НА ОЧЕРЕДИ - УФА И ОМСК
НА ОЧЕРЕДИ - УФА И ОМСК
ЭКОНОМИКА
/Взор ИЗНУТРИ
НА ОЧЕРЕДИ - УФА И ОМСК
Что такое СОК? Начнем с того, что это "Ижмаш-Авто", а очень скоро - Уфимский завод авто моторов и Омский завод коробок передач. Это 32 предприятия авто отрасли, где работает 76 тыщ человек. Это более 20% всех наружных поставок девайсов для АвтоВАЗа, при этом некие из их никто, не считая компаний СОКа, не производит. Сейчас у нас в гостях - топ-менеджер группы компаний СОК, генеральный директор автохолдинга "Ижмаш" Рустем ШИЯНОВ.
- Рустем Викторович, как вы оцениваете работу вашей команды на Ижевском авто заводе?
- Совершенно не так давно мы заказали исследование - опросили тех, кто заполучил "Оду". Оказалось, в главном, они неплохого представления об автомобиле.
- Что, и качество устраивает?
- Два года вспять, когда мы только пришли на "Ижмаш-Авто", ситуация была очень непростая. "Оду" до нас в промышленных масштабах не делали, это было, быстрее, опытнейшее создание: с 1984 года, когда модель проявили и одобрили в ЦК партии, и до 2000-го дело с места не двинулось. А после 10 лет спячки, когда "Ижмаш-Авто" фактически был остановлен, большая часть поставщиков о нем вообщем запамятовало. Когда сюда пришла наша команда, появлялись иногда смешные ситуации. Помню, заказали у Сарапульского завода полторы тыщи радиаторов, а нам прислали всего 700 штук. Спрашиваем, почему? Отвечают: не задумывались, что вы настолько не мало можете взять. Либо другая история. Когда "Ижмаш-Авто" оживился, начал работать, я повстречался с директором Омского завода - нашим поставщиком, и тот признался, что 1-ые коробки, которые мы от их получили, лежали на складе... 6 лет. Мы осознаем, как тяжело им начинать создание - практически с нуля осваивать технологии, учить людей, налаживать оборудование. Не сходу выходит, но прогресс налицо: к примеру, брак задних мостов, поступавших к нам, два года вспять составлял 25 процентов, сейчас - только два...
- Все же, навряд ли неувязка отважится сама собой, если объемы производства "Оды" будут расти? Возможно, требуется суровое взаимодействие с поставщиками, инвестиции...
- Вообще-то, брак можно отнести к деталям собственного производства, и к тем, что выпускают наружные предприятия. Собственных держать под контролем проще. Те же задние мосты: их делал цех механического завода, расположенный на местности "Ижмаша". Мы начали работать с этим предприятием, и ситуация, как уже было сказано, стала выправляться. С другими поставщиками труднее. Вобщем, с теми, чьи изделия для нас главные, мы тоже будем создавать СП. Уже подписано соглашение с УЗАМом - Уфимским заводом авто моторов и омским производителем коробок передач. Будем вкладывать Энциклопедия грузовых автомобилей в их развитие.
- Планируете выпуск прежних уфимских движков либо будете внедрять новейшую разработку?
- Новый движок - очень дорогостоящий проект. Естественно, не млрд баксов, как говорят некие автоконцерны, а существенно меньше, но все равно это большие финансовложения. Потому наша задачка - сначала возобновить общее создание моторов объемом 1,8, также 2 литра и уже позже гласить о выпуске мотора, который соответствовал бы современным интернациональным нормам. У нас довольно умных, грамотных инженеров и конструкторов, которые способны воплотить новые технические идеи с наименьшими затратами.
- А если возвратиться к браку, так сказать, "собственного производства", то тут, вы полагаете, все уже решено?
- На самом "Ижмаш-Авто" изготовлено фактически все вероятное. Я имею в виду на данном шаге: с сегодняшним оборудованием, технологией. Остается еще человечий фактор. У нас действуют программки, которые стимулируют людей. Я уже не говорю о том, что средняя заработная плата выросла с 670 рублей в 2000 году до 3100 рублей в 2002-м, но рабочие могут получать по 5 тыщ и даже больше за счет премий, которые на 60% - поощрение за качество. Тупо мыслить, что кто-то сознательно желает делать брак. Либо просто не умеет как надо работать - тогда нужно учить, провоцировать. Либо сама организация труда, разработка некорректные. И это нужно поменять.
- Что все-таки вы планируете поменять?
На данный момент работаем с японской компанией "Мицуи" - заключаем кредитное соглашение на покупку окрасочного комплекса. Цена оборудования - оно окончит модернизацию "Ижмаш-Авто" - около 57 миллионов баксов...
- А саму модель, которая, как вы гласите, не поменялась с 1984 года, не думаете поменять?
- В наиблежайшей перспективе - модернизация интерьера и внешнего вида "Оды". Новенькая обивка дверей, формованный потолок, другая задняя полка, композиция устройств от VAZ 2110. Станут другими бампер, крылья, капот, светотехника. Чтоб сделать это, требуются оснастка, формовочные машины, новые штампы. На данный момент как раз увлечены этим. При этом стоимость освеженной "Оды" остается на сегодняшнем уровне.
- И как вам это получится, если возрастут издержки?
- За счет роста общих объемов производства - на данный момент, как вы понимаете, осваиваем выпуск "шестерки". Будет и унификация с вазовскими моделями: о приборной панели я уже произнес, на очереди стойки "Мак-Ферсон". Ведем переговоры с рядом государств по поводу организации сборки "Оды" в модификации "пикап". К этому проявляют энтузиазм в Китае, Сирии, Египте. Пусть не поражает, что пока создание убыточно - только издержки, но я уверен, скоро начнется отдача.
- Вы не заблуждаетесь на этот счет? Ведь начиная с середины прошедшего года на "Ижмаш-Авто" появилось затоваривание, и вам пришлось понизить, по сопоставлению с планируемыми, объемы производства. Откуда уверенность, что в сегодняшнем году автомобилисты купят 70 тыщ ИЖей?
- У нас были суровые упущения в службе маркетинга и торговли. Возникновение "Оды" на рынке вызвало ажиотажный спрос, и мы высочайшими темпами увеличивали объемы ее производства. Меж тем у завода не было ни отлаженной системы технического и гарантийного обслуживания, ни торговой сети по продаже запчастей, и они стали недостатком. А потребителя интересует не только лишь стоимость автомобиля, да и цена его эксплуатации, доступность обслуживания. Вобщем, в сложившейся ситуации тяжело было винить кого-либо. Когда "Ижмаш-Авто" тормознул, его станции техобслуживания тоже закончили работать - были кем-то куплены, перепрофилированы. Приходится и тут начинать с нуля. На данный момент создаем свою сервисную и торговую сеть, 22 станции техобслуживания финансируем сами.
- И все-же, ворачиваясь к автомобилю: в свое время гласили о расширении модельного ряда...
- Это непременно будет. Тяжело именовать сроки, но, думаю, в наиблежайшие годы начнем выпускать вэдовую и переднеприводную "Оду". Еще не решен вопрос о том, кто будет поставлять "раздатку", агрегаты. Пока модель 4х4 делают на опытно-промышленном производстве, все это можно приобрести у АвтоВАЗа, но когда пойдет речь о массовом выпуске, Волжскому автозаводу обеспечить его будет не под силу. Потому, как решим вопросы компонентной базы - новые модели "Оды" пойдут на сборочный поток.
- А "шестерка"?
- Я думаю, еще пару лет она будет воспользоваться спросом, позже необходимо внедрять новейшую модель.
- Какую?
- Об этом рано гласить. Пока мы готовим техническое задание на ее разработку. А кто будет разработчиком - АвтоВАЗ, как самый наилучший из русских автозаводов, либо какая-нибудь зарубежная компания - поглядим. Ясно только, что будущий автомобиль - одноклассник "Оды" и стоить должен не больше 5 тыщ баксов.
- У вас столько планов... Не опасаетесь конкуренции со стороны такого же АвтоВАЗа, который хочет с течением времени выйти на каждогоднее создание миллиона автомобилей, других русских и уже возникающих совместных автозаводов?
- Нет. Мы считаем, что на русском рынке места в последнее время хватит всем, к тому же конкурентность нас не стращает, а только взбадривает...
БЕСЕДУ ВЕЛА
Лена ВАРШАВСКАЯ
Рустем Шиянов: "Конкурентность нас не стращает, а только взбадривает".