ОН СТАНЕТ РУЧНЫМ
ОН СТАНЕТ "РУЧНЫМ"
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
СВОЕ ДЕЛО
ОН СТАНЕТ "РУЧНЫМ"
"Обращается к вам инвалид II группы. Помогите отыскать предприятие, где делают ручное управление для всех видов автомобилей..." Схожих писем в редакционной почте много.
Иван БИРЮКОВ
Часть I (пессимистическая)
Что на данный момент предлагает инвалидам соц обеспечение? Машины, оборудованные ручным управлением на автозаводах-изготовителях. А конкретно: серпуховскую "Оку" и "Москвич". С Украины поступали "таврии". В Набережных Челнах могут собрать все ту же "ручную" "Оку" - нужен определенный заказ от фирмы-продавца.
Эти авто по-своему хороши, многих они устраивают ("инвалидки" прежние были куда как убоги). Многих, но не всех. По правде, почему нет переоборудованных "жигулей", "волг", "самар"? Ведь ручное управление когда-то разрабатывали и для их. (ВАЗ, к примеру, после сертификации дал его "на откуп" 100.) Что, для инвалидов эти машины очень неплохи? Меж иным, за рубежом органами ручного управления по вашему заказу оснастят всякую модель...
Может, есть какие-то ограничения - по классу, стоимости, мощности машины-"инвалидки"? Наводим справки в ГАИ. Оказывается, при регистрации машины, если это не заводская модификация, обладатель должен представить документ: установленное ручное управление накрепко, на техническом уровне неопасно и соответствует принятым эталонам. Справку может выдать научно-исследовательский центр автопрома - НАМИ либо предприятие, которое получило сертификат и лицензию на установку ручного управления.
И вот эта бумажка становится камнем преткновения. Получить ее не очень трудно... если вы сможете показать автомобиль спецам НАМИ. Как быть провинциалам?
Многие, кого по тем либо другим причинам не устраивают заводские "инвалидки", приобретают обыденный, близкий их сердечку либо соответственный бюджету автомобиль и сами устанавливают на него рычаги для ручного управления. И... не могут зарегистрировать машину, пройти техосмотр - справки нет. Плюс к этому собес не выплачивает компенсацию за бензин. Ведь чтоб получить там, прямо скажем, маленькие Энциклопедия грузовых автомобилей, нужна опять-таки справка (сейчас - от ГАИ), что на машине стоит ручное управление.
Выходит, либо покупайте "Оку", "Москвич", "Таврию", переоборудованные изготовителем, либо, выбирая другой автомобиль, рискуйте... Досадная картина: ни муниципальные структуры, ни публичные организации, ни органы социальной защиты не решают делему инвалидов - как сделать "ручным" хоть какой автомобиль.
Часть II (жизнеутверждающая)
В Москве и Подмосковье мы нашли три предприятия, которые изготавливают и устанавливают ручное управление для всех машин. Только одно из их (сейчас) предоставляет заказчикам копию собственной лицензии и справку-счет для ГАИ - личное предприятие "Кочармин" в Царице (прошлый подмосковный Калининград). Туда мы и направились.
Обладатель компании - сорокалетний Владимир Петрович Кочармин. Организовать свое дело его, можно сказать, судьба принудила: Владимиру тоже необходимо ручное управление, у него парализованы ноги. Отработав технологию на своей машине, он стал помогать друзьям по несчастью, безвозмездно переоборудуя их авто. Но... работу кустаря, пусть выполненную на высочайшем уровне, ГАИ не признавало. И вот около 2-ух годов назад Владимир "легализовался", другими словами официально зарегистрировал фирму и, самое главное, выхлопотал лицензию № 697 "на создание и установку ручного управления". Так начало свою работу семейное личное предприятие "Кочармин".
Семейное - так как помогает ему тесть, инженер Евгений Иванович Устинов, сотрудник ракетно-космической компании "Энергия". Идеи Владимира он превращает в чертежи и расчеты, по ним изготавливают рычаги. Установкой и подгонкой управления занимаются вдвоем, это и есть весь рабочий штат личного предприятия.
Если сначала Владимир переделывал авто друзей и знакомых и круг его клиентов ограничивался Столичной областью, то сейчас в Цариц приезжают инвалиды из Москвы, Ивановской, Псковской, Новгородской областей. География работ равномерно расширяется: Евгений Иванович обзвонил все департаменты общественного обеспечения Рф, предлагая услуги по установке ручного управления на любые авто.
Кроме отменно выполняемой работы, "Кочармин" дает бессрочную гарантию на свое оборудование, учитывает пожелания и физические особенности клиентов при его установке. Иногородним предлагается полный домашний пансион. У Владимира и Лены Кочарминых гости ощущают себя как дома.
Работу тут делают стремительно и кропотливо, обычно в течение денька. Даже если неординарные органы управления требуют специальной разработки и подгонки, больше 2-3 дней ожидать не принуждают. Цена производства и установки рычагов (совместно с пансионом), обычно, не превосходит 2 500 рублей.
Нередко бывает, что клиенту очень трудно либо просто нереально приехать в Цариц на собственном автомобиле, - согласитесь, путь в полторы-две тыщи км и для здорового человека утомителен, а для инвалида подавно. Тогда ему отправляют набор рычагов с чертежами и подробными советами по установке, прилагая копию лицензии и справку-счет, чтоб не было заморочек в ГАИ.
Кстати, чета Кочарминых также сотрудничает с столичным предприятием "Катаржина", где по разработкам Владимира делают сверхлегкие (всего восемь кг) инвалидные коляски.
...А налоговые льготы инвалиду, который обслуживает инвалидов, не предусмотрены. Вобщем, для их это не бизнес, средством которого можно обогатиться, а стиль жизни и возможность посодействовать людям, трудности которых им близки как никому другому.
Наша последняя встреча с Владимиром свершилась намедни его отъезда в командировку. Он с другом собирался ехать за титаном на Урал, в Верхнюю Салду. Со стороны поездка двоих парней с парализованными ногами за четыре тыщи км на дряблой "пятерке", запряженной в прицеп, кажется авантюрой. А они в ответ на мое полностью понятное изумление только пожимают плечами: "А что делать - работать-то нужно...".
Евгений Устинов у "фирменного" автомобиля.
Супруги Кочармины. Кресла, кстати, своей конструкции.
Заготовки рычагов для ручного управления - стандартный набор на все виды автомобилей.
Управление от "Кочармина": вверху - на VAZ 2107, понизу - на "Таврии".