Отлично ЗАБЫТОЕ Старенькое?
Отлично ЗАБЫТОЕ Старенькое?
ПЛАНЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ АО "МОСКВИЧ"
Почему АО "Москвич" нежизнеспособно, понятно. Хотя бы поэтому, что большущее создание недалеко от центра столицы по определению должно быть очень накладным. А завод, и без того накопивший убытки, тем паче финансово удачным стать не может: его мощности рассчитаны на 200 тыщ автомобилей в год, собирать намного меньше - нерентабельно.
За время хозяйствования на "Москвиче" сегодняшнего менеджмента много оборудования было распродано. Как без него возобновить работу, если, как молвят, целые цеха закрыты и вывезены за границы завода? Предприятие простаивало пару лет, тыщи уволились. Как без устойчивого, приготовленного коллектива выпускать машины - продукт, в общем-то, сверхтехнологичный? И где взять поставщиков, которые тоже пару лет не работали на столичный автозавод и занялись другим делом? В конце концов, как можно гласить о возрождении "Москвича" на данный момент, в то самое время, когда затоваривался АвтоВАЗ, резко снизилось создание "Волги"... Не удивительно ли выкидывать на и без того заполненный рынок несколько 10-ов тыщ не самых наилучших автомобилей?
Вот по всем эти причинам слова министра индустрии Москвы Евгения Пантелеева о перспективах (при этом близких, чуть не с апреля сегодняшнего года!) возобновления работы автозавода показались необычными и с трудом объяснимыми.
И все-же разъяснения феноменальному, на 1-ый взор, решению столичных властей отыскать можно. Сами они держат подробности происходящего вокруг "Москвича" в тайне, но кое о чем несложно додуматься.
АВТОСБОРКА "В НАГРУЗКУ"?
Разгадка для тех, кто хоть малость интересуется происходящим в нашем автопроме, - на поверхности. А для тех, кто совершенно не интересуется, есть подсказка. Это - переговоры, которые шли у столичного правительства о "Москвиче" с группой СОК.
Для чего "Самарскому объединенному капиталу", самой загадочной из наших промышленных групп, столичный автозавод? Ведь есть же у СОКа "РосЛада", есть "Ижмаш-Авто", выпущено в прошедшем году 100 тыщ автомобилей. Неуж-то не достаточно? А если не достаточно, можно прирастить объемы производства на имеющихся площадках - для чего в Москву-то лезть?
А вот для чего. СОК, не считая того, что собирает авто, занимается выпуском автокомпонентов. И не мелочи какой-либо. Тут все более чем серьезно: осветительные приборы, электротехника, шаровые опоры и почти все, почти все другое. Один завод уфимских движков чего стоит. Эти составляющие идут на сборочный поток "Ижмаш-Авто" для "Оды", "тираж" которой в 2002 году составил 47 тыщ. И все бы отлично, но мощности производства такого же завода в Уфе, а равно и на других предприятиях намного выше - Ижевску столько не нужно. Создавать меньше - не достигнуть рентабельности. А означает, либо увеличивать цены на "Оду", либо начать поставлять комплектующие для производства другого автомобиля.
Какой таковой "другой автомобиль" можно выпустить из этих компонент - понятно: "Москвич", который с самого начала был, можно сказать, старшим братом ИЖа. Другими словами, возобновив выпуск "москвичей", СОК решает делему... загрузки мощностей собственных заводов - смежников "Ижмаш-Авто" и удешевления собственного производства.
ДЕЛО ПОЛИТИЧЕСКОЕ...
Но может быть ли воскресить предприятие, в каком нарушены технологические цепочки, уволены рабочие, под нескончаемой опасностью отключения свет и тепло, развалена система сбыта и обслуживания и т.д., и т.д.? Как ни умопомрачительно, вероятнее всего, воскресить остановленный сборочный поток не составит огромного труда. Обеспечить его всеми необходимыми комплектующими поможет все тот же СОК, поточнее, принадлежащие ему бессчетные фабрики. При этом не придется даже особо усердствовать, чтоб пустить эти предприятия - они работают!
Что далее? Отвоевать у страны акции, которые Москва не может получить в управление вот уже семь лет (они до сего времени в РФФИ!), списать долг по недострою заводу движков, реструктуризировать задолженности - и можно начинать. Судя по тому, что о скором возрождении "Москвича" заявил не кто другой, как зам. министра промнауки Сергей Митин, этот сценарий применим для страны.
И все-же без ответа остается один вопрос - для чего? Нет, для чего это необходимо СОКу (мы уже произнесли) либо столичному правительству (реноме столичного мэра очень мучалось из-за ситуации с "Москвичом": политика, политика...) - понятно. Непонятно, зачем необходимо возобновление работы столичного автозавода всем нам, автомобилистам, возможным покупателям.
БЕГ НА МЕСТЕ
Может быть, потребители и отзовутся на "2-ое рождение" модели с энтузиазмом, но логичнее представить другое. Ажиотажа продаж очень дешевенькой, но очень плохо собранной машины не бывало и до остановки завода. Естественно, и дешевизна, и очень низкое качество - не неизбежность. Автомобиль, если добиваться его рентабельности, будет стоить дорого, а вот качество может стать лучше. Но невзирая ни на что, он не закончит быть этим же самым "40 первым" "Москвичом", который выпускали еще "до перестройки".
Да, можно сделать возражение, что и вазовская "классика" не стала современнее, а пользуется спросом. Но "шестерки" выпускают сегодня в Ижевске, где, к примеру, средний уровень заработной платы раз в 5 ниже столичного - отсюда и стоимость. Их и берут практически только из-за дешевизны, и в главном в провинции. Такое преимущество навряд ли будет у Столичного автозавода. Тут, вобщем, уместнее гласить о другом преимуществе - том, которое дает лично мэр столицы. Подумаешь, "москвичи" - имя Лужкова позволит всучить по бартеру и не такое, берут же "бычки"! К тому же стоимость можно понизить за счет налоговых льгот. Так что не 40, а хотя бы 20 тыщ "40 первых" реализовать можно. Но что далее? Обновление производства, выпуск новых, современных, дешевых моделей?
Неуж-то в это можно поверить? Завод, готовящийся оживить, нет, быстрее эксгумировать свое создание, не имеет суровых планов развития, никогда не гласил о их.
Складывается воспоминание, что на данный момент планы производства на "Москвиче" затеяны... ради самих планов. И так - на большинстве наших автозаводов. Кажется, тут меньше всего задумываются сейчас об интересах потребителей. Молвят о рентабельности, прибылях, реструктуризации, сокращении издержек, поддержке правительства. Очень доходчиво разъясняют, почему увеличивают цены и не делают лучше качество, почему, на самом деле, закрывают рынок импортных машин, но не выпускают собственных новых, современных машин. Да, эти разъяснения звучат полностью внушительно. Только от этого не легче. Как и раньше трудности автопрома должны расхлебывать потребители, а автопромышленники, думая о для себя и собственной выгоде, совершенно не желают мыслить о нас.
Спустя 5 лет после остановки завода опять начать выпуск старенькых "москвичей"! Неуж-то это и есть шаг в реализации новейшей концепции развития российского автопрома? Вобщем, пока идут переговоры о возрождении "Москвича", СП "Автофрамос" заявляет о начале нового, масштабного проекта. В итоге - намерения кооперироваться с СОКом могут так и остаться намерениями. А мэр Москвы удовлетворит свои автомобилестроительные амбиции моделью "Рено-Х90"...
Лена ВАРШАВСКАЯ
Статья о судьбе "Москвича" стала последней в ее жизни. Уже будучи неизлечимо нездоровой, Елена продолжала строить планы, обдумывала новые темы - так как не мыслила себя без возлюбленного дела, без нашего журнальчика. Юная, постоянно радостная и смешливая, она иногда казалась ветреной - но при всем этом обладала крепкой и четкой цепкой специалиста. До прихода в журнальчик выпускница журфака МГУ прошла неплохую школу в таких узнаваемых газетах, как "Столичная правда" и "Труд". Возросшей популярностью и авторитетом "За рулем" почти во всем должен таланту, мастерству и самоотверженной работе Лены. Круг ее "зарулевских" интересов был так же многообразен, как сама авто жизнь: Елена сражалась с поборами и "преимуществами" на дорогах, отстаивала права потребителей, беспокоилась о судьбе русского автопрома, организовывала принципиальные штатские акции. Все это постоянно находило жаркий отклик у читателей. Они обращались к ней, писали, благодарили. Совместно с тем Елена искусна позаботиться о определенных людях, облегчить их жизнь, вселить надежду. Благодарностью за это будет хорошая память близких, друзей, коллег и читателей "За рулем".
Лена ВАРШАВСКАЯ