У ИСТОКОВ РОСАВЫ
У ИСТОКОВ "РОСАВЫ"
ЭКОНОМИКА
А что поставщики?
У ИСТОКОВ "РОСАВЫ"
Раз в год более 700 тыщ русских автомобилей обувают в шины этой марки.
Леонид САПОЖНИКОВ
Росава - тихая украинская речка в округах Белоснежной Церкви. Молвят, в эту точку в 80 км южнее Киева ткнул на карте пальцем Никита Хрущев, назначая место очередной общенародной стройки. По официальной же версии положение шинного гиганта избрали кибернетики при помощи ЭВМ...
Первую покрышку завод отдал в 1972 году. А посреди 80-х заместо диагональных шин начал выпускать круговые с металлокордом в брекере, зачем у именитых компаний - таких как "Пирелли" и "Крупп" - было куплено новое технологическое оборудование.
Обладатели "восьмерок" и "таврий" первых лет выпуска помнят белоцерковскую резину Ех-85, изготовленную по лицензии "Пирелли". Это обозначение ущемило патентные права компании "Мишлен", застолбившей буковку Х для собственных моделей. Был найден простой выход: у Х убрали верхнюю половинку, к Е добавили вертикальный штришок - и та же шина перевоплотился в Бл-85, которую знают все. На замену ей пару лет вспять пришла BC-11.
Сейчас у белоцерковцев в серийном ассортименте 38 типоразмеров легковых шин. Объем выпуска в штуках непреклонно вырастает и в 1999 году превысил 5 миллионов. Всем на удивление и очень многим на зависть завод работает в три смены без выходных. Но еще совершенно не так давно завидовать, в сути, было нечему: ОАО "Росава" ходило в долгах, как в шелках, и заработную плату своим работникам выдавало покрышками - хоть продавай, хоть режь да ешь...
Феномен: производственные успехи не мешали катиться к банкротству. Корифей экономики сэр Адам Смит от такового мог бы тронуться разумом. Не имея денег, "Росава" получала сырье по бартеру, в обмен на свою продукцию. При всем этом условия безизбежно диктуют поставщики сырья - шины доставались им по дешевке, намного ниже себестоимости.
Пробовали находить богатых инвесторов. Представители "Мицубиси", "Гудьира", "Мишлена", с энтузиазмом осмотрев создание, давали осознать: решение вопроса продлится не один год. Спасаясь от неизбежного краха, ОАО "Росава" организовало СП под этим же заглавием с малоизвестной ирландской компанией.
О деталях этого прошлогоднего маневра руководители шинников предпочитают не гласить: очень больно их за него клевали. Винили в том, что всю убыточную инфраструктуру (профилакторий, совхоз и т. п.) оставили в ОАО, 76% акций которого принадлежат государству, а в СП включили только шинное создание. Пользующаяся популярностью киевская газета заявила даже, что схожая практика "приведет к уничтожению страны как такого". И только совершенно не так давно в Верховной Раде Украины прозвучала здравая идея: главное - не то, сколько средств поступит в бюджет в итоге приватизации предприятия, а то, как отлично оно будет работать.
Эффект не принудил себя длительно ожидать. На чистом, не заблокированном из-за долгов банковском счете СП появились давно ожидаемые Энциклопедия грузовых автомобилей от реализации шин. Уровень бартера сходу снизился в 10 раз - с 92 до 9 процентов, и предприятие стало жить по обычным экономическим законам. На обочинах трассы Киев - Одесса в районе Белоснежной Церкви все еще ведут торговлю покрышками, но это уже не шинники, а перекупщики. Шинникам "воно нэ трэба" - заработную плату им сейчас платят гривнами и в срок.
Для справки. Об уровне цен на трассе дают представление такие числа (в пересчете с гривен). Одну шину BC-11 размеров 165/70R13 и 175/70R13 продают соответственно за 12 и 14 баксов, а всесезонную БЦ-20 175/70R13 - за 20.
Не нужно мыслить, что "Росава" делает только легковые шины: в ее ассортименте и грузовые, и сельскохозяйственные. Но из 5450 тыщ штук, выпущенных в 1999 году, легковые составили около 97%. Этот "перекос" закономерен в критериях экономического кризиса: предприятия простаивают, грузоперевозчикам нечего возить, зато усиленно вертятся в поисках заработка водители категории В...
Но обратимся к связям "Росавы" с Россией (слова-то, кстати, однокоренные!). Шестьдесят процентов белоцерковских шин - около 3 миллионов в год - поступают на АвтоВАЗ и русским торговым компаниям. А из Рф, в свою очередь, идет каучук и отчасти технический углерод. Металлокорд поставляет, в главном, Белоруссия.
Шины "Росавы" помечены знаком Е8 - это означает, сертификат у их чешский, очень знатный в Европе. Все же, русский НИИШП (НИИ шинной индустрии) дополнительно инспектирует их на соответствие ГОСТу. Работать-то им предстоит не в щадящих европейских критериях...
Технический директор СП "Росава" Виктор Тулук не без гордости показал мне ежеквартальные письма АвтоВАЗа: "На основании интегральной оценки, учитывающей разные нюансы деятельности, ваше предприятие отнесено к надежным поставщикам". Таковой титул, как говорится, дорогого стоит. Но утратить его куда легче, чем заслужить.
Означает, главное для "Росавы" - не стоять на месте.