1-ый ПРИЗЫВ
1-ый ПРИЗЫВ
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
Былое
1-ый ПРИЗЫВ
90 годов назад в русской армии были организованы авто части.
Сергей КАНУННИКОВ
"... в воздухе показался военный дирижабль и плавненько обрисовал над гаражом несколько кругов. Такое товарищеское сострадание со стороны военных авиаторов было приветствуемо ревом всех гудков автомобилей и звучным ура", - так по мемуарам 1-го из участников начинался большой испытательный автопробег 1912 года, организованный военным ведомством.
Автомобиль в Рф медлительно завоевывал признание. В стране с крестьянским укладом самобеглые экипажи воспринимались не как средство передвижения, как дорогая барская забава. Но посреди военных существовал другой взор на волшебство техники, показавшееся на рубеже веков. Уже в конце столетия на маневрах эпизодически появлялись авто различных компаний и конструкций. Правда, "испытания" сводились, в главном, к катанию "их благородий" штатскими шоферами. Но в отчете о Курских маневрах 1902 года можно было прочесть: "Пассажирские самодвигатели в полевой службе приносят большенную пользу". Но в следующие годы моторизация армии увязла в написании программ и докладных записок. На действительную службу приняли всего 24 автомобиля.
"Лед тронулся" весной 1910-го, когда Военный Совет, реорганизуя армию, решил сформировать при жд батальонах авто роты. Приказ Николая II от 16 (29) мая предписывал сделать также учебную авто роту - подразделение с необыкновенными по тем временам необъятными функциями. Под стандартным строевым заглавием в стране появился по существу 1-ый испытательный, исследовательский и учебный авто центр.
Рота готовила не только лишь военных шоферов. Годовой курс обучения включал лекции по теории и устройству автомобиля, практические занятия по обслуживанию машин и ремонту узлов и агрегатов. Рядовые, получившие свидетельство об окончании школы, обычно, становились унтер-офицерами, их направляли в войска инструкторами автодела. Прикомандированные к роте офицеры, вместе с авто делом, изучали арифметику, химию, физику, при этом курс наук читали доктора и педагоги, приглашенные из столичных учебных заведений.
Рота отвечала за сбор инфы обо всех авто новинках, за исследование и испытание машин, эксплуатирующихся в Рф, приемку автомобилей, закупаемых военным ведомством.
Командиром учебный роты был назначен Петр Иванович Секретев - капитан, участник русско-японской войны, выпускник Киевского политехнического института и Николаевского военно-инженерного училища. Сначала штаб-квартира размещалась на Фонтанке, но скоро подразделение переехало в новое здание близ Царскосельского вокзала, по Зверевскому (сейчас Подъездному) проезду, 10. Тут у "учебки" появились емкий гараж и мастерские.
Капитан Секретев взялся за новое дело серьезно. В 1910 году он съездил в Ригу на Русско-Балтийский вагонный завод и принял на тесты несколько машин, а весной будущего года организовал 1-ый пробег шестнадцати грузовиков. Часть обкатанных учебной ротой автомобилей ушла на службу в жд батальоны.
Напористость Секретева позволила в мае 1912-го выслать по маршруту Петербург-Псков-Двинск-Барановичи-Минск-Смоленск-Москва-Новгород-Петербург 43 машины. Уверить начальство в полезности настолько масштабной акции было нелегко. Старые генералы относились к новейшей военной профессии с известным недоверием. Кстати, провожавший автомобилистов начальник генерального штаба Жилинский и встречавший их практически через три недели военный министр Сухомлинов были генералами... от кавалерии.
Пробег возглавил командир роты Секретев, уже в звании подполковника. Экзамен держали легковушки ведущих европейских производителей. Некие из их знакомы и сегодняшнему поколению русских автомобилистов - "Mercedes", "Форд", ФИАТ, "Опель". Не считая того, стартовали "лаурин-клементы" (праотцы "шкод"), французские "шарроны", английские "нэпиры", русские "руссо-балты"... Вне зачета шли грузовики с запчастями и инвентарем, санитарный фургон и цистерна на шасси "уайтов". Приличный 60-сильный швейцарский "Пип" оборудовали под передвижную мастерскую.
Впереди были 2834 версты (чуток более 3000 км), из их две третьих составляли шоссе, правда, "хороших" и "не плохих" участков, по систематизации испытательной комиссии, было совершенно малость. Другие - грунтовки либо "песочные почтовые труднопроходимые тракты с гатями". На одной из таких "дорог" отставший от колонны мощнейший грузовик "Мулаг" попал в грозу и увяз до кузова. Машину пришлось бросить - попыток вырваться из грязевого плена не выдержал движок.
Раз в день комиссия - в состав ее входили инженеры, артиллеристы, представители санитарной и интендантской служб - составляла подробнейшие доклады о состоянии дорог, поломках машин, скрупулезно учитывала пробитые камеры, расход бензина и масла. Не считая автомобилей, испытывали шины нескольких производителей, в числе их русские "Проводник", масло "Приятельства Бр. Нобель" и "Вакуум Ойл Компани".
Пробег закончился 11 июня в Петергофе. Строй отмытых, вычищенных машин обошел Николай II. Правитель ознакомился с картой маршрута, пристально оглядел авто и отбыл на свою дачу Александрия. На последующий денек уже в Петербурге начальник генштаба прочитал в роте приказ: офицерам правитель объявил "монаршее благоволение", нижним чинам пожаловал по 3 и 1 рублю, зависимо от званий. Военные автомобилисты ликовали - их усилия оценили на самом высочайшем уровне.
Скоро комиссия под управлением Секретева закупила в Западной Европе 354 грузовых и 42 легковых автомобиля.
К лету 1914 года в авторотах и автосанитарных отрядах служило уже более 700 машин. В 1-ые месяцы Первой мировой мобилизовали выше 4000 штатских легковых машин и грузовиков, а эмиссаров военного ведомства (посреди их был и будущий академик Е. А. Чудаков) выслали закупать технику в союзнических странах.
Шоферов и ремонтников для возрастающего парка готовили выпускники учебной роты, перевоплощенной в январе 1915-го в Военную авто школу. Тридцативосьмилетний Секретев получил звание генерала и возможности командира дивизии. Армейские водители обеспечили своевременный подвоз боеприпасов в Лодзинской операции, перебросили 79-ю дивизию в Брусиловский прорыв... Это было начало длинноватого боевого пути военных автомобилистов. Ожесточенный ХХ век не раз испытывал их на крепкость...
Пожелтевшие странички по-деловому жадного испытательного отчета 1912 года сохранили свидетельства того, какое воспоминание на россиян производила военная автоколонна: "Представители городка выразили наслаждение, что впервой лицезреют авто, смогшие преодолеть бездорожье; данный факт принудит население глядеть на этот род передвижения не как на забаву, как на новое завоевание техники... В 20 милях от Орши, в деревне Савино фермеры вышли из домов с видами и хлебом-солью".
Благодаря бойцам и офицерам учебной роты, взбудоражившей ревом моторов патриархальные русские городки и Богом позабытые деревни, сотки юных юношей и босых мальчиков в первый раз узрели самодвижущиеся бензиновые экипажи и навечно "захворали" автомобилем. И это более принципиально, чем испытательная и образовательная "печка", построенная ротой Секретева, от которой "плясали" последующие поколения автомобилистов - военных и штатских.
11 июня 1912-го, три часа полудня. Николай II осматривает строй финишировавших автомобилей (вверху).
Летний пробег 1912 года. Легковой швейцарский "Пип" в 30 л.с. вез офицеров технической комиссии.
Перед стартом. Бензовоз "Уайт" и фургон "Форд-Т", перевозивший припасы масла.
Русский "Руссо-Балт" на русском проселке.
Находить места для испытаний на проходимость не приходилось. Это - почтовый тракт меж Минском и Оршей.