КАК ПОВЕРНУТЬ ВОЛГУ ?
КАК ПОВЕРНУТЬ "ВОЛГУ"?
ГУРЫ ДЛЯ "ВОЛГИ"
" Легкий руль стал так обыденным явлением (даже на редакционном малыше " Дэу Матиз" есть ГУР!), что дискуссировать это вроде и незачем. Но "Волга"... да кто же не знает, что "у нее - особая стать"?
Естественно, привыкнуть можно ко всему, но готовы поспорить, что хоть какой владелец "Мерседеса", которого по простоте духовной попросят развернуться на обычной "Волге" в узком дворе, вылезет из нее с выражением настоящего кошмара. И дело не в габаритах - есть машины и побольше, и помассивнее. А вот тяжеленный руль - такое сегодня не на каждом грузовике узреешь. Все же ажиотажного спроса на "волги" с ГУРами не наблюдается - как это нередко бывает, боятся, что российские усилители не полностью надежны и даже иногда небезопасны, а завезенные из других стран для кого-либо сходу переводят нижегородскую машину в разряд очень дорогих. Правда, еще есть одна категория ГУРов - отремонтированные и поэтому более доступные, но про надежность в данном случае лучше и не заикаться. Либо - ничего ужасного?
Какие реальные технические свойства должны выдавать "волговские" ГУРы и что мы имеем на практике? Вот и проверим - участниками экспертизы стали три управляющих механизма и два гидронасоса, выставленные на фото.
ДОЛЖНОСТНЫЕ
ОБЯЗАННОСТИ ГУРА
Так зачем все-же с формальной точки зрения нужен ГУР? Специалисты лаборатории маневренности и плавности хода автомобилей НАМИ именуют четыре их главных предназначения. Во-1-х, организовать резвую и точную передачу управляющего воздействия от управляющего вала к колесам - это разумеется. Во-2-х, обеспечить оборотную связь от колес на руль как по углу поворота, так и по усилиям. В-3-х, оборотная связь должна информировать водителя о боковых силах, воздействующих на управляемые колеса - без этого не появится так называемое чувство дороги. И, в конце концов, 4-ое - ГУР не должен вызывать у водителя чувства дискомфорта...
К произнесенному добавим последующее. Исправный ГУР не имеет права работать с перерегулированием - другими словами, управляемые колеса не должны поворачиваться на угол больше требуемого. Задержка в повороте по понятным причинам также нежелательна. Оба этих требования обеспечиваются, обычно, подбором производительности насоса и черт так именуемого распределителя. Заметим также, что рулевое не должно передавать "оборотных ударов" от дороги на управляющее колесо. Вобщем, пора вспомнить, из чего вообщем состоит ГУР...
Малость ТЕОРИИ
Главные составляющие ГУРа - это насос, управляющий механизм, силовой цилиндр и распределитель. Насос делает давление рабочей воды, которая поступает в силовой цилиндр и, зависимо от положения распределителя, перемещает поршень цилиндра, связанный с сошкой управляющего вала. Существует четыре схемы выполнения управляющего управления с усилителем, но мы остановимся на той, что использована на "Волге". Тут управляющий механизм, силовой цилиндр и распределитель собраны в едином агрегате и образуют так именуемый интегральный управляющий механизм. Он получил наибольшее распространение в ближайшее время и как более малогабаритный.
Что касается распределителей, то они есть в 2-ух главных обличьях - осевые и роторные. Последние отличаются наименьшим трением и малой величиной гидравлического свободного хода, что позволяет повысить чувствительность ГУРа.
Итак, все участники нашей экспертизы - интегральные управляющие механизмы с роторными распределителями. Те, кто желает несколько подробнее вдуматься в сущность работы "волговского" ГУРа, могут ознакомиться с рис. 1 и 2. 1-ый дает представление о связи отдельных компонент системы, установленных на автомобиль, 2-ой объясняет состояние ГУРа как при прямолинейном движении машины, так и во время поворота.
Если в начальном состоянии распределитель занимает гидравлически нейтральное положение, когда давление в сливной магистрали и обеих полостях управляющего механизма однообразное, то при повороте руля баланс нарушается, что приводит к росту давления в одной из полостей цилиндра и вызывает перемещение поршня. Вобщем, все это тщательно описано в специальной литературе - нам же любопытно проверить, как все это воплощено в реальных изделиях. Но тем, кто будет вникать в данные приведенных таблиц, нужно ознакомиться с разделом "Терминология...".
ПРОТОКОЛЫ И "ПРОКОЛЫ"
Неких разочаруем сходу: сведений по ресурсным испытаниям тут нет - мы их не проводили. И без того затеянная нами работа продолжалась в достаточно жестком графике практически полгода и обошлась редакции в неоднозначную "копеечку" - ресурсные же тесты могли затянуться до той поры, когда сегодняшние "волги" поделят участь "побед" и ЗИМов. Вобщем, и без того протокол испытаний смахивает на доброкачественную "кандидатскую" - на недочет инфы сетовать не приходится.
Сперва, как обычно, оцениваем внешний облик и все такое. Масса российских усилителей составила 15,65 кг - "германец" с дюралевым картером потянул всего на 13,6 кг. Передаточное число наших усилителей - 17,3, германского - 15,7. Все изделия согласно паПодвескаам рассчитаны на наибольшее рабочее давление 100 кгс/см2 - конкретно столько и должны выдавать насосы, как наш, так и ввезенный. Обещанная номинальная производительность елецкого насоса - 5 л/мин, а германского - 5,2 л/мин.
Таблица 1 открывает возможности распределителей. Мы определяли зависимости давления в гидросистеме Р от угла поворота управляющего колеса a (нагрузочная черта распределителя) и момента на управляющем валу М (черта реактивного характеристики распределителя). Вал сошки при всем этом блокирован, подача рабочей воды включена. Что ж, полный провал отремонтированного изделия был ожидаем - кустарный ремонт снова стал во всей собственной неприглядности. К новенькому борисовскому изделию претензий нет, но "германец" практически по всем позициям был все-же лучше. То же относится к результатам в табл. 2 и 3 - ремонтное изделие по ряду обстоятельств на машину ставить нельзя. Судя по приобретенным чертам, предельная неопасная скорость такового автомобиля не превзойдет 50 км/ч, так что - сами осознаете... А вот новый "белорус", в общем-то, показал себя достойно, не провалив ни 1-го тесты. В то же время отметим, что управляющий механизм ZF обеспечивает водителю еще больший комфорт. По таким характеристикам, как "гидравлический свободный ход", "угол поворота управляющего колеса, соответственный наибольшему давлению", "момент на управляющем валу, соответственный наибольшему давлению" и др., он превосходит изделие завода "Автогидроусилитель". Вопросы надежности выходят за рамки данной статьи, но, нужно считать, и тут сопоставление будет в пользу "немца".
Таблица 4 посвящена насосам. Предназначение насоса понятно - он должен пичкать ГУР рабочей жидкостью в "подходящем" количестве при требуемом давлении. "Необходимое" определяется тем объемом цилиндра усилителя, который освобождается в единицу времени при повороте руля с очень вероятной для водителя скоростью. А наибольшее рабочее давление насоса должно позволить гидроусилителю повернуть управляемые колеса недвижного автомобиля на сухом асфальтобетонном покрытии без помощи водителя, другими словами без учета момента, который он прикладывает к управляющему колесу.
Согласно стандартным методикам, насосы проверяются как на "холостом ходу" (это когда руль стоит прямо), так и при давлении, составляющем половину от наибольшего. Напомним, что последнее соответствует положению, когда сошка недвижна, а распределитель стопроцентно открыт - к примеру, при попытке выехать из глубочайшей колеи. С позиций водителя безупречен тот насос, производительность которого фактически не находится в зависимости от давления - на техническом уровне это может быть, но схожая расточительность немедля приведет в резкому понижению ресурса, росту расхода горючего и т. п. Все же, чем меньше отличаются друг от друга характеристики производительности при различных давлениях, тем лучше. Так именуемый большой КПД у германского насоса составляет 92%, а у елецкого - 96%. Оба этих показателя считают применимыми.
ТАК ПОВЕРНЕТ ЛИ "ВОЛГА"?
Повернет! Во всяком случае, с изделием от "Цанрадфабрик", она же - ZF, повернет - и не один раз, а столько, сколько будет нужно. Что касается нового борисовского изделия, то специалисты не настолько оптимистичны. По части конструкции претензий к изделию нет - оно должно выхаживать как минимум 150-200 тыс. км, то же относится к елецкому насосу. Подкола же следует ожидать не от техники, а от технологии - кто поручится, что завтра не потекут сальники, не загудят подшипники, не начнет подклинивать руль - словом, нелишне приготовить себя и к обыкновенному букету "российских" проблем... Вобщем, все это может ухудшить и халатная эксплуатация - запамятовали поменять фильтр, не проверили масло, да не достаточно ли? Но в любом случае бедного "волговода" текущими сальниками не напугать. А ремонтное изделие пусть полежит на прилавке - хороших слов в его адресок мы так и не отыскали.
Рис. 1. Система ГУРа "Волги" с движком ЗМЗ-4062:
1 - бачок; 2 - приводной ремень; 3 - поглощающий шланг; 4 - нагнетательный шланг; 5 - сливной шланг; 6 - управляющий механизм; 7 - насос.
Управляющий механизм ШНКФ 453461.100 производства завода "Автогидроусилитель" (Борисов, Белоруссия). Изделие новое, прошедшее заводской контроль. Стоимость - приблизительно 7500 руб.
То же изделие ШНКФ 453461.100, что на фото 1, но ремонтное. Понятно, что изготовитель ремонтные работы не проводит, так что о заводском контроле речь не идет. Стоимость - приблизительно 6500 руб.
Управляющий механизм typ 8074 производства компании ZF (Германия). Изделие новое, прошедшее заводской контроль. Стоимость - приблизительно 12 000 руб.
Гидронасос управляющего управления НПлГ
9/10-16 (Елец, Наша родина). Изделие новое, прошедшее заводской контроль.
Стоимость - приблизительно 1500 руб.
Гидронасос управляющего управления компании ZF (Германия). Изделие новое, прошедшее заводской контроль.
Стоимость - приблизительно 2300 руб.
Рис. 2. Схема работы ГУРа: 1 - вал-золотник; 2 - торсион; 3 - винт; 4 - гильза;
5 - поршень-рейка; 6 - вал сошки; 7 - бачок; 8 - фильтр; 9 - насос.

ТЕРМИНОЛОГИЯ
Либо ЧТО ЭТО Означает?
Р0 - давление холостого хода. Чем оно ниже, тем меньше непродуктивные утраты мощности мотора;
DР0 - давление нецентрирования. Чем оно ниже, тем поточнее устанавливается распределитель в среднее положение при освобожденном управляющем колесе;
amax - угол поворота управляющего вала, соответственный наибольшему давлению Рmax. Чем меньше этот угол, тем резвее врубается усилитель и тем поточнее управление автомобилем;
q - угол поворота сошки, град;
a0 - гидравлический свободный ход. Охарактеризовывает величину относительного перемещения частей распределителя при повороте управляющего вала, требуемую для включения усилителя. Чем этот свободный ход ниже, тем выше чувствительность усилителя и поточнее управление автомобилем;
М0 - момент на управляющем валу, соответственный включению усилителя. Чем он ниже, тем плавнее врубается усилитель;
Мmax - момент на управляющем валу, соответственный наибольшему давлению Рmax. Чем меньше этот момент, тем легче рулевое;
m0 - приведенный момент трения в приводе распределителя. На самом деле, он охарактеризовывает трение в распределителе, но его комфортно замерять в относительных единицах. Чем он ниже, тем выше чувствительность управляющего управления;
R - эффективность реактивного характеристики гидроусилителя. Этот параметр обычно именуют "чувством дороги", так как он охарактеризовывает то усилие на руле, которое чувствует шофер, входя в поворот. Чем выше показатель эффективности, тем лучше оборотная связь от управляемых колес на руль.
ДМИТРИЙ ЕРЫГИН, Миша КОЛОДОЧКИН