100 3-я ГОТОВИТСЯ К ЗИМЕ
"100 3-я" ГОТОВИТСЯ К ЗИМЕ
РЫНОК
Экспертиза
"100 3-я" ГОТОВИТСЯ К ЗИМЕ
Возникновение шестнадцатиклапанного мотора в "десятом" семействе сопровождалось переходом на четырнадцатидюймовые шины и колеса.
В прохладное время года зимние шины актуально нужны. Радостно, что сейчас выбор есть и у хозяев настолько быстрой машины, как VAZ 21103.
Сергей ВОСКРЕСЕНСКИЙ
Все разумно: новый движок, возросшая мощность и, как следствие, совсем другие скоростные и динамические способности. Чтоб отлично управлять этим потенциалом, необходимы, не считая всего остального, массивные тормоза. Так появились диски тормозов увеличенного размера, а они потянули за собой и колеса с шинами. Летом размерность резины не очень волновала хозяев "100 третьих": большая часть наслаждалось тем, что поставили на конвейере - обычно, это нижнекамская Л5 ("Кама-210") размерности 175/65R14. К слову, конкретно эту шину мы использовали в тесте как базисную для сопоставления.
1-ый всплеск читательского энтузиазма мы ощутили еще прошлой зимой. Вопрос один: во что все-таки "обуться"? Фирменной резины довольно, но она "кусается", а наши шинники, как обычно, опоздали. В сезон 1999-2000 гг. мы смогли отыскать только три модели зимних шин подходящей размерности. Передовиками оказались Столичный шинный завод (МШЗ), Научно-исследовательский институт шинной индустрии (НИИШП) и "Нижнекамскшина". Наверное к будущей зиме появится еще чего-нибудть увлекательное, а пока обкатка. Сразу - скопление общих воспоминаний о каждой из шин, личная оценка их ездовых способностей, шумности и вибронагруженности. Так сказать, работа в реальных критериях. Потом автополигон, где шины сравниваются меж собой на эталонных снежных и ледяных покрытиях уже при помощи измерительной аппаратуры. Ну, а сейчас - результаты!
СНЕГ, ЛЕД
На скользкой дороге главное - впору тормознуть. С этого и начнем.
УПРАВЛЕНИЕ ЗАМЕДЛЕНИЕМ. Более постоянные результаты проявили "Кама-514" и НР-2000. "Каму" отлично ощущаешь и благодаря этому можешь с ювелирной точностью работать педалью газа. Хорошо проявляет себя и направленный набросок протектора. По последней мере, на льду "Кама-514" замедляется лучше всех. "Зубастая" НР-2000 не настолько интеллигентна: на снегу она прямо-таки вгрызается шашками в покрытие, просто обеспечивая для себя наилучший итог. А вот на льду резко и внезапно блокируется. Вприбавок НИИШП более склонен к рысканьям при критическом торможении.
Успехи М-265 и совсем умеренны. Ей характерна очень ранешняя блокировка на любом из зимних покрытий, при всем этом автомобиль всегда норовит к тому же развернуться поперек дороги.
РАЗГОН. Наибольшей неожиданностью стало то, что "Кама-514" "объехала" НР-2000 не только лишь на льду, да и на снегу. Лавры фаворита для "500 четырнадцатой" полностью заслуженны. На ней при разгоне легче управлять тягой, она не так зарывается в рыхловатый снег.
Другая неожиданность - фуррор М-265 на льду. Видимо, очень "порезанный" мягенький протектор отыскал за что зацепиться на зеркальном, совершенно ровненьком покрытии. Как досадно бы это не звучало, на снегу М-265 ничего известного не показала. Неизменное буксование даже при очень аккуратном управлении тягой - причина настолько умеренных результатов.
Маневренность. "Кама-514" снова вне конкуренции. На этой шине VAZ 21103 сохраняет - даже на льду - практически асфальтовую четкость и однозначность откликов на деяния водителя. Не считая того, "Кама-514" не опасается смешанных покрытий, просто, без рысканий, преодолевая маленькие снежные переметы и остальные зимние проблемы.
Хорошо зарекомендовала себя эта шина и на специальной зимней трассе. В стремительных виражах VAZ 21103 поначалу немного "вываливается" наружу поворота, по переднеприводному, проскальзывая фронтальной осью. Но стоит чуток довернуть управляемые колеса, сразу уменьшив газ, как "100 3-я" послушливо меняет траекторию перемещения.
Возникающий занос задней оси растянут во времени: автомобиль вроде бы зависает в боковом скольжении. Но борьба с ним не представляет никаких заморочек.
Более близкой по качествам к нижнекамской шине оказалась НР-2000. На "экстремальной" трассе они проявили фактически однообразный итог. Но чрезмерная резкость ниишповской резины предъявляет к водителю совсем другие требования. Скольжения фронтальной и задней оси то и дело сменяют друг дружку, отчего движение происходит какими-то толчками. С автомобилем всегда борешься, а он так и норовит выскользнуть с намеченной линии движения. Езда по-своему увлекательная, но выкладываться приходится на все "100".
В ежедневном общении НР сначала подкупает неплохими сцепными качествами, надежной маневренностью, в особенности на снегу. Но в какой-то момент вы устанете от неизменных рысканий машины на рыхловатом, неоднородном покрытии, от очень сложной борьбы с эффектом "засасывания" - при попадании одной стороной в глубочайший снег. Ей Богу, с этим можно мириться в каких-либо экстремальных ситуациях, а в "быту" охото ездить поординарнее да поспокойнее.
М-265. "Снежная царица" вновь показывает собственный многоплановый нрав. Ее зимние характеристики начинают резко ухудшаться с повышением снежного покрова. Сначала VAZ 21103 достаточно накрепко движется к поставленной задачи, его реакции логичны и понятны. Но вот укатанное снежное покрытие сменяется рыхловатым, и М-265 как будто "всплывает", теряя не только лишь сцепление с дорогой, да и понятность и четкость откликов. Автомобиль принимается рыскать, проявляя ненадобную самостоятельность. Приходится интенсивно поработать и рулем, и газом, чтоб его усмирить.
На льду ситуация лучше, хотя до эталона "царице" ох как далековато. И совершенно не приглянулась М-265 при экстремальном вождении. Резкий, плохо предсказуемый срыв фронтальной оси, более резкий и внезапный занос не позволили показать обнадеживающих результатов.
ПРОХОДИМОСТЬ. Вот и дождался праздничка наш "колхозник" НР-2000. Как выяснилось, снежная целина глубиной 20 см для него - что семена. Тут можно передвигаться по прямой, зигзагами, боком, в общем, как угодно - автомобиль, как будто корабль, движется в подходящем направлении, оставляя глубочайшие борозды. Даже на заснеженном шестипроцентном подъеме, где мы заставляем VAZ 21103 вновь и вновь трогаться с места, НР, недовольно буксуя, все равно толкает машину вперед. Вот, кажется, "10-ка" уже "зарылась" - а нет, медлительно, по сантиметрику, она продвигается вперед.
Другие претенденты на такое не способны. Подольше всех борется "Кама-514", уверенно преодолевая снежные буруны. Да и она, как досадно бы это не звучало, на шестипроцентном подъеме просит точнейшего дозирования тяги, только время от времени с большущим трудом вырываясь из снежного плена.
М-265 в "горизонтальной плоскости" позволяет передвигаться достаточно накрепко. Правда, буксует машина очевидно больше. А вот на подъем "Снежная царица" не вожделеет трогаться ни в какую - ужаснее нее только универсальная Л5.
НА АСФАЛЬТЕ
Зима - зимой, но даже самой "снежной" шине иногда приходится работать на чуждом для нее покрытии - асфальте. Тут мы сходу выделяем наилучших -
М-265 и "Каму-514". Они конкурируют практически на равных, уверенно оставляя сзади более грубого и тяжеловесного собрата НР-2000.
РАЗГОН. Самая легкая М-265, напрочь забыв свое сказочное заглавие "Снежная царица", оказывается самой прыткой конкретно на асфальте. "100 3-я" фактически не ощущает зимней "обувки": просто срывается с места, быстро разгоняется, охотно и неунывающе реагируя на педаль газа.
"Кама-514" малость, но все таки уступает ей конкретно в живости откликов. Чуток аккуратнее приходится работать сцеплением при троганье с места, чуток больше "крутить" движок, почаще переключая передачи. Это аспекты, но все таки приметные.
НР-2000 в этих критериях не достаточно чем веселит. Излишние 400-500 г на каждое колесо томными кандалами "повисают" на движке VAZ 2112, напрочь лишая шестнадцатиклапанник его достоинства. Остается просто катить, избегая резких ускорений.
Маневренность. "Кама-514" завлекла самые большие симпатии. Резвые (как это применимо к автомобилям "десятого" семейства), четкие реакции, отменная оборотная связь, хорошие сцепные характеристики делают VAZ 21103 комфортным в городке и на трассе.
М-265 малость, но уступает основной сопернице. На этих шинах реакции машины становятся немного "размазанными", а меж водителем и автомобилем возникает некая разобщенность.
НР-2000 - шина очевидно не для асфальтовой езды. VAZ 21103 становится задумчивым. Безопасные, казалось бы, повороты требуют еще огромных усилий для удержания на данной линии движения. Ниже у этой шины и предел по сцеплению - она ранее других начинает проскальзывать в поворотах.
ВИБРОНАГРУЖЕННОСТЬ. Вновь только "Кама-514" и М-265 соперничают меж собой. На 1-ый взор, столичная покрышка лучше: она очень мягко проходит швы, соединения и остальные маленькие выпуклости, которые как будто исчезают с дороги. Но уже на 90-100 км/ч "Снежная царица" начинает активно шлепать на каждом стыке, передавая толчки на управляющее колесо.
"Кама-514", напротив, чувствуется жесткой и упругой конкретно на малых (30-40 км/ч) скоростях. По мере роста темпа эта шина становится все более комфортабельной и не утомляет подробной передачей неровностей на кузов.
От НР-2000 воспоминание типичное. С ней в машине оживают все плохо закрепленные панели: салон заполняется постукиваниями и поскрипываниями. Зато при попадании на ямы и ухабы шина докладывает чувство неколебимой убежденности в собственной прочности. Подвеска как будто приобретает дополнительные способности - так "непробиваемость" НР-2000 помогает ей биться с сюрпризами российских дорог.
ШУМНОСТЬ. Расстановка сил осталась без конфигураций. "Кама-514" и
М-265 идут вровень. Их воздействие на комфорт в салоне VAZ 21103 мало. Но с ростом скорости "Кама" вновь выходит в фавориты, мягко отрываясь от соперников.
НР-2000 на фоне "тихих" братьев здесь же припоминает о для себя соответствующим однообразным рокотом: он в особенности приметен на 40-60 км/ч.
МОНТАЖНЫЕ Свойства
Ни у одной из испытанных шин они не вызвали приреканий. Более мягенькими и эластичными показались М-265, они охотнее всего садились на диски. Установка нижнекамских изделий также не вызвал проблем. Но - видимо, в спешке ("Кама-514" "заживо" появилась только в ноябре-декабре 1999 года и попала к нам еще со штампом "опытнейшая") - создатели запамятовали "нарисовать" злосчастные стрелочки, указывающие направление рисунка протектора. Пришлось опираться на свой опыт. НР-2000, как и положено самому резиноемкому изделию, немного помучила "дубовыми" боковинами, но все таки уступила мощи станка.
Подытоживаем
"Кама-514". Обычный эталон зимней "обувки", отлично адаптированной к условиям такового крупного города, как Москва. Способности этой шины очень хорошо сбалансированы, что обеспечивает VAZ 21103 хорошие характеристики не только лишь на снежно-ледяном покрытии, да и на асфальте во всех его зимних проявлениях. Благодаря этому к "Каме-514" не нужно адаптироваться - автомобиль сохраняет однозначность и прогнозируемость реакций в большинстве дорожных критерий. Только в глубочайшем рыхловатом снегу эта покрышка недостаточно эффективна, чем несколько ограничивает способности автомобиля.
"НИИШП-Ралли-2000" вся соткана из противоречий. На снегу ее козырь - проходимость: "зубастый" протектор позволяет очень уверенно ощущать себя на бездорожье. Увлекательна она и своим жестким, Подвескаивным нравом, что присваивает VAZ 21103 некую изюминку по части маневренности и разгона. Но в ежедневной жизни бойцовские свойства обременительны из-за неизменного рвения машины сделать острую ситуацию. Вдруг выясняется, что достоинства НР неплохи только для узенького диапазона погодных критерий. На льду же возникают трудности из-за ограниченных способностей шашечного протектора. А на асфальте шина и совсем делает автомобиль вялым и флегматичным, только однообразным рокотом напоминая о собственном настоящем назначении.
М-265. Зимней "Снежную царицу" можно именовать с большой натяжкой. Шина, естественно, лучше базисной Л5, но точно уступает более хватким собратьям - "Каме-514" и НР-2000 на снежно-ледяных покрытиях. На асфальте ситуация изменяется в наилучшую сторону. Тут М-265 оказывается в родной стихии, а VAZ 21103 понятно и энергично реагирует на деяния водителя.
"НИИШП-Ралли-2000": производитель - опытнейший завод НИИШП; размерность - 175/65R14; набросок протектора - ненаправленный, зимний M+S; масса - 7920 г; твердость резины по Шору - 63 ед.; предусмотрена возможность ошиповки.
Стоимость - 900 руб.
Неплохой вариант для зимнего бездорожья и для тех, кто любит побороться с автомобилем. Эта шина достаточно специфична, но в опытнейших руках окажется подходящей и полезной.
"Кама-514": производитель - ОАО "Нижнекамскшина"; размерность - 175/65R14; набросок протектора - направленный, зимний M+S; масса - 7540 г; твердость резины по Шору - 60 ед.; предусмотрена возможность ошиповки. Стоимость - 604 руб*.
Этой шине мы неоспоримо отдаем пальму первенства. При общей сбалансированности черт она позволяет отлично ощущать автомобиль.
М-265: производитель - ОАО "МШЗ"; размерность - 185/60R14; набросок протектора - направленный, зимний M+S; масса - 7400 г; твердость резины по Шору - 62 ед.; предусмотрена возможность ошиповки. Стоимость - 820 руб.
"Снежная царица" на снегу - не идеальный вариант, время от времени даже страшный. Но все таки для тех, кто отыскивает некоторый всесезонный компромисс, М-265 - хороший вариант. Легкая, но при всем этом достаточно "зубастая" - чем же не всесезонная покрышка для грязной, слякотной погоды.
Л5 ("Кама-210"): производитель - ОАО "Нижнекамскшина"; размерность - 175/65R14; набросок протектора - ненаправленный, универсальный; масса - 7330 г; твердость резины по Шору - 65 ед. Стоимость - 456 руб*.
"Кама" славно потрудилась, в очередной раз доказав, что шины, как всякую обувь, лучше выбирать по сезону.
(Последняя шина в данном тесте использовалась как базисная, для сопоставления и наглядности приобретенных результатов.)
* Данные производителя.
Наша справка
ТВЕРДОСТЬ РЕЗИНЫ ПО ШОРУ - показатель, характеризующий рецептурный состав резиновой консистенции. Чем меньше твердость, тем мягче протекторный слой, тем активнее шина работает на снежно-ледяном покрытии. Но при всем этом она становится податливей в боковом направлении, резвее изнашивается. Потому совершенно точно сконструировать зависимость сцепных параметров шины от ее твердости нереально, очень много причин тут требуется учитывать. Обычно, твердость зимних шин, применимых к ошиповке, колеблется от 55 до 65 ед. Но есть отличия и в ту и в другую стороны.
Наша справка
НАПРАВЛЕННЫЙ Набросок ПРОТЕКТОРА - набросок, требующий четкой ориентации шины по направлению вращения. Обычно, его указывают знаками на боковине и учитывают при монтаже.
M+S (грязь, снег) - особая маркировка зимних шин. Ближайшее время шинники все почаще маркируют условия эксплуатации резины, применяя криптограммы. Так, к примеру, снежинка - знак зимних шин, дождик и солнце - универсальных.
Редакция благодарит ОАО "Столичный шинный завод", ГУП "НИИШП" и ОАО "Нижнекамскшина" за шины, предоставленные для испытаний.
Фото Владимира КНЯЗЕВА