ДЕРЖАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ!
ДЕРЖАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ!
КЛУБ Автовладельцев
Не спутай!
ДЕРЖАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ!
Термостат - прибор обычный. Но очень принципиальный. Ошибки при его подмене недопустимы.
Сергей МИШИН
Термостат в движке служит для поддержания в охлаждающей системе подабающей температуры. Но этим его функции не исчерпываются: от обычного прибора зависят и мощность, и расход горючего, и вредность выхлопа, и эффективность работы отопителя. А еще - долговечность, срок службы мотора.
На всех вазовских машинах термостат вынесен из головки блока мотора и представляет собой самостоятельный элемент. Сейчас мы знаем последующие его модели:
2101 - такими оснащается вся вазовская "классика", начиная с первенца VAZ 2101. Клапан начинает раскрываться при температуре 80±2°, а стопроцентно открыт при 95±2°. Отличительный признак "первого" термостата - патрубки развернуты относительно друг дружку на угол чуток больше 90 градусов (фото 1 слева).
2121 - для "Нивы". По внутренности фактически "ноль 1-ый" термостат. Исключительно в силу компоновочных особенностей его патрубки размещены на корпусе под углом практически 180 градусов. Кстати, на модернизированной "Ниве" VAZ 21213 стоит термостат 2101.
2108 - последующее поколение термостатов (фото 1 в центре) - создано для движков "Самары". У последних более совершенная форма камеры сгорания и поболее высочайшая степень сжатия, их температурный режим выше по сопоставлению с классикой на 7°. Это улучшает мощностные и экономические свойства машины. "Восьмерочный" термостат начинает раскрываться при 87°, а стопроцентно открыт бывает при 102°. Правда, сейчас на рынке встречаются "восьмые" термостаты с температурой начала открывания клапана 85°. Разъяснить это просто: качество термостатов сегодня не на высоте, клапан нередко раскрывается с запаздыванием, создавая риск перегрева мотора. Вот и сбросили два градуса... "про припас".
Патрубки термостата 2108 размещены практически как на "ноль первом", но как будто зеркально по отношению к нему. Не считая того, поближе к донышку у "восьмого" есть дополнительный тоненький патрубок - для соединения с расширительным бачком (см. фото 1 в центре). Это путь для выхода из системы остывания пузырьков воздуха, если он почему-то туда попадет.
2110 - конструктивно повторяет "восьмерочный", у него практически те же свойства (циркуляция по "большенному кругу" начнется при 87 либо 85°). Снаружи же он еще больше идентичен (но тоже зеркально, не путать!) с "ноль первым", потому что не имеет дополнительного узкого патрубка (фото 1, справа).
На VAZ 2110 "дорогу" для воздуха проложили из тройника, соседствующего с термостатом. Последний предназначен для машин с карбюраторными движками (VAZ 2110 и 21111). По мере надобности на их можно поставить и "восьмерочный" термостат, нужно только основательно заглушить его воздушный патрубок.
Бывает, что производители этих изделий самовольно упрощают конструкцию, потому при покупке термостата загляните в него. В высшей части корпуса должна быть вертикальная полоса металла либо пластмассы, напоминающая шторку, которая обхватывает дополнительный клапан в секторе приблизительно 270° (фото 2). Без этой шторки жидкость ужаснее перемешивается, меньше и медлительнее нагревает термосиловой элемент - и термостат при завышенной температуре переключается на "большой круг" с запозданием.
2112 - термостат последующего поколения - для впрысковых движков (фото 3). Отличается от прошлых тем, что, не считая основной функции, к тому же увеличивает эффективность отопителя. С этой целью у него повысили сопротивление "малого круга", вынудив тем охлаждающую жидкость лучше протекать через радиатор отопителя. Этот термостат во входном патрубке имеет дроссельное отверстие. Переход с "малого" на "большой круг" начинается при температуре 85°. Кстати, температурный порог начала срабатывания хоть какого термостата выдавлен на донышке (фото 4).
Перейдем сейчас к датчику (фото 5) включения электровентилятора системы остывания. Сейчас выпускаются два поколения датчиков - двухамперные и двадцатиамперные. При этом каждое, в свою очередь, разделяется на две категории - для классики и для переднеприводных моделей.
К первому поколению относятся датчики-ветераны ТМ-108. Так как они не могли конкретно коммутировать большой ток, эту роль отводили специальному силовому реле, срабатывавшему по команде от датчика. Для классики этот датчик имел индекс 2103-3808800. Вспомним: "трешка" была первой машиной ВАЗа без повсевременно вращающейся механической крыльчатки. Температура включения вентилятора - 92°, выключения - 87°.
Как ранее говорилось, у мотора "Самары" более жесткий температурный режим. Потому тут электровентилятор врубается при большей температуре, чем у классики. Контакты датчика (2108-3828010) замыкаются при 99°, размыкаются - при 94°.
Датчики последнего поколения не нуждаются в помощи силового реле - они в состоянии сами коммутировать ток до 20 А. Температуры их срабатывания остались прежними, а индексы - 661.3710 (для классики, каталожный номер 2110-3828010-10) и 66.3710 (для "самар" и "десяток" с движками 21083, номер 2110-3828010). При всем этом на всех моделях "десяток", "самар" и "жигулей" предвидено применение и нового блока предохранителей - евро типа.
Различить их можно по цифрам, выбитым на гранях шестигранника под ключ. На датчиках последнего поколения выбиты 1-ые числа маркировки: "661" (для классики) либо "66" (для "самар" и "десяток"), на старенькых - ТМ-108. В любом варианте на примыкающей плоскости непременно указывается температура срабатывания.
Новые датчики можно безболезненно ставить заместо старенькых. Напротив - ни при каких обстоятельствах! Контакты "100 восьмых" просто сгорят, не выдержав огромного тока. В гипотетичной ситуации - датчик отказал, а под рукою есть только ТМ-108 - придется поменять схему включения электровентилятора, введя в нее силовое реле.
Что касается впрысковых движков (VAZ 2111 и VAZ 2112), то у их электровентилятор системы остывания управляется контроллером ("мозгами впрыска"). Последний определяет температуру охлаждающей воды одним из собственных особых датчиков. Потому в радиаторах систем остывания этих машин датчик включения электровентилятора отсутствует.
P. S. Когда верстался номер, нам сказали, что в конструкцию термостата 2112 вводятся конфигурации. Во входном патрубке сейчас будет не одно дроссельное отверстие в центре, а четыре, расположенные крестом, поближе к стенам. В данном случае при открытом клапане жидкость омывает термосиловой элемент более накрепко.
Термостаты вазовских автомобилей: 2101 - слева, 2108 - в центре, 2110 - справа.
В зоне байпасного (дополнительного) клапана видна пластмассовая шторка.
Термостат 2112. Так смотрится дроссельное отверстие "малого круга".
На донышке термостата указана температура начала срабатывания.
Датчик включения электровентилятора системы остывания.