НЕРАВНЫЕ ШАРНИРЫ РАВНЫХ СКОРОСТЕЙ
НЕРАВНЫЕ ШАРНИРЫ РАВНЫХ СКОРОСТЕЙ
РЫНОК
/ЭКСПЕРТИЗА
НЕРАВНЫЕ ШАРНИРЫ РАВНЫХ СКОРОСТЕЙ
ПРИВОДЫ Фронтальных КОЛЕС АВТОМОБИЛЯ
"МОСКВИЧ-2141"
ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЕРЫГИН, Миша КОЛОДОЧКИН
С возникновением "восьмерок" и "40 первых" наш лексикон просто принял на вооружение нераспространенное ранее слово - "шрус" (шарнир равных угловых скоростей). А вот "зарулевской" экспертизы на данную тему до сего времени не было - непорядок... Срочно исправляемся - начнем с "москвичей".
Вообщем говоря, пойдет речь не совершенно о ШРУСах, точнее, не только лишь о их. ШРУС - это только часть привода фронтального колеса, содержащего, согласно рыночной терминологии, "гранату", "лом" и остальные актуально принципиальные органы. Каждый таковой привод состоит из 2-ух ШРУСов, закрытых чехлами и соединенных валом. Конструкция внутреннего и внешнего шарниров неодинакова: у "Москвича" различия не оказываются на виду, а вот на "Оке" либо "Таврии" разница в внутренности видна сходу. В обиходе время от времени именуют "шрусом" весь привод в сборе - это, конечно, ошибочно. Внешний облик привода показан на рисунке.
Внешний ШРУС содержит в себе корпус, сепаратор, внутреннюю обойму, 6 шариков и стопорное кольцо, которое фиксирует шарнир при установке на шлицах вала. Внутренний содержит подобные Ремонт и эксплуатация, отличающиеся по выполнению. А именно, канавки под шарики у корпуса и обоймы размещены вроде бы накрест, что присваивает деталям шарнира относительную свободу в осевом направлении. Это нужно для компенсации перемещений, вызываемых колебаниями фронтальной подвески и мотора. Кстати, ШРУС - изделие неремонтопригодное: при его сборке Ремонт и эксплуатация подбирают селективно, а поэтому их следующая подмена недопустима. Зато подмена "гранат" на "ломе", обычно, вероятна.
Московские прилавки предложили нам для сейчас уже бывшей столичной продукции 5 разных вариантов привода, представленных на фото. Компания подобралась разношерстная - тем лучше. Оценить ее возможности мы попросили служащих лаборатории сцеплений, карданных передач и нагрузочных режимов трансмиссий НАМИ.
МЕШКОВАТ Чуть-чуть...
Начали, как обычно, с разминки - обусловили гр, миллиметры и т. п. Тут ничего приметного сначала не обнаружилось - массогабаритные свойства всех 5 приводов оказались приблизительно схожими. Правда, изделие, обретенное в магазине как "воронежское", смотрелось изнутри, мягко говоря, затрепанным - все рабочие поверхности шарниров имели значимый износ и на новые очевидно не тянули. Логично, что при следующих измерениях осевого зазора в внешнем шарнире только этот "самопал" выдал запредельные 0,8 мм заместо ожидаемого нуля. Кстати, в процессе использования считается допустимым повышение этого зазора до 0,66 мм. Неудовлетворительным оказался также зазор и во внутреннем шарнире "псевдоворонежца".
Так с самого начала обусловился аутсайдер. Заметим, что и чехол у него несколько мешковат - таковой непременно зацепится за шайбу стабилизатора и порвется.
ХВАТАЕТ ЛИ ШАРИКОВ?
Шариков, конечно, хватает - по 6 в каждом ШРУСе. А вот поперечникы у их различные - от 17,5 до 18,3 мм. И хотя согласно конструкторской документации данная величина должна составлять 18,251-18,261 мм, не станем придираться - в конце концов, разработчикам виднее. К тому же более значимый повод для придирки не принудил себя ожидать.
Шариков все-же у кого-либо не хватило... Как по другому разъяснить, что валы приводов "ГКН-Лёбро" и "Гло" оказались полностью "сырыми"? В таком виде заготовку поставляют на механическую обработку - а упрочнять-то ее кто будет? Конкретно такая, с позволения сказать, деталь, попади она на автомобиль, способна завертеться винтом в прямом смысле слова. Даже раздолбанный "воронежец" обеспечен полностью солидным валом, а вот "фирмачи"... Совсем ясно, что при испытаниях на вращающий момент три вала из 5 непременно "потекут" - так и случилось. Заместо положенных 2600 Н.м мягкотелые валы сдались кое-где в районе тыщи... К шарнирам претензий нет, но что с того радости?
Так что все-таки купить-то?
Я БЫ КУПИЛ "ГРАНАТУ"...
...И присобачил на испытанный "лом"! - уверенно заявил опытный "москвичовец". На неплохой российский вал можно надеть шарниры "Гло", также от "Метелли", но в продаже последние раздельно не попадаются. А вот внутренний ШРУС от "ГКН-Лёбро" к нашему "лому" не подойдет. Так что, если с валом заморочек нет, покупаешь к нему шарниры и ездишь далее. Ну, а если у приобретенного привода оказался нехороший вал, то что делать? Можно подобрать старенькый!
Можно-то можно... Но, если честно, еще больше охото приобрести "гранату" для тех, кто завалил прилавки деталями, коим место только на помойке.
Привод фронтального колеса "Москвича-2141":
1 - внешний шарнир;
2 - хомуты чехлов;
3 - запорные кольца;
4 - чехлы; 5 - вал привода колеса; 6 - внутренний шарнир;
7 - держатель чехла;
8 - пластинка; 9 - винт; 10 - упрямое кольцо.
Компания / Metelli
Страна-изготовитель / Наша родина
Стоимость / 2000 руб.
Надпись на ценнике "Создание - Москва" предполагала при ближнем рассмотрении этакое итало-российское изделие с шарнирами "Метелли" (Италия), русскими хомутами и пыльниками, также невзрачным валом "бэушного" вида. Поверхность внутреннего шарнира обработана токами высочайшей частоты, смазка для него содержится в прилагаемом тюбике. А вот очевидный зазор меж шариками и обоймой этого ШРУСа не порадовал. Упаковки нет.
Компания / GKN
Страна-изготовитель / Германия
Стоимость / 2350 руб.
Германский привод "ГКН-Лёбро" смотрится внушительно - люфтов не чувствуется, пыльники и хомуты - завезенные из других стран, поверхность внутреннего ШРУСа обработана ТВЧ. Имеются бессчетные маркировки. Внутренний шарнир смазан, а его пыльник имеет необычную конструкцию и устанавливается без хомутов. Кстати, конкретно эти приводы поставляли в ближайшее время на сборочный поток еще работавшего тогда столичного завода.
Компания / GLO
Страна-изготовитель /Италия
Стоимость / 2300 руб.
Компания / GLO
Страна-изготовитель /Наша родина
Стоимость / 2250 руб.
Два привода, продававшиеся со ссылкой на итальянскую фирму "Гло", имеют неодинаковую биографию: 1-ый - "иноземец", в упаковке, 2-ой - "местного розлива". Валы однообразные, но на фирменном находится картонная наклейка. Шарниры - схожие, с логотипами GLO. К обоим прикладывают тюбики со смазкой для внутреннего ШРУСа. Хомуты и пыльники - соответственно завезенные из других стран и наши. При всем этом пыльники внутренних шарниров различные: наш крепится снаружи хомутом. Люфтов нет.
Компания / Не указана
Страна-изготовитель / Наша родина
Стоимость / 1200 руб.
"Подобрали, обогрели" и - опять в продажу... Бомж по кличке "Воронеж" хоть и был покрашен снаружи, но смотрелся, прямо скажем, не очень... Изношенный вал, "бэушные" ШРУСы, ненатурального размера пыльник из непонятной резины... Зато смазки во внутренний шарнир набито в два раза больше подходящего.
Ремонт и эксплуатация внешнего (слева) и внутреннего (понизу) шарниров.