Потаенна Столичного ДВОРА
Потаенна Столичного ДВОРА
Животрепещуще
/ГДЕ Энциклопедия грузовых автомобилей?
Потаенна Столичного ДВОРА
ПОКА ЗАВОД ЗА Заавесью СЕКРЕТНОСТИ, Неплохого Ожидать НЕ ПРИХОДИТСЯ
ТЕКСТ / Лена ВАРШАВСКАЯ
Набросок / НИКОЛАЙ РАЧКОВ
Есть в Москве скрытый объект, всякая информация о котором - под строжайшим запретом. В сопоставлении с ним хоть какой закрытый "ящик" - просто проходной двор некий! Вон, "Уралвагонзавод" не хранит муниципальную тайну, откровенно, осознаете ли, во всеуслышание заявляет: выпустил в 2001 году столько-то танков. Столичный "объект" - совершенно другое. Там не какие-нибудь танки выпускают, там дело суровое. Создают на сверхсекретном предприятии... авто "Москвич".
И выяснить об этом процессе какие бы то ни было подробности - ни-ни! Официальные лица, услышав одно только заглавие завода, шарахаются, как черт от ладана. В Минпромнауки, АСМ-холдинге (бывшее министерство автопромышленности, где сейчас концентрируется информация обо всех заводах отрасли), в Контрольно-счетной палате Москвы, Минимуществе и РФФИ наотрез отрешались гласить о "Москвиче". Кто-то доверительно докладывал, сколько человек уволилось в процессе проверки этого предприятия, кто-то намекал, что "еще не время", а кто-то делал вид, что полностью ничего не знает. В общем - живописец Иогансон, "Допрос коммунистов", картина маслом.
Может быть, вопросы были нескромные, про коммерческую тайну? Да как бы нет, самые что ни есть невинные: сколько человек работает сейчас на предприятии, какие кредиты либо денежные вливания получил "Москвич" в последние годы, на какую сумму выпускал товарной продукции в это время... Другими словами - никаких военных загадок выведывать и в идей не было! Но, как оказывается, и это - очень.
ШПИОНСКИЕ СТРАСТИ
И в общем-то, осознать можно, почему. Ведь даже из жадных сведений, просочившихся в открытые источники инфы, можно сделать выводы (cкажем, как в русских фильмах злые шпионы вычисляли всякие наши оборонные секреты). К примеру, газеты написали, что в 2001 году правительство Москвы направило "на финансирование мероприятий по поддержке индустрии более 4 млрд рублей". А еще, что "значимая часть этих средств приходится на АО "Москвич". В то же время было сообщение, что в 2001 году завод собрал... 810 автомобилей. Не нужно быть лазутчиком, чтоб прикинуть: ну, пусть предприятию достался "всего" млрд - 4-ая часть. Это ж получится, что на выпуск 1-го автомобиля было затрачено (жутко сказать!) около 40 тыщ баксов! Ну, пусть еще не считая машин выпускали запчасти. Пусть получили меньше млрд - все равно цифра умопомрачительная
Либо: 1-ый вице-мэр Олег Толкачев заявляет, что АО "Москвич" священно поэтому, что на нем работает куча народа. "Если завод приостановить, около 10 тыщ человек лишатся работы, а это уже неувязка социальной стойкости городка", - гласит бюрократ. Снова по-шпионски считаем: в прошедшем году над созданием 1-го автомобиля в поте лица трудилось... 10 человек! Куда там "Ferrari", где те же 10 тыщ работников выпускают полторы тыщи автомобилей раз в год - наш-то богатырь-"Святогор" покруче будет. Либо что-то тут не сходится...
Ну, хорошо. Прошедший год, сделают возражение, не показатель: завод тогда фактически тормознул. А ранее?
Здесь тоже можно кое-что подсчитать. Естественно, выяснить, сколько всего в предприятие было влито средств, нереально. Есть только разрозненные сообщения в СМИ: 1997 год - кредит "Промрадтехбанка" в 35 миллиардов. руб. (по тем временам - больше 6 млн. долл.); 1998 год - около 90 млн. долл. помощь столичного правительства ЗИЛу и "Москвичу"; 1999 год - банк "Возрождение" под гарантии правительства Москвы кредитует автозавод в размере 35 млн. долл.; 2000-й - тот же банк дает 25 миллионов баксов. Можно представить, это далековато не все, что получил "Москвич" от столичного правительства либо под его гарантии. А что в итоге? В итоге - окончательный провал производственной и денежной программ 2001 года. Планировалось, и об этом заявлял генеральный директор автозавода Р. Асатрян, выпустить 29 тыщ автомобилей и получить прибыль 214 млн. рублей. Заместо этого незапятнанные активы предприятия в конце прошедшего года составили минус 12 млрд рублей!
Побеседуем
О СТРАННОСТЯХ ЛЮБВИ
Правительство Москвы очень любит АО "Москвич". Но очень дуется, что завод городку не принадлежит. В 1996-м, когда Федеральное управление по делам о несостоятельности (было тогда такое) пробовало обанкротить предприятие и ввести на нем наружное управление, Москва встала грудью. И взялась оздоровить "Москвич". Арбитражный трибунал на это согласился. С того времени любовь к заводу заполучила совершенно уж необычные формы. Столичное правительство повсевременно сетовало, что предприятием не обладает, но вливало в него Энциклопедия грузовых автомобилей. Другими словами поддерживало, как собственный свой, но не отвечало, как за чужой. А правительство - обладатель "Москвича" - завод не обожало. И желало от него 1-го: возврата кредита, который был получен во 2-ой половине 80-х годов на строительство моторного завода. Эти 400 млн. долл. еще русского кредита перевоплотился за счет пени в 600 миллионов. "Москвич", который не только лишь не выстроил моторное создание, да и с трудом поддерживал имеющееся, естественно, заплатить их не мог, да, в общем-то, и не считал необходимым.
Здесь появляется вопрос: если с долгами завод не рассчитывался, а Энциклопедия грузовых автомобилей получал, то почему не раскручивал создание? Ведь все эти кредиты и благотворительные вспомоществования (как мыслить по другому?) он был должен вкладывать в выпуск автомобилей. Больше количеством, лучше качеством. Тогда поправил бы свое положение, заработал средств, глядишь, и начал бы выкарабкиваться. Но заместо этого предприятие год от года снижало объемы производства, придумывало какие-то странноватые проекты с княжескими именами, а в итоге отказалось от выпуска... "Святогора" - единственной модели из имеющихся, на которую был спрос. Нонсенс! Либо... Нет, не будем строить догадок. Где любовь, там - потаенна.
"СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ",
ПОКРЫТОЕ МРАКОМ
И для чего на данный момент об этом? Ведь как бы нашелся выход. Правительство в лице Минимущества решило покончить с неувязкой раз и навечно. Любовный треугольник разрешился - "Москвич" остается у Москвы. Для этого особая комиссия, куда входят представители ответственных министерств и столичного правительства, обрисуют все, что осталось от моторного завода, выделят это оборудование в самостоятельное государственное предприятие - и будут как-то сами разбираться. А правительству Москвы передадут очищенный от "моторных" долгов завод в счет оплаты федерального долга по статье "Субвенции за выполнение столичных функций". Пусть поддерживает его, если уж так охото.
Наконец столица приобретет полный контроль над "Москвичом". И что будет? Все тот же О. Толкачев гласит: "Мэр Москвы готов дать личную гарантию, что в течение года будут выплачены долги по зарплате и коммунальным платежам, заимствованиям. Более того, Москва берет на себя техническое перевооружение завода и постановку новейшей модели на сборочный поток".
Ну, насчет первой части утверждения колебаться не приходится. Заплатит. Отчего ж не заплатить? Не из собственного же кармашка их мэр вытащит. Налогов в Москве собирают много, Энциклопедия грузовых автомобилей есть. Вот все мы скинемся и отдадим священный долг "Москвича". А вот 2-ая часть, где про новейшую модель...
Лицезрели мы уже некие "новые" модели автозавода, знаем. Даже если гласить о возобновлении выпуска "Святогора", то и здесь видятся немалые, а то и неразрешимые трудности. Во-1-х, из-за остановки производства на "Москвиче" закончили работу и все его поставщики, которых, по словам Р. Асатряна, более полутора тыщ! Чтоб запустить их, потребуются большие издержки. Во-2-х, оборудование самого автозавода за годы безвременья интенсивно продавалось. Может быть ли "воскресить" предприятие в его сегодняшнем состоянии?
Еще есть "в-3-х". Это грустный пример другого столичного авто завода, находящегося под опекой столичного правительства - АМО "ЗИЛ" забота властей не посодействовала. Предприятие влачит жалкое существование.
"МОСКВИЧ", ОТКРОЙ Лицо!
Вобщем, может быть, мы ошибаемся и чего-то не знаем? Есть вразумительная программка восстановления завода, есть серьезный контроль его денежных потоков. Тогда откуда такая секретность? Ведь понятно всем, что у открытого бизнеса несравненно больше шансов развиваться: отыскать инвесторов, партнеров, ну и у потребителей вызывать большее доверие. А если что-то скрывают, означает, есть что скрывать. И пока правительство Москвы и управление завода не усвоют этого, пока ситуация на "Москвиче" не станет предметом открытого и добросовестного разговора, никаких перемен к наилучшему ожидать не приходится. А жалко. Был ведь когда-то хороший автомобиль "Москвич".