ПОЛИС РАВНОПРАВИЯ
ПОЛИС РАВНОПРАВИЯ
КЛУБ "Автовладелец"
Страхование
1-ые ШАГИ
ПОЛИС РАВНОПРАВИЯ
Ира РОМАНЧЕВА
Пессимистические прогнозы не оправдались - с первого же месяца деяния Закона об неотклонимом страховании штатской ответственности автомобилисты дружно потянулись в страховые компании за полисами ОСАГО. Чем изумили даже видавших виды страховщиков: такового никто не ждал. За 1-ый месяц выдано выше полумиллиона полисов.
БЕЗ НАКЛЕЙКИ НЕ ТО
В очередях за священным полисом (а в 1-ые две недели они появились в почти всех компаниях) выстаивали не только лишь те, кому предстояло регистрировать машину в ГАИ либо проходить вот-вот ТО, да и просто сознательные автомобилисты. Как сказали в Русском союзе автостраховщиков (РСА), с 1 по 15 июля в восьмидесяти из 115 компаний, имевших лицензию Минфина на роль в неотклонимом страховании, было продано 306 тыс. полисов на сумму 22 млн. долл. К концу года, по различным оценкам, соберут от 300 млн. до 1 миллиардов. таких страховых баксов.
Без заморочек, как досадно бы это не звучало, не обошлось. Бланки полисов вышли из печати практически 1 июля. А потому что делает их Гознак в Москве, приобрести неотклонимую страховку в сей день смогли только столичные автолюбители - до регионов бланки просто не успели дойти. Еще ужаснее обстояло дело с наклейками на лобовые стекла. Их к началу июля вообщем не отпечатали. Как бы маленькая неудача: пригодятся водителям они только после 1 января. Вот тогда сотрудники ГАИ начнут по этому "украшению" искать в транПодвесканом потоке машины, обладатели которых не удосужились приобрести страховку.
Но или гаишникам плохо растолковали, или к своим обязательствам они подошли с лишним рвением, факт остается фактом: сначала в ГАИ отрешались регистрировать авто и проводить техосмотр машин, если автомобилист не мог предъявить наклейку. К счастью, эту делему стремительно уладили с высочайшим гаишным начальством, и процесс пошел в согласовании с Законом. Другое дело, что из-за этой неразберихи не одной сотке водителей успели вымотать нервишки. А сколько средств было истрачено на "вознаграждение" инспекторам ГАИ, чтоб они закрыли глаза на отсутствующую наклейку, - об этом можно только догадываться.
Дыры В ЗАКОНЕ
Автомобилистов сейчас больше всего волнует все таки не неурядица с наклейками и не бланки страховых полисов, а более суровые вещи - возмещение вреда. Тем более, что на данный момент много спекулируют конкретно на этом: дескать, Энциклопедия грузовых автомобилей страховщикам вы, естественно, отдадите, а вот взамен, если катастрофа все таки случится, ничего не получите. И ссылаются при всем этом обычно на какие-то дыры в Законе. Откомментировать ситуацию мы попросили ведущего спеца Департамента всеохватывающего страхования компании "Ингосстрах" Миши Порватова.
- Выплата по неотклонимому страхованию проходит по калькуляции. Процедура такая: потерпевший должен обратиться к страховщику, у которого застрахована штатская ответственность виновника ДТП, и тот должен в течение 5 дней организовать независимую экспертизу: осмотр транПодвесканого средства и составление калькуляции, на основании которой и компенсируется вред. В постановлении правительства описаны общие принципы экспертизы. Для работы по программке ОСАГО независящие специалисты должны получить специальную лицензию. Но вот пока, к огорчению, не определены ни порядок лицензирования профессионалов, ни нормативы для их действий и оценок. Точнее, нормативы есть, но они установлены заводами-изготовителями и могут очень очень варьироваться. Потому калькуляции у различных профессионалов часто очень разнятся. Единые нормативы, надеюсь, появятся в последнее время, но даже их отсутствие сейчас не причина, чтоб не выплачивать страховое возмещение. Пока нет новых правил, будем действовать по тем, что есть. Ведь выплаты по добровольческому страхованию идут!
ЯНВАРЬ УЖ БЛИЗИТСЯ...
Словом, 1-ый месяц показал: Закон начал работать. Страховщикам удалось одолеть очереди и сейчас в Москве, например, процедура дизайна ОСАГО занимает, обычно, от 20 минут до часа. Как ни крути, около 80% автолюбителей обязаны получать полисы, так как впереди техосмотр, постановка машины на учет и т. д., другие, вправду, желают застраховаться.
За 1-ые две недели июля в стране было заявлено 208 страховых случаев по неотклонимой страховке. И пока ни одна из компаний как бы не отказалась от компенсации вреда потерпевшему.
Массовый наплыв желающих приобрести полис ОСАГО ждут в ноябре-декабре. По прогнозам страховщиков, к концу года застрахуют свою штатскую ответственность 13 млн. человек, другими словами половина русских автовладельцев. Вобщем, в январе также предвидится ажиотаж: с начала года за отсутствие наклейки на лобовом стекле (кстати, куда непосредственно ее наклеивать пока в ГАИ не обусловили) будут штрафовать. А любителей откладывать все на последний момент у нас ой как много.
Естественно, и это признают все, включая страховщиков, Закон несовершенен. Все же, говорят специалисты, на сей день это более лучший и адекватный ситуации вариант Закона, который вправду способен работать. Не будем забывать, что практически во всех странах мира введение неотклонимого страхования штатской ответственности становилось предметом гневных споров. Но поглядите, что происходит на данный момент в тех странах, где непременное страхование издавна и удачно работает. Автомобилисты не знают, что такое "разборки" на дороге по поводу того, кто кого подрезал, не судятся годами вместе из-за нескольких сотен баксов, причитающихся кому-то за ремонт, а главное - ох как охото ощущать себя в одной компании с людьми из цивилизованного мира!
Не стоит волноваться: за ремонт заплатит страховая компания.