Колющиеся ШИНЫ
Колющиеся ШИНЫ
РЫНОК
ЭКСПЕРТИЗА
Колющиеся ШИНЫ
Сергей МИШИН. Фото создателя
Какую зимнюю обувку подобрать для собственной возлюбленной машины? Тестируем двенадцать моделей покрышек ведущих забугорных и российских производителей. В этом номере мы приводим данные
о шинах, занявших места с 12-го по 7-е, в последующем - с 6-го по 1-е.
В прошедшем году мы уже знакомили читателей с зимними покрышками, только без шипов. Сегодня настал черед "колющихся" шин. Для испытаний отобрали 12 моделей, которые стали поступать в Россию совершенно не так давно либо только появятся к грядущей зиме. Посреди их девять от самых именитых забугорных компаний: "Бриджстоун" (Bridgestone), "Гиславед" (Gislaved), "Мишлен" (Michelin), "Данлоп" (Dunlop), "Гудьир" (Goodyear), "Пирелли" (Pirelli), "Купер" (Cooper), "Тореадор" (Matador), "Нокия" (Nokian) и три от массивных российских, способных кинуть вызов иноземцам: НИИШП, "Нижнекамскшина" и Столичный шинный завод.
По оценкам работников компаний, также дилеров, торгующих шинами, все покрышки нашего теста должны стать очень пользующимися популярностью у покупателей. Ведь их ездовые характеристики рассчитаны на грозные русские условия, нехорошие дороги, а стоимость и качество - на растущее желание автомобилистов подковать собственных скакунов железными шипами. Ведь, как ни крути, машина на шипованных покрышках ведет себя практически во всех ситуациях надежнее, чем на обыденных зимних. И разгоняется пошустрей, и тормозит более уверенно, ну и в повороте управляется проще. Словом, там, где много снега и льда, автомобиль, обутый в покрышки с шипами, смотрится солидней.
Осталось найти наисильнейшего из "колющихся" бойцов. Практически месяц экспертная группа ЗР трудилась на полигоне не покладая рук. Чтобы не утомлять читателя подробностями "прохладной" работы, приведем только оценки каждой покрышки - они в рамках, таблицы тестов с завоеванными местами и короткое сообщение о методике испытаний.
Мы избрали покрышки размером 175/70R13. Он самый пользующийся популярностью у нас: "жигули", "самары", "10-ки" сходят с сборочного потока в главном с такими шинами.
Для оценки параметров покрышек использовали VAZ 2110. Естественно, машина отличается от "Самары" и "Жигулей". Но поведение всех вазовских автомобилей на испытуемых шинах будет очень похожим - мы инспектировали. Так что на результаты от "10-ки" полностью могут ориентироваться и обладатели других российских машин, также многих импортных машин.
Сейчас от специально приготовленных покрытий мы отказались, посчитав их нетипичными для русских дорог. Потому лед подбирали не совершенно ровненький, а естественный, с маленькими неровностями. На полигон не выезжали, если температура воздуха подымалась выше -8°С: уже при -4° (и выше) лед становился мягеньким, из-за чего эффективность шипов обычно приметно понижается.
А вот на снегу мы работали в спектре температур от -2 до -5°С, стараясь очень использовать протектор и свести к минимуму помощь шипов. Снег при всем этом был немного укатанный, но не до жесткой корки.
Для сопоставления в качестве базисной приняли самую всераспространенную у автовладельцев шину Бл-85 той же размерности, что и другие. Результаты тестов "бээлок" воспринимали за точку отсчета - 100%. И очередное очень принципиальное условие испытаний мы делали верно. Каждый эксперт по-своему размещен к той либо другой компании - один считает фаворитом "Конти", другому по нраву "Гудьир" - и может тенденциозно, необъективно оценить качество шин. Потому наши механики меняли шины, не посвящая водителей в то, на каких конкретно покрышках те поедут. Образчикам присваивали только номера. Правда, сами испытатели нарекли их по-своему.
Тесты, обыкновенно у экспертов, разделили на два блока - беспристрастных и личных оценок. В первом - замеры по 7 позициям, в главном касающиеся сцепных параметров шин. Продольные свойства определяли по разгону и торможению на льду и снегу: разгон с места до 50 км/ч с очень вероятным ускорением и малой пробуксовкой; замедление - с 50 км/ч до полной остановки при заблокированных колесах.
Поперечные сцепные характеристики оценивали по скорости (времени) "объезда недвижного препятствия" с возвратом на свою полосу. Этот тест "крутили" лишь на льду. Наибольшей считали ту скорость, при которой машину чуть удавалось держать в коридоре, не сбивая конусов.
Расходы горючего с различными покрышками отличны друг от друга. Их замеряли на горизонтальном километровом участке при неизменных скоростях 60 и 90 км/ч.
Чтоб исключить случайные результаты, заезды повторяли по трижды (а то и больше - до 10). В упражнениях временами, через две-три смены шин, выкатывали машину на Бл-85. Так определяли изменение состояния покрытия и пересчитывали зачетные результаты. В самом сложном - при "объезде препятствий" "10-ка" на "бээлках" следовала за каждой машиной на испытуемых шинах - только так точно контролировали состояние покрытия.
Очевидно, без сложного оборудования в таком деле не обойтись. Нас выручил измерительный набор "EEP-3 Датрон" с датчиком пути "Корревит L" и расходомером PLU-116H известной компании "Пирбург". Время "объезда препятствий" регистрировали фотостворами.
2-ой блок - экспертная оценка - основан лишь на чувствах. Тут было семь номинаций. Три эксперта-испытателя по десятибалльной шкале ставили оценки шинам за проходимость в глубочайшем снегу, маневренность, удобство управления разгоном, торможением, курсовую устойчивость автомобиля на прямой, плавность хода и шум. Из 3-х оценок выводили среднее и формулировали замечания.
В отличие от прошлогодних испытаний, в сегодняшних мы решили расставить шины по местам в так именуемом абсолютном зачете. А делали это так. Поначалу направили замеренные и оцененные результаты в очки: за наилучший итог - 10, за худший - 1 (Бл-85 не в счет). Позже обусловили коэффициенты значимости - весомость показателя. Ведь тормозной путь для зимней шины очевидно важнее, чем, к примеру, расход горючего. Результат вывели сложением приобретенных очков, умноженных на коэффициенты значимости. По сумме очков обусловили места.
Вобщем, может быть, не всякий согласится с нашей схемой абсолюта и тем паче с занятыми местами - сколько людей, столько и воззрений. Таким предлагаем самим придумать коэффициенты и перечесть места по беспристрастным данным всех тестов и оценок. И сделать свои выводы.
В последующем номере поведаем о шипах, их работе и воздействии на ездовые характеристики автомобилей и, как было обещано, о шинах - лауреатах нашего теста.
"Кама-578" - "Громкоголосый статист"
Шина с округленным плечом, набросок - большая жесткая шашка, зашипованная по всей ширине протектора.
Самая слабенькая шина из представленных. Все же, по всем замеренным показателям она превосходит наилучшие нешипованные зимние шины (см. ЗР, 1997, № 9 и 10). Характеристики хоть и невыдающиеся, но все 1-го уровня (не считая плавности хода - он выше). Предсказывать поведение машины при таком условии нетрудно.
По льду на "Каме" необходимо ездить очень аккуратненько. При очень резком повороте руля может одномоментно пропасть сцепление всех колес с дорогой и автомобиль станет неуправляем.
Низкие сцепные характеристики - следствие не очень подходящего для зимних критерий рисунка протектора и неудачной схемы шиповки.
Производитель - "Нижнекамскшина", Наша родина
Наибольшая скорость - 180 км/ч (индекс "S")
Глубина рисунка протектора - 9,5 мм
Выступание шипов - 1,1-1,4 мм
Количество шипов - 112 шт.
Стоимость в Москве - 345 руб.
Соотношение стоимость/качество (сумма очков) - 3,20
Официальный представитель - получали на заводе.
+ Ровненькие характеристики по всем тестам.
- Очень низкая проходимость в глубочайшем снегу, очень высочайший уровень шума.
Matador MP 57 Sibir - "Комфорт в кредит"
Плечо совершенно круглое, набросок - шашка средних размеров, нарезанная на поперечные ламели. Зашипованы только боковые шашки, при этом по самому краю с маленьким разбросом по ширине.
Хотя "Тореадор" и попадает во вторую группу, но по тормозным свойствам и на льду, и на снегу он показал средние результаты, а уровень комфорта при таковой стоимости довольно высочайший. По главным свойствам "Сибирь" сбалансирована. На этих покрышках машина отлично тормозит, хорошо управляется, но разгоняется вяло.
Протектор "Тореадора" плохо самоочищается. Это мешает уверенно двигаться по глубочайшему снегу. Наибольший недочет - высочайший расход горючего.
Но на все недочеты за не плохое соотношение стоимость/качество можно закрыть глаза.
Производитель - "Матадор-Омск", Наша родина
Наибольшая скорость - 190 км/ч (индекс "Т")
Глубина рисунка протектора - 8,5 мм
Выступание шипов - 1,8-2,2 мм
Количество шипов - 110 шт.
Стоимость в Москве - 250 руб.
Соотношение стоимость/качество - 1,38 (1-ое место)
Официальный представитель - "Тореадор М"
+ Высочайший уровень комфорта, наилучшее соотношение стоимость/качество.
- Низкая проходимость в глубочайшем снегу, высочайшие расходы горючего.
Bridgestone WT-14 - "Восточный интеллигент"
Обычно для последних моделей компании мягенькая шина с выраженным, но все таки скругленным плечом. Набросок - достаточно большая шашка с маленькой вырезкой. Шипы лишне заглублены.
Производит очень хорошее воспоминание до того времени, пока не приходится тормозить либо поворачивать. Машина ранее, чем на других шинах, начинает скользить и в продольном, и в боковом направлении, хотя происходит это плавненько и просто прогнозируется.
Для глубочайшего снега не годится совсем. Воспоминание такое, что шина рассчитана на отлично очищаемые зимние дороги. У нее выдающиеся для зимних шин уровень комфорта и расход горючего - не ужаснее, чем у всесезонной Бл-85!
И все таки эта покрышка ввергла нас в недоумение. Лишне заглубленные шипы не позволили стопроцентно воплотить ее очевидно высочайший потенциал. Что это - ошибка при шиповке либо желание осторожных японцев сберечь асфальт?
Производитель - "Бриджстоун", Япония
Наибольшая скорость - 160 км/ч (индекс "Q")
Глубина рисунка протектора - 9,8 мм
Выступание шипов - 0,3 мм
Количество шипов - 110 шт.
Стоимость в Москве - 440 руб.
Соотношение стоимость/качество - 2,35
Официальный представитель - "КАМТЕХ"
+ Очень высочайший уровень комфорта, маленький расход горючего.
- Низкие продольные сцепные характеристики, нехорошая проходимость в глубочайшем снегу.
Cooper Weather Master S/T - "Снеговые мокасины"
Шина с круглым плечом и зимним рисунком протектора - средних размеров шашки с маленькой поперечной "вырезкой". Шиповка (с огромным разбросом по высоте) в четыре дорожки - на боковых и примыкающих с ними шашках. Единственная шина, у которой на боковине есть выступающие кольца для защиты от бордюрных камешков. Но кольцо только с одной стороны покрышки, потому при монтаже на диск ее следует правильно ориентировать.
"Купер" открывает категорию "средних" шин, у каких набросок протектора рассчитан быстрее на снег. Подтверждают это отличные тормозные характеристики на снегу и хорошая проходимость шины. А вот курсовая устойчивость на огромных скоростях мала - из-за высочайшего и подвижного протектора шины автомобиль плавает на дороге и просит неизменной работы рулем.
Производитель - "Купер", США
Наибольшая скорость - 180 км/ч (индекс "S")
Глубина рисунка протектора - 10,5 мм
Выступание шипов - 1,5-2,5 мм
Количество шипов - 72 шт.
Стоимость в Москве - 390 руб.
Соотношение стоимость/качество - 1,73
Официальный представитель - "Юни Тайр"
+ Высочайшие тормозные характеристики на снегу, отменная плавность хода.
- Недостаточные сцепные характеристики
на льду, низкая курсовая устойчивость
на прямой.
"Купер" подойдет для огромных и малеханьких городов, где выпадает много снега и его не успевают убирать с дорог.
Partner M 232 - "1-ый юноша на деревне"
Шина с круглым плечом, имеющим вырезку, набросок - направленный, с большими боковыми шашками, шипованными, как и "Тореадор", фактически всего в два ряда.
У "Напарника" снеговой нрав, который нельзя именовать ровненьким. Быстрее, напротив, он разнороден и противоречив. К примеру, отличные тормозные характеристики смешиваются с откровенно слабенькими сцепными свойствами в поперечном направлении.
"Партнер" хорошо тормозит на снегу и имеет тут отменную проходимость благодаря неплохой самоочищаемости протектора. На льду шипы помогают только при торможении - в повороте они очевидно не работают из-за того, что размещены на самом краю плеча.
Производитель - Столичный шинный завод, Наша родина
Наибольшая скорость - 160 км/ч (индекс "Q")
Глубина рисунка протектора - 9,9 мм
Выступание шипов - 2,2-2,5 мм
Количество шипов - 84 шт.
Стоимость в Москве - 370 руб.
Соотношение стоимость/качество - 1,62
Официальный представитель - получали на заводе
+ Отличные тормозные характеристики, хорошая проходимость.
- Низкие поперечные сцепные характеристики, высочайший уровень шума.
"Партнер" мы советуем для русской глубинки - там, где дороги
обычно покрыты свежевыпавшим либо укатанным снегом.
НИИШП И-508 - "Повелитель русской глубинки"
Уже знакомая читателям (ЗР, 1997, № 9) шина с очень крутым плечом и "брутальным" протектором. Шипована только боковая шашка, но с неплохим разбросом, позволяющим при торможении юзом отлично работать 6 рядам шипов. Рекордсмен посреди участников теста по количеству шипов.
Совершенно ненамного И-508 опережает "Напарника", но разительно отличается более ровненьким нравом. Проходимость лучше, чем у МШЗ, но комфорт и расход горючего ужаснее. Если б не два ярко выраженных недочета, ее можно отнести к фаворитной группе шин.
Производитель - НИИШП, Наша родина
Наибольшая скорость - 180 км/ч (индекс "S")
Глубина рисунка протектора - 10,0 мм
Выступание шипов - 1,5 мм
Количество шипов - 128 шт.
Стоимость в Москве - 350 руб.
Соотношение стоимость/качество - 1,43
Официальный представитель - НИИШП
+ Отменная проходимость.
- Малый уровень комфорта, огромные расходы горючего.
И-508 остается неподменной для русской глубинки, как и "Партнер". На НИИШПе мы уверенно ощущали себя не только лишь на заснеженных, да и на оледенелых дорогах.