менеджером "Кадиллака" и совместно в отпрыском продолжал управлять заводом, сохраняя максимум самостоятельности. В 1910-м Лиланд-младший выручил концерн от развала, убедив кредиторов согласиться с отсрочкой платежей.
Приблизительно в то же время вышло событие, заставившее Лиланда-старшего снова пожалеть о том, что судьба свела его с автомобилями. В один прекрасный момент на детройтской улице у некоторой дамы заглох мотор "Кадиллака". Проезжавший мимо Байрон Картер - фабрикант, основоположник компании "Картеркар" и компаньон Лиланда, конечно, решил посодействовать. Машина заводилась, естественно, ручкой. Движок пустился сходу, но ручка стукнула Картера по голове... "Будь проклят тот денек, когда я связался с автомобилями!" - воскрикнул Лиланд, узнав о случившемся. И здесь же отдал указание своим ассистентам: "Джентльмены! Авто "Кадиллак" не должны больше убивать людей, и мы должны сделать для этого все от нас зависящее". Так появился электростартер инженера Киттеринга, компания которого поставляла для "кадиллаков" электрическое оборудование. 1-ый в мире электростартер устанавливали серийно с 1912 года.
Лиланд желал, чтоб его авто всегда превосходили других. Шестицилиндровые моторы уже встречались часто, а вот V8 серийно ставила на свои машины только французская компания "Дe Дион". По указанию Лиланда одну из их приобрели и испытали. Шефу она не приглянулась - маленькая мощность, термосифонное остывание, нет электростартера.
"Кадиллаковский" V8 испытывали в строжайшей тайне под Детройтом в арендованном помещении под вывеской "Эталон Моторз Ко". "Кадиллак-51" с "восьмеркой" мощностью 70 л.с. при 2400 об/мин появился в 1914 году. Движок отменно работал и стоил при всем этом даже дешевле неких "шестерок". Развитием 51-ой модели стал "Кадиллак-55".
Когда разгорелась 1-ая глобальная война, Лиланд собирался взяться за создание авиационных движков "Либерти". Дюрант был против: не раз он повторял, что не желает "участвовать в человекоубийстве". Лиланды покинули компанию, а "Дженерал Моторс", кстати, все-же пришлось строить авиамоторы. Тем временем Лиланд, которому было уже за 70, совместно с отпрыском сделал новейшую фирму! Называлась она "Линкольн Мотор Ко" и была нацелена на создание моторов "Либерти". Энциклопедия грузовых автомобилей патриарх Детройта, конечно, отыскал просто, ну и с персоналом заморочек не было - многие ушли из "Кадиллака" прямо за отцом-основателем.
В 1920-м началось создание автомобилей "Линкольн". Внушительную машину, с достаточно серьезной классической наружностью, оснастили мотором V8 (5,8 л) мощностью 90 л.с. при 2800 об/мин. Консервативность кузова даже при всей тщательности производства машины в целом, к огорчению, не завлекла покупателей. Летом 1921-го компания каждый месяц несла около 100 тыс. баксов убытков. В 1922-м завод купил Форд и подарил его отпрыску - Эдселу. А отец и отпрыск Лиланды покинули компанию, не хотя, видимо, работать на долголетнего соперника. Уж теперь-то, в 70 девять, Лиланд-старший, по всем меркам, заслужил покой.
"Кадиллак" и "Линкольн" соперничают вместе до сего времени. Авто обеих марок славятся высоким качеством, заложенным фанатиком точности, патриархом Детройта - Генри Лиландом.
"Кадиллак-Е" с кузовом купе (1905 г.).
1-ый "Кадиллак-А" был очень похож на "Форд".
Лимузин 1904 года.
Одноцилиндровый "Кадиллак-К" 1906 года и его уменьшенная копия, сделанная в Бельгии в 1986-м.
Модель "51" - 1-ый "Кадиллак" с движком V8.
"Кадиллак-55" 1917 года.
Командующий экспедиционным корпусом США в Европе в период первой мировой войны генерал Д. Першинг ездил на "Кадиллаке-55".