Тяжелый ПУТЬ К ПОЛИСУ
Тяжелый ПУТЬ К ПОЛИСУ
КЛУБ "Автовладелец"
Приемная
СТРАХОВАНИЕ
Тяжелый ПУТЬ К ПОЛИСУ
ЛЕОНИД САПОЖНИКОВ
Вот и пришел "денек Х" - 1 июля. Те, кому предстоял визит в МРЭО, ждали его с опаской: ведь с этого момента при техосмотре либо регистрации машины нужно предъявить полис неотклонимого страхования штатской ответственности, а приобрести его заблаговременно было фактически нереально даже в Москве.
Эту ненормальную ситуацию сделало правительство РФ, утвердившее правила "автогражданки" исключительно в мае. Последним же оказался автолюбитель - его, без вины виновного, ожидал в МРЭО от ворот поворот...
Корреспондент ЗР повстречался с зам. начальника управления "Ингосстраха" Андреем Колокольниковым, отвечающим за общее авто страхование.
- Андрей Константинович, как быть автолюбителю, который до 1 июля добровольно застраховал штатскую ответственность? Высвобождает ли это от неотклонимого страхования, если сумма в договоре довольно велика?
- Нет, не высвобождает! Это связано с различием правил неотклонимого и добровольческого страхования. Но клиент имеет право выбора. Объясню на примере. Допустим, он живет в Москве и как обладатель "Жигулей" добровольно застраховал полгода вспять свою штатскую ответственность на 10 000 баксов. Таковой полис сроком на 1 год стоил у нас $163. Сейчас от этой суммы (так именуемой страховой премии) осталась половина - $81,5. 1-ый вариант - полностью пустить остаток на непременное страхование, тогда оно обойдется не в $132, а исключительно в $50,5. 2-ой вариант - часть остатка использовать для неотклонимого страхования, а часть - для дополнительного, добровольческого.
- Это как?
- Доплатив сверх "обязаловки" 35 баксов, клиент получит 2-ой, "добровольческий" полис на 15 000 баксов. У нас в эту сумму заходит и предел ответственности по неотклонимому страхованию - 400 тыс. рублей. Выходит собственного рода матрешка: снутри непременное страхование, снаружи добровольческое.
- А есть ли смысл доплачивать? Разница меж матрешками не очень велика - около 2 тыщ баксов...
- Но правила страхования, как я уже произнес, различные! Предел в 400 тыс. рублей может быть избран исключительно в случае, если причинен вред жизни либо здоровью, также имуществу нескольких потерпевших (статья 7 Закона). И если клиент, допустим, врезался на собственных "Жигулях" в дорогую импортную машину, причинив ей вред на 10 тыщ баксов, то по его "неотклонимому" полису страховая компания возместит обладателю иномарки менее 120 тыс. рублей, другими словами 4 тыщи баксов. А если у виновника аварии есть полис добровольческого страхования, будут выплачены и другие 6 тыщ.
- На какую наивысшую сумму автолюбитель может застраховать свою штатскую ответственность? 15 тыщ баксов - это ведь не предел?
- Предстоящая градация у нас такая: 20, 50, 100, 500 тыщ и 1 миллион. Но там, естественно, тариф будет уже не 35 баксов (смеется).
- При неотклонимом страховании предел ответственности разбит на две части: по жизни-здоровью (до 240 тыс. рублей) и по "железу" (до 160 тыс.). А при добровольческом?
- Там разделения нет. Все возмещение берется, так сказать, из 1-го ящика. Добровольческое страхование гибче. Но должен выделить, что это не всюду так: если правила неотклонимого едины для всех компаний, то у добровольческого бывают самые различные. Потому при заключении контракта добровольческого страхования советую максимально пристально изучить его правила, особенные условия, права и обязанности сторон, а не глядеть только на тарифы. Встречаются очень гладкие, прекрасно звучащие правила, по которым, если вчитаться поглубже, страховщик вправе отказать в возмещении вреда хоть какому клиенту! А полис при всем этом может стоить копейки.
- Я полдня провел рядом со страховым агентом, отвечавшим на телефонные звонки. Повсевременно звучал вопрос: есть ли льготы по неотклонимому страхованию для инвалидов и пожилых людей?
- Для пожилых людей нет. Инвалидам же компенсируется половина уплаченной ими страховой премии, если они получили автомобиль через органы социальной защиты. А кто не получил - как досадно бы это не звучало!..
- Кстати, какое на данный момент при "автогражданке" ограничение по времени?
- Участники ДТП должны вручить либо навести уведомление о нем страховщику в течение 5 рабочих дней, а если катастрофа случилась в отдаленном либо недоступном районе - в течение 15 рабочих дней.
- Поведайте об этом уведомлении подробнее
- Это особый бланк, который вручается клиенту совместно со страховым полисом, наклейкой на лобовое стекло и перечнем региональных представителей страховой компании. На нем предвидено место для схемы аварии и перечислены ее вероятные происшествия ("менял полосу", "обгонял" и т. п.) - необходимое просто отмечают крестиком. Особые графы заведены для реквизитов участников ДТП и их страховых полисов. Если нет вреда жизни и здоровью, а водители согласны в оценке событий аварии, они могут не вызывать ГАИ, а обратиться с заполненным уведомлением о ДТП на ближний пост дорожно-патрульной службы либо в орган милиции.
- К этой способности нужно привыкнуть. Боюсь, еще длительно в силу традиции Различное "до упора" будут ожидать приезда ГАИ.
- Привыкнуть предстоит ко многому. "Автогражданка" тянет за собой очень огромные перемены - и сначала в сознании водителей.