«ОДА» ПЕРЕМЕНАМ
«ОДА» ПЕРЕМЕНАМ
/АВТОПРОМ
«ОДА» ПЕРЕМЕНАМ
ЗАВОД В ИЖЕВСКЕ ОЧНУЛСЯ ПОСЛЕ ДОЛГОГО СНА
ТЕКСТ / Лена ВАРШАВСКАЯ
Вначале он был особым: единственным, подчинявшимся не Минавтопрому, а Министерству оборонной индустрии, спланированный как сборочно-кузовное создание – без агрегатных цехов. В этом были его главные минусы и плюсы. Недочеты мешали с самого начала: составляющие для автомобилей ИЖ делались на заводах «оборонки» и числились нагрузкой к основной продукции – ширпотребом со всеми вытекающими последствиями. Плюсы ДОАО «Ижмаш-Авто» начинают проявляться только сейчас.
Новенькая КОМАНДА
С распадом Союза авто создание «Ижмаша» стало чахнуть. Смежники отрешались от всего, что не было госзаказом, у многих в итоге конверсии останавливалось основное создание, а в общих объемах выпуска продукция для авто завода была каплей в море. И вот к середине 90-х у предприятия практически не осталось поставщиков, обратных средств и перспектив не то что развития, да и обычного воспроизводства. Предприятие впало в летаргический сон. Правда, пусть едва-едва, но дыхание его прослушивалось: в самый тяжкий, 1997 год «Ижмаш-Авто» выпустило около восьми тыщ автомобилей.
Прогнозы предстоящей судьбы завода были самые различные: окончательная смерть и акция распродажи имущества с молотка, помощь республиканских властей (есть же пример КамАЗа!), партнерство с зарубежной компанией (длительно шли переговоры со «Шкодой»), сборка импортных машин…
Сенсация случилась в прошедшем году, когда в Ижевск пришла самарская финансово-промышленная группа СОК, популярная тем, что смогла в недлинные сроки организовать в Сызрани сборочное предприятие «РосЛада», где выпускают VAZ 2106 и авто «девятого» семейства.
С группой СОК на «Ижмаш-Авто» появился и Миша Блохин, удачно управляющий «РосЛадой». Он возглавил сейчас авто завод в Ижевске. Фактически, не считая сызранского сборочного предприятия, у Блохина достойный послужной перечень. В свое время он управлял проектом по созданию и производству подвесок «Мак-Ферсон» для переднеприводных ВАЗов (в том числе «десятого» семейства). Так что опыт организации производства у него имеется.
РЕКЛАМА –
Движок ПРОИЗВОДСТВА
И вот прошло практически 18 месяцев: по нашим меркам, срок совершенно маленький. Но уже на данный момент ясно, что в Ижевске что-то происходит. Хотя бы из напористой рекламы по телеку: «теперь – с оцинковкой». Но что конкретно делается на Ижевском авто заводе – реально, а не для маркетингового ролика?
А фактически, для чего так пренебрежительно о рекламе – это незапятнанная правда. Многие Ремонт и эксплуатация кузова на «Ижмаш-Авто» делают из лысьвенской покрытой цинком стали (подробности – в ЗР, 2001, № 8). Совершенно скоро появится очередное «теперь»: модифицированные панель и композиция устройств. Позже – очередное: обивки дверей, следом – освеженные Ремонт и эксплуатация интерьера (радиаторная решетка, бамперы) позже… Вобщем, к чему забегать вперед? В последовательности обновлений есть собственного рода интрига: клиент должен привыкнуть, что машины «Ижмаш-Авто» непрестанно совершенствуются, должен ждать перемен к наилучшему. Есть здесь и еще одна цель, но о ней – чуток позднее.
Но дискуссии о радужных перспективах ничего не стоят, если автомобиль, собранный на Ижевском заводе, как и раньше считают большой жестянкой, полной изъянов (см. ЗР, 2001, № 8). Ну, пусть не как и раньше, но «Ода» все еще далека от совершенства.
Просыпание ОТ СПЯЧКИ
Навряд ли можно ждать, что человек, пару лет пролежавший в летаргическом сне, очнется свежайшим и здоровым. Так и предприятие. С 1991 года шло падение «Ижмаш-Авто». За 10 лет, с освоения модели до 2000 года, смогли выпустить всего 15 тыщ Izh 2126. Как запустить (не в смысле забросить, а напротив – привести в движение) таковой, извините за каламбур, запущенный завод?
Менеджеры были похожи на жонглеров, таких, понимаете, с вертящимися тарелками на шестах: шесты нужно подкручивать безпрерывно, чтоб тарелки не падали, и еще новые ставить. На данный момент 1-ая задачка выполнена: авто стали сходить с сборочного потока, их все в большей и большей степени. Должны подтянуться и поставщики, поверив, что предприятие оживает, работать на него прибыльно.
Завод поставил впереди себя цель дать гарантию поставщикам, что их продукция отыщет сбыт. А для этого нужно наращивать объемы производства. Тогда и можно будет выбирать партнеров.
Делать это необходимо и для удешевления продукции. Ведь завод рассчитан на выпуск 200 тыщ автомобилей в год, и расходы на его содержание (не считая цены рабочей силы) не достаточно зависят от того, одну машину там соберут либо пару сотен тыщ. Издержки, естественно, ложатся на себестоимость. Вот и стараются ижевчане выпускать больше автомобилей. Подсчитали: порог безубыточности – 5000 штук за месяц, к нему уже подошли впритирку. Но ведь нужно и прибыль зарабатывать, чтоб создание развивать, рассчитываться с прежними долгами, облагораживать продукцию. А для этого – стремительно загрузить мощности.
Здесь и пришло решение: взяться за сборку вазовских «шестерок». Были у этого проекта противники: дескать, не лучше освоить чего-нибудть поперспективнее? Но тут вопрос стоит по другому: пользуется машина спросом либо нет, готов клиент платить Энциклопедия грузовых автомобилей либо не готов. Какой бы старой «шестерка» ни была, ее хорошо приобретают и выпуск ее рентабелен. Не так, естественно, как, скажем, «десяток» (поэтому АвтоВАЗ от нее и отрешается). Но у «Ижмаш-Авто» особенного выбора нет. VAZ 2106 неплох тем, что вкладывать в его сборку нужно минимум средств – все издавна отработано, все для выпуска есть. В этом году, с учетом 10 тыщ «жигулей», в Ижевске соберут 60 тыщ автомобилей. На 2002-й планируют уже 120 тыщ.
ПРОГРАММА-МАКСИМУМ
Не запамятовали об обещании возвратиться к теме поступательных конфигураций в конструкции «Оды»? Итак вот: их заносят не ради рекламы, не только лишь для того, чтоб поддерживать энтузиазм потребителя. Есть далекий прицел: через пару лет поставить на сборочный поток стопроцентно освеженное семейство. «Ижмаш» делает ставку на вэдовые авто (в том числе универсал), снаряженные вазовским движком с распределенным впрыском либо уфимским мотором. Будет, возможно, и новый фургон. И тогда от «шестерок», глядишь, откажутся.
А если заглянуть совершенно далековато вперед, то кое-где на горизонте вырисовывается новенькая модель – на новейшей платформе, родоначальник грядущего семейства. Но, тс-с-с! Об этом руководители завода стараются при сторонних не гласить, предпочитая говорить только о том, что уже есть либо вот-вот будет.
Охотно докладывают, что разработана программка конструкторско-технологической доводки автомобилей с привлечением заводов-смежников и поставщиков девайсов – качество автомобилей начнет, в конце концов, улучшаться. В опытно-промышленном производстве начали выпускать, технологически готовя к основному сборочному потоку, вэдовый Izh 2126. С гордостью докладывают, что в сегодняшнем году каждый работающий на «Ижмаш-Авто» выпустит 6,67 автомобиля. Для сопоставления: на ГАЗе на 1-го работающего приходится годичный результат в 1,8 автомобиля…
Они верно представляют, что будут делать завтра и зачем. Осталось только, чтоб потребители отнеслись к возрожденному предприятию, его новейшей команде, его продукции с доверием. А это предстоит заслужить. z