ТО ВЗЛЕТ, ТО ПОСАДКА
ТО ВЗЛЕТ, ТО ПОСАДКА
ПО ПОВОДУ ЦЕН
ТО ВЗЛЕТ, ТО ПОСАДКА
Анализируем динамику отпускных цен ВАЗа и ГАЗа.
Антон ЧУЙКИН
Вспомним: последний период относительного ценового спокойствия - осень 1999-го, когда летняя спячка спроса сменилась легким сезонным просыпанием... На это цены, в массе собственной, отреагировали достаточно вяло: оборотились на другой бок и продолжали похрапывать. И вдруг с начала зимы - подъем, как по тревоге! За несколько месяцев - рост до 20% на модели ВАЗ и, жутко представить, - до 40% на "волги"! Уже и спрос, погнавшийся было за ценами, сдался и отступил - в согласовании с сезоном, а графики как и раньше напоминают диаграмму температур предкризисного хворого.
Интересно, можно ли предсказать, что будет с ценами далее? Либо хотя бы осознать, когда следует ждать их еще одного конфигурации - может, отыщем связь с погодой, курсом бакса, спросом, в конце концов?
Насчет погоды - непонятно. От нее, быстрее, зависит спрос, который подвержен вешнему и, в наименьшей степени, осеннему подъему. Оживляется торговля перед праздничками - некие позволяют для себя подарки о 4 колесах... А вот стоимость от спроса приметно отстает. И тому есть предпосылки. Скажем, значимая часть автомобилей ВАЗ отгружается в торговлю по принципу "днем - Энциклопедия грузовых автомобилей, вечерком - стулья", то бишь по предоплате. Торгующая организация оплачивает авто и... ожидает, время от времени до 60 дней (такой срок поставки)! Заблаговременно получив Энциклопедия грузовых автомобилей и имея в припасе практически двухмесячную "фору", завод может позволить для себя оперативно не выслеживать, что происходит на рынке... Как итог - несвоевременная, с огромным запозданием, реакция на оживление спроса.
Но это только одна причина происшедшего весной скачка отпускных цен. Существенно более значимым оказалось подорожание девайсов. Напомним: за полтора посткризисных года ВАЗ поднял отпускные цены на 78%, а нефтепродукты, металл, шины за это время подорожали на 170-200% (подробнее - ЗР, 2000, № 5). Спохватившись, фабрики погнались за смежниками. Так что, скачок цен на авто - все еще воздействие кризиса... дай Бог, последнее. Из-за неповоротливости автогигантов рост вышел настолько бурным - гром грянул, мужчина подождал и... размашисто перекрестился.
Кстати, анализируя числа, поневоле обращаешь внимание на некоторую странность. Вот, к примеру, динамика отпускных цен на VAZ 2107: 66 356, 69 356, 71 856, 75 056, 78 056 рублей. Почему настолько некруглые величины росли с ноября прошедшего года на ровные 3000, 2500, 3200 целковых? Для удобства расчета либо по другим причинам?
Но было время - и цены снижали! К примеру, на "Волгу" с 406-м мотором - в ноябре подняли, а в декабре снизили, разумеется, боясь отпугнуть покупателей еще пока новейшей модели. Вобщем, в апреле пришлось начать эскалацию цен - может быть, расплачиваясь за прошлогоднее понижение...
Приблизительно то же можно сказать и о Тольятти. К примеру, новинку - универсал VAZ 2111, поставив на сборочный поток, удалось сделать дешевле. Как досадно бы это не звучало, сейчас, после вешних ценовых прыжков, это самый дорогой из серийных ВАЗов. Пример указывает модель 21103 - 16-клапанный мотор раскручивают, держа относительно размеренную стоимость. Получится ли эта попытка грамотной рекламной политики либо и эта модель быстро вздорожает - покажет наиблежайшее будущее.
Что все-таки нас ожидает? Возлагаем надежды, несколько подогнав отпускные цены к подорожавшим комплектующим, фабрики дадут для себя и нам маленькую передышку. Тем паче, что летний малый спрос в купе с ростом цен угрожает затовариванием. С озари, может быть, рынок зашевелится, достигнув пика активности весной. Цены, естественно, будут расти - как вырастают они на все продукты. Охото веровать, что рост этот будет малозначительным и плавным. Производителям нужно резвее и поточнее выслеживать ситуацию на рынке, тогда и через год размеренные, без прыжков графики займут меньше места по вертикали...
Так с сентября прошедшего года изменялись отпускные цены неких моделей ВАЗ и ГАЗ.