На замену ЛОШАДКЕ
На замену ЛОШАДКЕ
РЫНОК
БИТВА ЗА Сбор
На замену ЛОШАДКЕ
"Мы против ручного труда" - лозунг производителей легкой сельхозтехники.
Максим САЧКОВ. Фото Александра Полунина
Тоже транПодвеска. Своя картошечка, огурчики, яблочки... Нравится? Вот только растить тяжело. Обработать даже соток 5 при помощи обычного садового инструментария - лопаты, вил, грабель - тяжело, ну и несовременно. Доставить обильный сбор от угодий до машины, погреба на для себя - спину сломаешь. А если нужно дрова подвезти либо, пардон, навоз? Не на "жигулях" же!
Обратимся к новенькому для разговора в журнальчике средству передвижения (и производства) - мотоблоку, вашему вероятному ассистенту в саду, огороде и на деревенской улице. Мотор, адаптированный для подключения различных агрегатов, - база его устройства.
Чтоб было проще ориентироваться на рынке сельскохозяйственной мини-техники и безошибочно выбирать то, что вправду нужно, разделим все мотоблоки на три класса (см. таблицу).
Легкий класс представляют мотокультиваторы, агрегаты мощностью до 4 л.с., массой менее 70 кг. Эта техника - для дачного огорода, маленького приусадебного хозяйства, в общем, для обработки "поляны" размером около 10 соток. Выручка, быстрее, не крестьянину, а дачнику, у которого и пользуется спросом.
Бензиновый, обычно четырехтактный, одноцилиндровый мотор, простейшее сцепление (центробежное либо ременная передача с ручным натяжителем), одноступенчатый редуктор - вот и все устройство мотокультиватора.
Как досадно бы это не звучало, у него нет обычных (и настолько милых сердечку реального автовладельца) колес; заместо "резины" штатно установлены фрезы. Мотокультиваторы - спец, "одноцелевые" в идее собственной машины для обработки земли на глубину менее 250 мм. Хотя на данный момент некие производители предлагают широкую палитру подвесного оборудования, приводимого от дополнительного шкива. Утверждается, что ваш механический ассистент решит делему окучивания и прополки грядок, поменяет сенокосилку либо перекачает воду, даже потянет прицеп (зачем придется-таки поменять фрезы на колеса) либо плуг. Последнее, вобщем, поставим под колебание: уж очень малы для обычной пахоты масса и мощность мотокультиваторов, ну и телега им по силам только очень легкая. В общем, не стоит гнаться за тракторной универсальностью.
Компактные, обыкновенные, комфортные в воззвании - вот далековато не все плюсы этой категории "стальных лошадей". Мотоблок отлично помещается в багажнике легкового автомобиля, да что там - некие модели можно перевозить даже в публичном транПодвескае. Маленькая ширина фрезерования позволяет стремительно и без особенного труда обрабатывать маленькие грядки и клумбы либо же недоступные участки.
"Зеленоватым" и сочувствующим советуем приглядеться к культиваторам с электромотором (есть модификации "Крота", итальянской "Ла заппа" - La zappa). Нужно только подразумевать, что мощность их всегда ниже бензиновых аналогов.
Если вас не устраивает узенькая специализация мотокультиваторов либо обрабатывать предстоит более 10 соток - обратитесь к другим мотоблокам.
Средний класс. Это универсальные приспособления весом до 100 кг и мощностью до 6,5 л. с. По сопоставлению с прошлыми они приметно выросли, хотя за габариты багажников большинства российских автомобилей еще не вышли (в транПодвесканом положении).
Передача (вынесенный шкив и ремень) для привода различного оборудования - непременное конструктивное отличие среднего класса. А раз предполагаются дополнительные функции - нужна мобильность. Нелегкий мотоблок возит себя сам на собственных колесах - реальных, с зубастым тракторным протектором. Только для культивирования их меняют на фрезы.
Средние мотоблоки могут делать все то же, что и легкие (с большей производительностью), а не считая того - бороновать, пахать, добывать картофель при помощи особых выкапывателей, работать в паре с генератором, пилой, опрыскивателем. И, самое главное, могут "таскать" прицеп массой до полутонны.
Более известные модели этого класса - "Нева", несколько модификаций "Салюта" с различными силовыми агрегатами, также "Ока" (не путайте с четырехколесной малолитражкой).
Тяжкий класс - орудия экспертов (кстати, дачники ведь тоже могут быть такими). Мощность - более 6 л. с., масса - от 100 кг. Коробка "томных" мотоблоков подобна тракторной; существует блокировка дифференциала.
Не считая того, вращающий момент от мотора передается через механический редуктор на вал отбора мощности, который, в свою очередь, служит приводом подвесного оборудования (как-то: фреза, косилка и т.п.). Так удается достигнуть высочайшего свойства обработки земли независимо от скорости движения мотоблока.
Операции, выполняемые машинами этого класса, подобны тем, что могут их "младшие братья". Но при всем этом "тяжеловозы" владеют большей грузоподъемностью, намного выше комфорт, скорость обработки, которая может достигать 15 соток/час.
Пару слов о "сердцах" "рабочих лошадей". На все мотоблоки устанавливают на данный момент движки и российского, и ввезенного производства, потому покупателя нередко истязает вопрос: что избрать? Завезенные из других стран агрегаты дороже, но это окупается мощностью, экономичностью, легкостью запуска и, самое главное, надежностью (ситуация, знакомая по автомобилям). Мотоблоки с русскими "движками" берут, в главном, в провинции, в расчете на ремонт своими силами. "Иномарки" отыскали сторонников в столичном регионе, неподалеку от дилеров и специализированных мастерских.
И последнее. Покупая ту либо иную "мотоблочную" технику, непременно осведомитесь о наличии сервисного центра и запчастей.
Редакция благодарит Московскую сельскохозяйственную академию им. К.А. Тимирязева за предоставленную технику и помощь в подготовке материала.
Мотокультиватор "Крот" с российским "двухтактником".
МТD - культиватор из Америки.
Средний мотоблок "Салют-5И". "И" - означает ввезенный мотор.
"Оку" запрягли в плуг и готовят к пахоте.
Итальянский "Ла заппа".
"Джолли-Юниор" с фрезой и "пассажирским" прицепом.
Даже большой "Гольдони" влезет и в "девятку".