ПОСЛЕДНИЙ ШАНС МОСКВИЧА ?
ПОСЛЕДНИЙ ШАНС "МОСКВИЧА"?
ЭКОНОМИКА ПО-РУССКИ
Такой результат долголетних попыток выстроить «государственный бизнес» на раздельно взятом предприятии.
Увидят ли когда-нибудь свет новые авто от бывшего АЗЛК, мы попробовали узнать у Александра Комарова, назначенного наружным управляющим ОАО «Москвич».
– Александр Георгиевич, «Москвич» – банкрот. Звучит прямо-таки зловеще…
– Термин, естественно, не из приятных. У завода большие долги, потому с 18 июня прошедшего года на АЗЛК введено так называемое наружное управление. К тому времени создание уже 18 месяцев простаивало и правительство, как основной его собственник, решило, в конце концов, разобраться в этом. Меня назначили временным управляющим. При помощи управления завода мы должны были найти полный перечень кредиторов, узнать, кому, сколько и за что должен «Москвич». Плюс к тому сделать денежный анализ сегодняшнего положения предприятия, приготовить и провести 1-ое собрание кредиторов. Ну и, естественно, обеспечить сохранность имущества завода. Все эти процедуры, предписанные законом, мы выполнили. Судьбу завода решало собрание кредиторов.
– Какие же были варианты?
– Из схожих ситуаций можно находить выход различными способами. К примеру: на завод приходит инвестор и рассчитывается с кредиторами либо кредитор и должник находят взаимное решение, чтоб заключить мировое соглашение (прежнее управление завода рассчитывало конкретно на это). Но приняли решение ввести наружное управление, что и было изготовлено 28 января сегодняшнего года постановлением арбитражного суда. А это означает, что бывшая администрация «Москвича» отстранена, долги завода заморожены (на их не начисляются пени и штрафы), а управление заводом возложено на наружного управляющего.
– Вот вы пришли на завод. Шока не было?
– Как же! Представьте: ни света, ни тепла. Простите, туалеты не работают. На заводе считается около 2000 служащих, из которых 600 раз в день выходят на работу. Вот только-только они делают? Пришлось бросить 250 – охрану и бухгалтерию, она проводит инвентаризацию.
– Как АЗЛК докатился до жизни таковой?
– Мне представляется, основная причина – безграмотный менеджмент. «Москвич» повсевременно работал в убыток, даже в наилучшие годы рентабельность была на нуле. Вот вам муниципальная собственность. Последнее управление завода, которое выдержало на нем семь лет, безусловно начинало в непростых критериях, но для чего АЗЛК необходимо было лезть в бизнес класс?! «Москвич» – на самом деле, народный автомобиль и занимались бы им, улучшали. Так нет, начали выпуск различных «князей»…
– Откуда же все-же такие долги?
– Часть средств должны энергетикам (около 700 млн. рублей), часть – это пени и штрафы (5,4 миллиардов.), еще задолженности перед сотрудниками – кое-где 110 млн. рублей (не так давно около 40 млн. удалось погасить). Но главные 18,8 миллиардов. – кредит, который взяли еще во времена СССР на компанию производства движков для «Москвича». Он до сего времени висит на заводе. Кстати, часть закупленного тогда оборудования ушла по денежному договору в другие городка. Мы на данный момент пытаемся отыскать концы и потребовать Энциклопедия грузовых автомобилей с тех, кто его получил. Заводу должны к тому же некие поставщики. Если сам «Москвич» задолжал 29 миллиардов. рублей, то минимум 3,5 миллиардов. должны ему.
– Так что все-таки делать? Не проще ли сравнять завод с землей, реализовать большенные площади – пусть построят чего-нибудть новое, не непременно авто?
– Для того и введено наружное управление, чтоб находить хоть какой шанс для восстановления работоспособности и платежеспособности предприятия. Но перед тем как выбирать последние меры, необходимо знать перспективу. Мы должны провести инвентаризацию и ревизию всего оборудования. Пока это проблемно: чтоб найти, в каком состоянии оборудование, необходимо его запустить. Работает оно при малой температуре +10°, а завод три зимы стоял без тепла. Означает, поначалу необходимо на неизменной базе обеспечить его тепло- и электроэнергией, также водой. Но это Энциклопедия грузовых автомобилей – кое-где 15 млн. рублей. В прошедшем году был зрительный технический аудит. Пришли спецы, полазали у конвейеров с фонариком. Много ли так выяснишь?
– Замкнутый круг?
– Мы пытаемся из него выйти. Выбиваем долги – будем биться за каждую копейку, освобождаемся от непрофильных активов – передаем городку больницу, Дворец культуры, пионерский лагерь и другие объекты, которые заводу в тягость. Еще начинаем сдавать в аренду производственные и офисные площади. Почему этого не делало прежнее управление – неясно. И, естественно, прекращаем воровство, о масштабах которого лучше не гласить.
– Когда же отважится судьба «Москвича»?
– По закону, в течение 18 месяцев мы должны найти, что делать далее. Не скрою, наружное управление – процедура очень непростая. Ее выбирают очень изредка – приблизительно 1% от инициируемых дел, ну и удачный финал тоже исключительно в 1% случаев (в стране понятно около 15 таких процедур). Может быть, срок управления позже продлят еще на 6 месяцев – для такового дела 18 месяцев – ничто.
Вообщем варианты есть, но почти все, повторю, решит ревизия оборудования. На данный момент мы думаем над тем, как выделить на заводе комплекс для выпуска запчастей к «москвичам». В стране еще неограниченное количество автомобилей, вышедших когда-то с АЗЛК, – исключительно в столице «прописано» около 300 тыщ. Капот, к примеру, на рынке на данный момент дороже, чем для многих импортных машин. Почему бы на заводе не организовать его выпуск? О способности же сотворения полного комплекса производства автомобилей пока сказать ничего нельзя.
– А можно ли ждать прихода инвестора?
– Лично ко мне определенных предложений пока не поступало, хотя дискуссии были. О том, к примеру, что в качестве инвестора желает выступить столичное правительство. Ну а кого оно завлечет в качестве напарника… Балансовая цена завода на данный момент оценивается в 4–4,5 миллиардов. рублей. Это уже кое-что.
– Допустим, все в вашей власти. Что бы вы сделали?
– Перенес бы на одну производственную площадку оба столичных автозавода. Скажем, на площадях ЗИЛа расположил и «Москвич». Это позволит существенно сберечь ресурсы, время и Энциклопедия грузовых автомобилей. Как это реально – сказать пока не могу.