Машины времен Величавой Российскей войны

М-72

ГАЗ-М1
ГАЗ-61
ГАЗ-64
ГАЗ-67
ГАЗ-АА
Studebaker US
БА-11

Ни до, ни после мир не знал войны кровопролитнее, чем 2-ая глобальная. И борьба на ее фронтах шла не только лишь меж народами, да и меж машинами.

Начнём с самых малеханьких «вояк» - байков. Мотоциклетные части входили в состав механизированных и танковых корпусов, танковых армий и использовались для ведения разведки, патрулирования, связи и т.д.. В главном на вооружении в Русской Армии стояли байки М-72, ставшие «прародителями» нынешних «Уралов». Часть движков для их поставлял во время войны и столичный завод ЗиС. Так же использовались ТИЗ-АМ600 и южноамериканские «Харлей-Дэвидсон» WLA-42.

Что касается автомобилей, то для нужд фронта было мобилизовано все, что имелось в народном хозяйстве. Это легковые авто ГАЗ-М1, ГАЗ-11-73, вэдовый ГАЗ-61, также ЗиС-101 для высочайшего начальства. Несколько позднее на вооружение поступили 1-ые русские легковые вездеходы ГАЗ-64 и ГАЗ-67, применяемые и как штабные авто, и как тягачи для легких орудий и минометов.

Части авто войск и вещественного снабжения перед войной оснащались в главном автомобилями ГАЗ-АА и ЗиС-5. В процессе войны они были очень облегчены (фанерная кабина, угловатые крылья, одна фара) и получили индексы ГАЗ-ММ и ЗиС-5В. Еще меньше было трехосных автомобилей завышенной грузоподъемности ГАЗ-ААА и ЗиС-6, как, вобщем, и ярославских грузовиков ЯГ-6 и ЯГ-10, полугусеничных машин ЗиС-42 и ГАЗ-60, газогенераторных ЗиС-13 и ГАЗ-42. Для перевозки личного состава и покалеченых использовались автобусы ЗиС-8 и ГАЗ-03-30. Последний послужил базой для санитарного автобуса ГАЗ-55.

Немаловажную роль сыграли союзнические поставки техники по ленд-лизу. К нам поступило около пятидесяти моделей автомобилей от американских, канадских и британских компаний. Самые всераспространенные из их: близнецы Willys MB и Bantam 40RC -первые в мире джипы, сделанная на их базе амфибия Форд GPA, грузовики Шевроле G7107 и C60L, Форд G8T, Dodge WC-51 и WF-32, "тяжеловесы" Mack и Diamond T980. Но самыми всераспространенными, пожалуй, были грузовики REO и Studebaker US 6х6 и 6х4. Всего в армию по ленд-лизу было поставлено около 477785 автомобилей. А общая численность авто парка к концу войны, согласно энциклопедии «Великая Российская война», составила 664,5 тыс. автомобилей.

Мобильность авто транспорта позволяла выполнить резвую доставку и перевозку войск, боеприпасов, вооружения, продовольствия и обмундирования, эвакуацию покалеченых и покоробленной военной техники. Только важную роль он сыграл во время блокады Ленинграда, обеспечивая по известной Дороге жизни связь осажденного городка с наружным миром. Большая перевозочная работа была выполнена во время Столичной, Сталинградской, Курской битв, битвы за Днепр, Белорусской стратегической операции 1944 года. Например, в район Сталинграда было доставлено 270 тыс. тонн грузов на расстояние 120-450 км, перевезено 20 стрелковых дивизий. Более насыщенные авто перевозки осуществлялись в период Берлинской операции, их объем составил выше 1.2 млн тонн, а среднесуточный пробег автомобилей - 350 км. Всего за годы войны авто транспортом перевезено выше 625 млн тонн грузов (что соответствует 39 млн жд вагонов). Это составляет приблизительно 55% от общего объема перевозок.

Авто во время войны использовались и как боевые машины. На их шасси монтировались зенитные установки, именитые гвардейские минометы «катюша» БМ-8, БМ-13, БМ- 31-12, общепризнанные самым сокрушительным наземным орудием 2-ой мировой войны.

Использовались сначала войны и бронеавтомобили, сделанные на базе ГАЗ-М1, ГАЗ-67, ГАЗ-ААА, ЗиС-6 и других. Различались они по весу и вооружению. Легкие (масса до 4 т): БА-20, ФАИ-М, БА-64Б с пулеметным вооружением; средние (масса 4-8 т): БА-6, БА-6М, БА-9, БА-10; томные (выше 8 т): БА-11, БА-11Д - с пушечным и пулеметным вооружением.

Не считая их существовали плавающие бронеавтомобили - ПБ-4 и ПБ-7, особые (для движения по стальной дороге) - БА-20 ж.д. БА-10 ж.д. и санитарно-транспортный БА-22.

Бронеавтомобили имели несущие корпуса, обычно закрытого типа, с вращающейся башней. Шасси были 2- и 3-осные, в главном вэдовые, с пулестойкими пневматическими шинами. Но в процессе войны стала тривиальной уязвимость бронеавтомобилей для артиллерии и ударов авиации, низкая проходимость, а поэтому их внедрение к 1942 году было существенно сокращено. Только легкие БА-64 и БА-64Б продолжали употребляться для разведки и связи. Бронеавтомобили послужили прототипом бронетранспортеров, имеющих несколько другие цели и задачки.

Что касается гусеничной техники, то она в главном применялась в качестве артиллерийских тягачей. Базу парка составляли тягачи С-2 челябинского завода и Я-12, -13 Ярославского авто завода, перешедшего полностью на их выпуск с 1943 года. А основной продукцией тракторных заводов в процессе войны стали танки и САУ (самоходные артиллерийские установки). Новое эталоны последних начали создаваться на танковых шасси к концу 1941 года, когда стало ясно, что для действенной поддержки подвижных соединений пехоты и танков, противотанковой обороны войск требуется и подвижная артиллерия.