ЗИМНЯЯ ВИШНЯ
ЗИМНЯЯ ВИШНЯ
РЫНОК
Экспертиза
ЗИМНЯЯ ВИШНЯ
- Да в гробу я лицезрел эту автоматику! - опечаленный сотрудник в сердцах кинул на стол чумазый датчик включения электровентилятора. - Уже 3-ий за полгода меняю - и снова 20 5: чуток было движок не запорол! Переключатель поставить, что ли...
Миша КОЛОДОЧКИН
А вправду, что делать, если стрелка термометра уже вползла в страшную зону, а окаянный электровентилятор продолжает лодырничать? Ну и какие к этому опахалу могут быть претензии: ну не сказали ему, что пора врубаться - вот оно и бездействует.
Настоящий виновник - датчик ТМ 108 нахально молчит - знает, мерзавец, что без него все равно не обойтись... Недаром многие авто издания по нескольку раз печатали один и тот же "нужный" совет: чтоб вредная деталюшка не мотала вам нервишки, установите дополнительный переключатель и включайте вентилятор без помощи других. Очень "комфортно" - ведешь машину и по совместительству работаешь датчиком: нагрелся мотор - щелкаешь тумблером в одну сторону, чуток остыл - в другую. Так с щелчками и встретим XXI век...
Коллективный разум отомстил неприятному датчику внезапным образом. С возникновением нового блока предохранителей для "Самары" (ЗР, 1999, № 9) выяснилось, что промежуточное реле включения электровентилятора ликвидировано на этих машинах, как класс, а поэтому ток через контакты датчика с этого момента возрастает приблизительно на два порядка! Воспоминание о законе Ома неуверенно бурчало, что так делать нельзя, но здравый смысл возражал: все равно он сдохнет - неделей ранее, неделей позднее...
Так вражда стала обоюдной, а неувязка совсем запуталась. Отдельные компании не стали дожидаться ее решения и быстренько наладили серийный выпуск вышеупомянутых тумблеров, рекомендуя устанавливать их даже на исправные авто - в какой-то момент все равно понадобится! Автовладельцы, видящие корень зла в искрении контактов датчика, начали шунтировать их подходящими полупроводниками (ЗР, 1999, № 12, с. 154), а услужливый рынок организовал нашествие на Русь иноземных изделий - или турецких, или эмиратских. Забегая вперед, отметим, что на этот раз заграница нам не посодействовала.
Интересно, что повальный отказ датчиков происходил вроде бы неприметно для общества. Торговцы лихо распродавали ходовой продукт, сервисмены обычными телодвижениями меняли один брак на другой, а высочайшие инстанции оказались вообщем "не в курсе". И только недоумевающие обладатели автомобилей задавали вопрос: почему?
А вправду, если снутри всего только биметаллическая пластинка да пара контактов, то чему там ломаться? Проверим - на то и
ЭКСПЕРТИЗА
Для испытаний заполучили семь датчиков - два калужских ТМ 108 и четыре турецко-эмиратских - в среднем по 30 руб., также один итальянский 5134-8С - аж за 250 целковых! Каждого из их ждал "автопробег" протяженностью 10 000 циклов срабатываний и отпусканий - это соответствует приблизительно 30 000 км. Нагрузка - стандартное авто реле, продолжительность цикла - около 2 минут, напряжение питания - 14 В.
Поеха... Нет, не поехали - два турецких араба отказались работать сразу, а через некое время к ним присоединился и 3-ий их соотечественник, не желающий что-либо коммутировать. Земляки Циолковского добрались до финиша практически без заморочек, хотя какой-то из них под конец начал "прихрамывать": появился дребезг контактов. "Итальянец" отработал на "отлично". Падение напряжения на контактах при норме 100 мВ у всех исправных датчиков оказалось приблизительно схожим - 3-5 мВ "до того" и 28-30 мВ "после того".
Нагружать датчики конкретно на электровентилятор специалисты категорически отказались - мол, мы не убийцы! Верхний предел схожих изделий - ток 1 А. Что касается испытаний, то ясности они, если честно, не прибавили. Безымянные изделия следует депортировать на их историческую родину - об этом мы пишем повсевременно, "итальянец" собственных средств стоит - это тоже не поражает, а вот что делать с калужскими датчиками? И в чем все-таки все-же основная причина их отказов на автомобилях? Впереди -
КАЛУГА
Калужский завод "Автоприбор", входящий в состав холдинга КЗАМЭ, - единственное (!) предприятие страны, владеющее технологией выпуска несчастных датчиков. Но... не единственное, выпускающее их!!!
- Вот данные по возвратам наших забракованных датчиков, - объясняет технический директор предприятия Григорий Биба. - Уровень дефектности по ТМ 108 составляет 0,029%, так что ни о каком обвальном браке речи нет. А что касается наших, извините, "коллег", то извольте посмотреть...
На директорском столе разложены бессчетные эталоны "левой" продукции. Снаружи - практически как истинные, зато снутри... Один набит доверху огрызками провода, из другого высыпаются хлебные крошки и вишневая косточка, 3-ий позвякивает заржавелыми гайками, из 4-ого вываливается большая гнутая шайба, 5-ый вообщем пустой... Такие датчики тут именуют "зимними" - пока на улице мороз, вентилятор может и не пригодиться, а означает, и к датчику претензий не будет. Зимний датчик плюс вишневая косточка - чем же не "зимняя вишня"?
- Встречаются, естественно, и поболее суровые подделки, - вздыхают заводчане. - И контакты поставят, и пластинку биметаллическую запихнут, а толку-то? Мы ведь используем особый ленточный биметалл, поставляемый из Швеции, - из него вырубаем заготовки и особым формованием обеспечиваем подходящую температуру срабатывания. Кустарь с этой задачей не управится. Да что кустарь - вон, кольчугинский завод начал было такие же датчики ваять, так без слез на их не взглянешь. Негерметичные, материал не тот, покрытия нет. Такое даже на запчасти не годится, не то что на сборочный поток.
Как на глаз отличить подделку? Если бандюганы употребляют украденные корпуса, то шансов практически нет. А вот если корпуса тоже "самопальные", то они, обычно, выточены из шестигранного прута и имеют соответствующий сияние - заводские же, напротив, шершавые, так как сделаны способом литья.
Так что все-таки, во всем повинны подпольщики? Да нет, официальных заморочек тоже хватает. Взять хотя бы "Волгу" либо "Газель" с "406-м" мотором - нижегородцы сетуют, что калужские датчики на их "дурачятся". Но не все так просто: оказалось, что место посадки для ТМ 108 имеет на газовском радиаторе таковой большой прилив, что охлаждающая жидкость практически не соприкасалась с поверхностью датчика - отсюда и нестабильная работа. Решение уже найдено - новый датчик для ГАЗа вырос на несколько мм и сейчас работает нормально. Что касается того изделия, которое чуть-чуть "занервничало" на наших испытаниях, то заводские спецы убеждены - на автомобиле такового не случится. Все же "хулиган" оставлен в Калуге - для опытов.
А что все-таки делать обладателям "самар", на которых промежуточное реле отсутствует? И вот тут начинается самое увлекательное - оказывается, калужане давным-давно не поставляют в Тольятти ТМ 108, так как без реле он работать вправду не может. Заместо него еще семь годов назад начато создание совсем новых датчиков - 66.3710 и 661.3710, рассчитанных на коммутацию тока величиной 16 А. Обозначенные модификации отличаются температурой срабатывания (см. табл.).
По внешнему облику новые датчики очень похожи на старенькые - отличие заключается в маленьком приливе на пластмассовой разъемной части около 1-го из выводов (см. рис.). Изделия стопроцентно подменяют собственных предшественников и могут работать как с реле, так и без него. Исключение составляют все те же нижегородские авто - если под их капотом установлен электровентилятор "Бош", то без реле не обойтись - ток добивается 30 А.
Это именуется "приехали" - оказывается, никакой трудности по правде нет! Покупай калужский датчик и забудь про проблемы. Если попался брак - обращайтесь на завод: поменяют и разберутся. Но откуда в таком случае под "самарскими" капотами вновь и вновь возникают ТМ 108? И почему ни один из опрошенных нами автосервисов ничего не знает про новые датчики? И где можно их приобрести?
Последний вопрос, обычно, нокаутирует хоть какого управляющего хоть какого российского завода. Калужане удар выдержали, предложив посетить заводской магазин. Отлично, но куда обращаться жителям других областей и губерний, желающим приобрести конкретно датчик, а не еще одну "зимнюю вишню"?
И все-же заводчане молодцы - стараются. По возвращении в редакцию нас уже ожидал факс с указанием телефонов главных дилеров "Автоприбора" - от Питера до Иркутска. Будем возлагать, что подобная информация дойдет и до потребителей.
Интернационал: слева - "калужанин", справа - или "турок", или "араб", посредине - "итальянец".
Ну чему тут ломаться? Сверху - иностранец, снизу - "калужанин".
Кунсткамера есть не только лишь в Питере... Эту дрянь вы сможете приобрести в любом магазине.
Датчики для ГАЗ - новый длиннее. Сейчас он не скрывается от охлаждающей воды.
Датчики ТМ 108 (слева) и 661.3710 (справа) - вид сверху. Направьте внимание на прилив около 1-го из выводов нового изделия.