СВЕТ В ТУМАНЕ
СВЕТ В ТУМАНЕ
ЭКСПЕРТИЗА ЗР
СВЕТ В ТУМАНЕ
Игорь ТВЕРДУНОВ
"Противотуманные фары" на автомобилях встретишь довольно нередко - они стали собственного рода элементом наружности машины. Различных размеров, цветов и формы, они декорируют либо уродуют (находится в зависимости от вкуса обладателя) авто самых различных марок, от "Запорожца" до "Внедорожника". Об основной их функции часто как-то запамятывают. Мы же побеседуем конкретно о том, как такие фары должны светить и как светят в действительности, отодвинув их эстетические свойства на 2-ой план.
Пробежав по магазинам и рынкам, узнали, что "противотуманные фары" - продукт сейчас пользующийся популярностью. При этом почаще предлагают не изделия узнаваемых компаний, а продукцию из Азии. Не уникальность - российские фары. Окутать все обилие моделей в одной статье нереально: их 10-ки, а то и сотки. Потому для экспертизы ввели ограничение по стоимости - не дороже 250 тыс. рублей. Дешевенькие фары мы посчитали более ходовыми - не каждый ведь выложит полторы сотки "зеленоватых" за пару умеренных фирменных фар.
Но даже в дешевеньком секторе рынка разобраться тяжело. Пестрота такая - глаза разбегаются. Потому пришлось собрать фары в условные группы и от каждой из их выбирать "делегата" на тест.
"Фары круглые" представляют тайваньские "Супер Подвеска FX-1160" и российская модель 10.3743, производства вязниковского предприятия ОСВАР. В группе "фары огромные прямоугольные" снова конкурентность: осваровские 2201.3743 и китайские с длинноватым заглавием "Quartz halogen louvered fog light kit" - будем именовать их кратко "Кварц". Это, так сказать, классика - обычная форма, обыденный размер. Далее - сплошной модерн и все - Тайвань.
"Мелкие прямоугольные фары" - маленькие изделия размером не больше сигаретной пачки - представлены тайваньским изделием "Сака плюс". Последующие фары - "комбинированные", где под маленьким округлым либо прямоугольным стеклом скрываются две лампы, любая со своим отражателем. Таковы "Сириус NS-169". Последние фары на 10 тыс. рублей превысили установленный ценовой барьер, но пройти минуя их мы не смогли. Противотуманные "Лазер" - тоже тайваньские, мелкие, с выпуклым стеклом-линзой, так именуемого проекционного типа. Их линзы кажутся фиолетовыми из-за того, что особое покрытие отражает голубую часть диапазона, пропуская желтоватую. Потому белоснежная лампа светит желтоватым светом.
Знакомство начнем с наружного осмотра. "Азиаты", в отличие от русского продукта, упакованы парами в калоритные коробки, наши по старинке продаются поштучно "из ящика". Таковой подход имеет свои плюсы: разбилась, к примеру, одна фара - ей можно отыскать подмену, не нужно брать новый набор. По одной (и тоже в упаковке) продают только "Супер Подвеска". Они, кстати, единственные имеют пластмассовые защитные крышки. К нашим фарам прилагаются 30-сантиметровые провода, упрятанные в кембрик с резиновым колпачком для защиты разъема. "Кварц" укомплектован мотком провода, пакетиком с мелочью (наконечники на провода, защитные колпачки, шурупы) и ... выключателем, напоминающим те, что у каждого в доме на стенке. Крепежные крепления есть у всех, а фактически крепежный элемент - болты, гайки - у "круглых", "огромных прямоугольных" и "Лазера".
Что касается свойства производства, то российские фары покрупнее, но никак не грубее дешевеньких азиатских.
Ну хорошо, мы обещали не акцентировать внимание на наружных признаках, потому перейдем к главному - какие как светят.
Понятно, что конструкция и свойства противотуманок должны удовлетворять серьезным нормативам. Удовлетворяют ли? Спецы НИИ "Автоэлектроника" посодействовали нам ответить на этот вопрос. Правила № 19 ЕЭК ООН, тот нормативный документ для "противотуманных фар", просит замерить освещенность в 20 стандартных точках. Замеры проявили - "Супер Подвеска" не попадает в допустимые пределы в 7 точках, "Кварц" - в 2-ух, "Сака плюс" - в 4, одна секция комбинированного "Сириус" - в 11 (!), другая - в 4, "Лазер" - и тот отдал сбой в одной точке.
А где же родные русские изделия? Их в "черном" перечне нет, так как они по этому параметру... стопроцентно соответствуют требованиям ЕЭК ООН. И по всем другим, как оказывается, тоже. И сертификат соответственный имеют. Вот так, с виду невзрачные, зато полностью "европейские" - не придерешься!
Российский продукт оказался в нашей коллекции образцом. На его примере и поглядели, как должна светить "верная" противотуманная фара. Ее луч должен быть "плоским" и широким, с верно очерченной верхней границей - такая горизонтальная линия. Тогда достигается противотуманный эффект.
Иностранцы, как досадно бы это не звучало, смогли изобразить только подобие того, что нужно, и то далековато не все. "Супер Подвеска" - снаружи практически двойник русского ОСВАРа - изобразил на особом экране ужасную, вытянутую по горизонтали четвероногую кляксу, да еще с темным пятном посредине и горбом наверху. Конкретно из-за этого горба замеры и проявили излишек освещенности в верхних точках. Кому предназначен этот свет? Зажмуривайте глазки, встречные водители! Ну и самому "носителю" таковой фары в реальном тумане не сладко: лучи, направленные ввысь, только усугубляют восприятие дороги (вспомните, какой эффект дает в тумане включение главных фар!).
"Кварц" выдал просто светлое пятно без видимых границ и очертаний - точно от карманного фонарика, при этом отвратительного, так как неплохой все-же луч фокусирует.
Малая "Сака плюс" старалась, как могла, но выдала на экран только маленькое, растянутое по горизонтали пятно. Точных границ нет, освещенность практически всюду на нижнем пределе.
Одна секция "двойного" "Сириуса" расплывчатостью света напоминала "Кварц", другая попробовала реабилитировать соседку и даже отдала намек на священную верхнюю границу. К огорчению, только намек.
Как "Лазер", за который "переплатили" аж 10 тыщ? Тут вышло практически то, что нужно, если б над точной верхней границей не красовалось очередное, невесть откуда взявшееся, светлое пятно. Вприбавок в фаре стоит нелегальная стоваттная лампа. По закону такое изделие подлежит незамедлительной дисквалификации.
Выводы для тех, кто выбирает противотуманку как светотехнический прибор для определенных целей, а не как элемент доморощенного дизайна, максимально коротки. Патриоты - возрадуйтесь! Российская продукция заткнула за пояс "желтоватую сборку", при этом по всем статьям. И если на "Бош", "Хеллу" либо чего-нибудть схожее средств не хватает, покупайте свое, русское - не прогадаете.
Отличить фару, подобающую европейским требованиям, нетрудно. Все лицезрели на рассеивателях фар буковку "Е" и номер в круге - это и есть символ соответствия европейскому эталону (см. рис.). Номер значит страну, где изделие прошло сертификацию. Наша родина в этом перечне 20 2-ая. Но даже на русских фарах не непременно должен быть номер 22: сертификацию можно проводить в хоть какой, официально на это уполномоченной лаборатории за рубежом.
На фаре есть и другая увлекательная информация. Вернемся к рисунку: 02 - это так именуемая серия поправок. Время течет, требования изменяются, в правила вносятся поправки. По этому номеру определяют, как "свежайшим" правилам соответствует изделие. Последующая за серией поправок буковка - категория прибора. "В" - противотуманки. Последняя цифра - номер сертификата.
Значит ли наличие на рассеивателе знака о сертификации стопроцентную гарантию свойства? Подделать, естественно, можно все, но можно пойти и своим, необычным методом. К примеру, не ставить знаки о сертификации на... сертифицированный продукт. Родной ОСВАР со своими фонарями так и сделал. Почему? Да кто ж ее усвоит, таинственную русскую душу!
Меж иным, фары мы брали с рассеивателями 2-ух цветов - белоснежного и желтоватого. Есть в продаже "противотуманные фары" и с красно-бурыми стеклами. Итак вот, имейте в виду, что таковой цвет эталоном не предусмотрен - только желтоватый и белоснежный!
"Супер Подвеска" (Super спорт) FX-1160, Тайвань.
Фары 10.3743. Наша родина, ОСВАР.
Фары 2201.3743. Наша родина, ОСВАР.
"Кварц" (Quartz), Китай.
"Сака плюс" (SACA PLUS) NS-175, Тайвань.
"Сириус" (Sirius) NS-169, Тайвань.
"Лазер" (Laser), Тайвань.