ЛОМ И Лимонка ДЛЯ САМАРЫ
ЛОМ И Лимонка ДЛЯ "САМАРЫ"
Привод фронтального колеса... Конкретно так именуется деталь, ворвавшаяся в нашу жизнь с возникновением "самар", "святогоров" и других представителей "отряда переднеприводных". "Москвичовские" приводы мы уже инспектировали (ЗР, 2002, № 8), сейчас - очередь "Самары".
Напоминаем: ШРУС (шарнир равных угловых скоростей) - это не весь привод, а только его часть. Вот если взять пару ШРУСов и соединить их валом, то как раз и получится привод фронтального колеса. Вобщем, если в магазине вы поинтересуетесь "шрусами для "Самары", подразумевая при всем этом весь привод, торговец, вероятнее всего, усвоит вас верно. Кстати, для обозначения отдельных частей привода рыночный язык употребляет такие сочные выражения, как "лом" заместо "вал", "лимонка" заместо "шарнир" и т. п. Но об этом мы уже не раз писали.
В 2-ух словах напомним о предназначении испытываемых деталей. Приводы колес передают вращающий момент от коробки на фронтальные колеса - любой из их состоит из 2-ух шарниров равных угловых скоростей, соединенных валом. У привода левого колеса вал из прута, а у его "правого" коллеги - из трубы: так изготовлено по суждениям прочности. Каждый шарнир состоит из сепаратора, внутренней обоймы и 6 шариков. Дорожки под шарики во внутреннем шарнире - прямые, а в внешнем - радиусные. Последние обеспечивают подходящий угол поворота, а прямые дают деталям шарниров свободу перемещения, компенсируя колебания фронтальной подвески и агрегата.
Валы приводов бывают симметричные и несимметричные - 1-ые можно устанавливать "и так, и сяк", а 2-ые необходимо ориентировать. Шарниры приводов делят на разборные и неразборные. Внешние разбираются всегда, внутренние - зависимо от модели привода. Какие лучше? Если вы ощущаете потребность временами демонтировать приводы, промывать их и набивать свежайшей смазкой - то, естественно, разборные. В то же время такие приводы иногда привередничают во время демонтажа - при выдергивании из коробки стопорные кольца внутренних ШРУСов время от времени "дурачятся" и разборный шарнир может развалиться. В любом случае ШРУС - изделие неремонтопригодное: его Ремонт и эксплуатация при сборке подбирают селективно. Что касается ремонта привода, то время от времени удается поменять разве что "гранату" на "ломе" либо один "лом" на другой, ну и то не всегда. Но об этом чуток позднее.
Для экспертизы приводов "Самары" мы решили ограничиться правой стороной автомобиля - думаем, схожая экономия не повлияла на объективность наших результатов. 6 обретенных приводов заехали в редакцию сфотографироваться "на документ", после этого направились к сотрудникам лаборатории сцеплений, карданных передач и нагрузочных режимов трансмиссий НАМИ.
Список главных измеряемых характеристик и результаты испытаний на "профпригодность" приведены в таблице. Резюме по каждому изделию в отдельности даны под подходящим фото.
ИТОГИ И Воспоминания
Из 6 испытанных приводов валы взаимозаменяемы только у 2-ух - "вазовского" и "Лобро". То же относится к внешним шарнирам, правда, другие четыре внешних шарнира, в свою очередь, взаимозаменяемы меж собой. Все внутренние ШРУСы взаимозаменяемы без ограничений, отметим только, что при подмене 1-го шарнира на другой неплохо бы поменять и пыльник - старенькый может не подойти не только лишь по состоянию, да и по геометрии. Ступичная гайка и стопорное кольцо были во всех комплектах, не считая "нашенского" - вобщем, куда все это положить при отсутствии упаковки? Разборные внутренние шарниры - у "Спидана", "Лобро" и "вазовского" изделия.
Результаты, приобретенные в процессе экспертизы, можно условно поделить на несколько групп. Понятно, что такие характеристики, как, к примеру, поперечникы шариков в обоих шарнирах, масса обоймы и сепараторов, также объем смазки, представляют энтузиазм только для профессионалов узенького профиля - по этой причине мы даже не стали переносить их из протокола в итоговую таблицу. Другая группа цифр хоть и попала в "табель о рангах", но навряд ли оказывает реальное воздействие на работоспособность приводов. К ней относятся, к примеру, внешние поперечникы шарниров и трубы, также масса ШРУСов и привода в сборе. Некий разнобой в этих параметрах мы оставляем без комментариев - каждый может без помощи других решить, как важны для него эти замеры. Зато строчки в таблице, отмеченные знаком "Ц", имеют главное значение - любые отличия по части твердости, зазоров, углов и предельных вращающих моментов молвят о неполноценности изделия.
Полностью "неподсудным" в наших испытаниях оказался привод "Спидан" - к нему замечаний нет. Чуток ужаснее показал себя "Лобро", внезапно испугавшийся предельных нагрузок. Отметим неожиданный итог - страшненькое "вазовское" изделие смогло сохранить работоспособность до конца испытаний. А вот "Метелли" и "Сифам" тоже выступили не так, как от их ждали - предельные вращающие моменты оказались им не по плечу. Замыкающим стал "Транстек" - к огорчению, хороших слов в адресок этого изделия ни у нас, ни у профессионалов не нашлось.
Заявленная торговая марка и обозначение
GKN SPIDAN
Приблизительная стоимость - 3730 руб.
Изделие, вероятнее всего, германское, хотя никаких "лейблов" найти не удалось. Вобщем, это оказалось единственным недочетом привода, в комплекте которого находятся ступичная гайка и стопорное кольцо. Внутренний ШРУС - разборный, вал - несимметричный. По "технике выполнения" претензий нет - отметим, что только этот привод стопроцентно удовлетворяет требованиям ВАЗа по пределам прочности вала и шарнира. В целом - очевидный фаворит по совокупы характеристик.
Заявленная торговая марка и обозначение
GKN LOBRO
Приблизительная стоимость - 4370 руб.
Этот "германец" - самый дорогой из всех. Само собой, в набор входят гайка и стопорное кольцо. Внутренний шарнир - разборный. Вал - симметричный, взаимозаменяем с "родным вазовским". По твердости, как бы, лучше других, хотя формально где-то недобрал пару единичек... Тесты на предельный вращающий момент выдержал с трудом: при нагрузке 2234 Н.м в шарнире появилась трещинка. Обошлось без разрушений, но требованиями ВАЗа трещинкы не предусмотрены...
Заявленная торговая марка и обозначение
предположительно ВАЗ
Приблизительная стоимость - 2715 руб.
Такие приводы без упаковки торговцы обычно именуют "вазовскими". Внутренний шарнир - разборный, гайка в набор не заходит. Вид оставляет вожделеть наилучшего, зато стоимость - одна из самых низких. Масса привода - наибольшая. Вал - симметричный: по мере надобности можно подобрать аналогичный ввезенный. Твердость отдельных частей не дотягивает до нормы. А вот вращающий момент, соответственный лимиту прочности вала и шарниров, на уровне - правда, шлицевые концы вала малость "потекли".
Заявленная торговая марка и обозначение
METELLI
Приблизительная стоимость - 2700 руб.
"Итальянец" подкупал ценой: даже "вазовское" изделие стоит больше! Внутренний ШРУС завальцован, вал - несимметричный. Отметим, что у шлицевой части "лома" коническая форма, это упрощает установку. По твердости - "практически" отлично: недобор в пару единичек простим. А вот по части вращающего момента - как досадно бы это не звучало... При нагрузке 1832 Н.м шлицевое соединение вала с внешним шарниром разрушилось и тесты пришлось закончить.
Заявленная торговая марка и обозначение
CIFAM
Приблизительная стоимость - 2875 руб.
Изделие с оборотным адресом ЕЭС - самое легкое из всех. В набор входят гайка и стопор. Внутренний шарнир - неразборный. Вал - несимметричный. В внешнем шарнире найден осевой зазор 0,4 мм: норме соответствует, но лучше бы его не было совершенно. По части твердости - приблизительно как у всех. А вот при моменте 1666 Н.м не выдержал внешний шарнир - разрушение вышло по сечению хвостовика около корпусной части. 2-ой шарнир и вал не пострадали, но тесты на этом закончились.
Заявленная торговая марка и обозначение
TRANSTEC
Приблизительная стоимость - 3000 руб.
Оборотный адресок не указан - может быть, все-же Италия. Смотрится хорошо, в набор входят гайка и стопорное кольцо. Внутренний ШРУС - неразборный, вал - несимметричный. А вот на машину такое лучше не ставить. Шарики внешнего шарнира оказались разноразмерными (небольшой работать не будет!), а сам шарнир может передвигаться по шлицам вала аж на 5,5 мм - это сильно много. Слабеньким местом оказалось шлицевое соединение приводного вала с внутренним шарниром - уже при моменте 931 Н.м вал "потек".