В КОРЕЮ ЗА МАШИНОЙ
В КОРЕЮ ЗА МАШИНОЙ
РЫНОК
ПОКУПКА
В КОРЕЮ ЗА МАШИНОЙ
По словам нашего дипломата в Сеуле, туда каждый месяц прилетают за машинами до двухсотен россиян...
Леонид САПОЖНИКОВ. Фото создателя
КАК ОБОЙТИ "ПОДВОДНЫЕ Камешки"
Началось это наименее года вспять, когда в Южной Корее разразился денежный кризис, и курс государственной валютной единицы - воны - свалился с 800 до 2000 вон за бакс. Естественно, цены в стране стали еще красивее для обладателей жесткой валюты. В особенности цены автомобилей, которые, в сопоставлении с русскими, и до этого были низкими.
Самые шустрые сеульские дилеры встречают возможных клиентов в аэровокзале. Но нельзя поддаваться первому воспоминанию дешевизны и нежным уговорам. Купив русскую газету "Сеульский вестник", я сходу натолкнулся в разделе объявлений на "Подвескаидж" 1995 года "без аварий, в превосходном состоянии" за... $4850 (дилер в аэропорту сватал таковой же за 6000). Так что, отказавшись от услуг соблазнителей, поезжайте в город автобусом либо такси. Только не забудьте приобрести в денежной кассе воны (в июле за 1 бакс давали около 1300). И, если нет излишних средств, не садитесь в темные таксомоторы с желтоватым фонарем на крыше: это - "люкс", тариф там в три раза выше.
Узнав, что вы из Рф, таксист, вероятнее всего, предложит гостиницу "Дехва". Она находится неподалеку от центра на самом дешевеньком в Сеуле рынке Тондэмун, где отовариваются наши "челноки". Двухместный номер - приблизительно 40 баксов в день. Тому, кто ценит покой и комфорт, лучше тормознуть недалеко в одном из мотелей, что, кстати, обойдется раза в два дешевле.
Подкрепитесь с дороги - денек предстоит тяжкий. Проще всего это сделать на рынке Тондэмун, где на каждом шагу вас зазывают российские вывески. А вот с корейской кухней лучше быть усмотрительным: очень острая и с практически непонятным для нас вкусом...
Сейчас - за дело. Знатоки советуют посетить хотя бы четыре-пять дилерских контор и сопоставить цены. После этого меньшую можно сбить еще на пару процентов - торг в Корее не только лишь уместен, да и нужен.
- Как вы называете покупателя, который не торгуется? - спросил я 1-го из дилеров.
- Увлекательным русским словом,- ответил мистер Ку. - Sorry, я назову его по буковкам: ди, оу, эл, би, оу...
- Thank you, довольно!
Дилеры, работающие с клиентами из бывшего СССР, сосредоточены, приемущественно, в районе Тондэмун. В каждой таковой конторе есть хотя бы один сотрудник, свободно говорящий по-русски, - как правило это кореец с Сахалина либо из Средней Азии, прибывший сюда на заработки. Да еще откуда-нибудь из подворотни обязательно возникнет субъект с вопросом: "Автомобилями интересуетесь?"
Приличные дилеры советуют обыкновенные меры предосторожности.
4 Не заключайте договор вне кабинета.
4 Не имейте дела с теми, кто вместе с автомобилями ведет торговлю другими продуктами: одежкой, обувью и т.п.
4 Попросите предъявить лицензию на право торговли автомобилями и сертификат на право их экПодвескаировать. (Но не просите круглых печатей - в Корее они квадратные.)
4 Направьте внимание на дату выдачи этих документов: стаж работы компании на рынке - принципиальная информация.
Наш земляк государь Хван, работающий в дилерской фирме с 15-летней историей, дал подсказку еще пару тонкостей.
Нерадивый агент не употребляет слово "нет", пока не получит ваши Энциклопедия грузовых автомобилей. Желаете такой-то цвет и колер? "О'кэй!". Такую-то комплектацию? "О'кэй!". Попытайтесь предъявить ему утонченные требования - и если не услышите в его голосе даже ноты сомнения, это должно вас заставить задуматься. Ведь выбор на рынке далековато не безграничен.
И другой совет: заказывайте базисную комплектацию, это надежнее. Тут она, обычно, содержит в себе и кондюк, и магнитолу, и электростеклоподъемники, и легкосплавные диски.
- А известен ли вам случай, когда заказ вообщем не был выполнен?
- Знаю один пример. Клиент из Семипалатинска заключил договор на поставку 20 машин. Все оплатил, но дилер проволынил, а цены в это время подпрыгнули. Сейчас дилер просит с клиента доплату, а тот, естественно, не соглашается. 4-ый месяц тянется канитель...
СТРАНА БЕЗ Импортных машин
Приготовьтесь к тому, что в Корее вам придется пробыть с неделю: поиск подходящего автомобиля и оформление документов требуют времени.
С новым автомобилем, поступающим с промышленного склада, все можно уладить за три денька. Но россияне в силу особенностей государственной "растаможки" (ЗР, 1998, № 8) охотятся в главном за 3-х летними, а старая машина должна быть испытана милицией и снята с учета. Часто находится, что обладатель "насобирал" на дорогах штрафы и не рассчитался. Пока не уплатит, реализовать не вправе, и дилеру, возможно, придется находить вам другой вариант.
Компании, идущие в ногу с веком, пользуются для подбора компьютерной сетью, обхватывающей всю страну. Другие по старинке с ножницами под рукою изучают газетные объявления. У третьих - площадки с автомобилями, сданными на комиссию (но это - на окраинах, где земля дешевле). У мистера Ку машина с таковой площадки находит покупателя в среднем в месяц.
У русских покупателей легковых машин - как, вобщем, и у корейских - самый высочайший рейтинг имеют авто "Хёндэ". В особенности "Соната": считается, что ее ходовая часть не достаточно опасается наших дорог. Из старых джипов всего охотнее берут "КИА-Подвескаидж". Из новых - "Саньён-Муссо" с "мерседесовским" силовым агрегатом. (Компания "Саньён", как понятно, куплена "Дэу", так что сейчас все почаще молвят " Дэу Муссо"). Часто приобретают новый "Хёндэ-Старэкс" с
2,5-литровым турбодизелем либо 2,4-литровым бензиновым. С него, как с микроавтобуса, взятки гладки - я имею в виду, что ввозная пошлина сравнимо невысока...
Кстати, любителям дизелей нужно держать в голове, что на корейских легковых автомобилях их не сыщешь, хотя литр бензина тут стоит в среднем 80 центов, а дизтоплива - всего 35. Нелюбовь к дизелю корейцы разъясняют обычно: вяловатый, гулкий и... плохо заводится в мороз (последнее совсем умопомрачительно, ведь зимы тут мягенькие, десятиградусный мороз - уже событие). Правда, джипы и микроавтобусы оснащают дизелями, но обязательно есть и бензиновые варианты.
Но самая соответствующая черта местного парка - отсутствие импортных машин. В первой половине этого года корейцы приобрели их меньше 1000 штук. Действует неписаный, но признанный закон штатского и корпоративного патриотизма. Соблюдать этот закон не так тяжко: корейцы довольны своими автомобилями. Любопытно, что русские дальневосточники, огромные фанаты "тойот", поворачиваются лицом к Корее: вырастает число покупателей, прилетающих в Сеул рейсом из Владивостока. Что их больше тянет - корейское качество либо левый руль - не берусь судить...
УТЕШИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ
Пора объяснить: в Республику Корея я ездил как "лазутчик". Задание состояло не в покупке машины, а в сборе полезной читателям ЗР инфы.
Так справедлива ли в этом случае поговорка "За морем телушка - полушка, да рубль перевоз"? Достанем микрокалькулятор и подсчитаем.
Дорога. В Сеул часто летают самолеты из Москвы, Новосибирска, Красноярска, Хабаровска и Владивостока. Самые дешевенькие билеты в оба конца стоят от $400 (Хабаровск) до $650 (Москва). Правда, еще есть особый чартерный рейс из Южно-Сахалинска, где придется выложить $740.
Взяв за базисный вариант Москву, наберем на калькуляторе 650.
Гостиница. Неделя в ней обойдется от 140 до 280 баксов. Возьмем "худший" вариант: 280 (двухместный номер в "Дехве" для 1-го человека).
Дневные. Будем исходить из официальной общероссийской нормы для командируемых в Южную Корею: $54. На неделю, означает, около 380 баксов.
Автомобиль. "Сонату-II" 1995 года с двухлитровым движком и Abs можно приобрести за $2700 и даже дешевле. Но никто не покупает одну машину - ведь в контейнер их заходит несколько и платить за "перевозку воздуха" просто тупо. Знатоки советуют брать 40-футовый контейнер: так рентабельнее. К тому же он, в отличие от 20-футового, не подлежит возврату, и особо удобные Различное, решив вопрос с таможней, переоборудуют его в торговый павильон.
Итак, четыре "сонаты" в нашем примере обойдутся не дороже $10 800.
ТранПодвесканые расходы. Контракт с транПодвесканым агентством заключает дилер, вам нужно только избрать маршрут. Контейнер может быть выслан морем до Владивостока, а оттуда по Транссибу в подходящий пункт Рф и СНГ. Перевозка до Москвы будет стоить $5400 (20-футовый контейнер - $2950).
Другой путь - 30 дней морем до Хельсинки (за 40-футовый контейнер - $4000, за 20-футовый - $3200). Но этот вариант связан с дополнительными трудностями и расходами (получение финской визы, поездка в Хельсинки, мытарства в чужом порту и т.п.). Правда, по словам г-на Хвана, есть в финской столице компания, готовая получить ваши машины и перегнать их до Выборга, взяв за услуги по $750 за каждую. Но Хван советует более размеренный транссибирский вариант. Последний к тому же и поболее резвый (если не бастуют на рельсах шахтеры): до Москвы в общей трудности 20 - 25 дней.
Означает, прибавим к сумме на калькуляторе 5400.
Остальные расходы в Корее. Оформление пакета документов, страховку автомобилей и заботу об их погрузке в контейнер с установкой креплений также берет на себя дилер, за все это - $350 с машины. У нас их 4, потому прибавляем на калькуляторе 1400.
Таким макаром, четыре наши "сонаты", доставленные из Кореи к воротам столичной таможни, должны обойтись совместно со всеми затратными расходами максимум в $18 910. Как следует, любая - менее чем в 4750. Издержки сибиряка, естественно, будут ниже за счет наименьших расстояний.
При желании просто составить аналогичную калькуляцию для других марок и моделей, также для разных вариантов доставки. Вот некие цены из сеульских объявлений:
" КИА Сефия", 1995 г. - 3700 тыс. вон ($2850)
" КИА Сефия", 1994 г. - 2500 тыс. вон ($1920)
"КИА-Подвескаидж", 1993 г., - $3100
бензин
" Хёндэ Галлопер", 1994 г., - 6500 тыс. вон
турбодизель ($5000)
" Хёндэ Элантра", 1995 г. - 3300 тыс. вон ($2540)
"Саньён-Муссо", 1994 г. - $5500
"Саньён-Корандо", 1991 г. - 2500 тыс. вон ($1920)
Остается прибавить цена таможенной чистки. Этот расчет предоставляем сделать читателю - нужные данные вы отыщите в статье "Считайте Энциклопедия грузовых автомобилей до покупки" (ЗР, 1998, № 8). Да и так довольно разумеется, что поговорка про полушку и рубль очень категорична. И что прав г-н Хван, заверивший меня:
- Тому, кто привозит от нас в Россию четыре автомобиля и реализует три из их, 4-ый достается в конечном итоге практически даром.
Комиссионная продажа в Сеуле.
Семь вывесок - семь дилеров.
Сеульский таксист.
Район Тондэмун. Российских вывесок больше, чем корейских.
Обычная дорога в провинции.
Направьте внимание!
Если вы сами не едете в Корею за автомобилем, а поручаете это дело гражданину Н., нужно дать ему ксерокопию собственного паПодвескаа для заключения на ваше имя контракта купли-продажи. Официальный перевод контракта и техпаПодвескаа на российский язык рекомендуется делать в посольстве РФ (телефон в Сеуле 552-70-96).
При таможенной чистке будет нужно нотариально заверенный документ о том, что вы доверяете Н. покупку и перегон автомобиля из Кореи. Такую доверенность, естественно, следует оформить до вылета Н. в Сеул. Не считая того, имейте наготове таможенную декларацию либо справку банка, подтверждающую легальность вывоза валюты за предел.