СТАРТЕРЫ
СТАРТЕРЫ
РЫНОК
СТАРТЕРЫ
Покупая, не ошибись
Очередной обзор рынка устройств электрического оборудования, приготовленный Антоном УТКИНЫМ, посвящен стартерам. (Об узлах систем электроснабжения и зажигания было поведано в №№ 6 и 7 за этот год.)
Группа 3708. Стартеры. Как и генераторы, эти приборы относятся к более дорогостоящим узлам электрического оборудования. Для легковых автомобилей их у нас выпускают четыре завода. КЗАТЭ* (Самара), до этого делавший только тракторные стартеры, в 1970 году освоил выпуск лицензионного прибора СТ-221 для автомобилей ВАЗа. От самого массового тогда "волговского" СТ-113 он отличался приблизительно так же, как сами "Жигули" от "Волги". Неотказный, высокооборотный и технологичный, он имел только один недочет - недолговечную трехроликовую обгонную муфту с дюралевыми колодками, заместо обыкновенной четырехроликовой со железными. Сменивший его в 1986 году стартер 35.3708 оказался чуток похуже - торцевой коллектор тут, в отличие от прежнего цилиндрического, начинает обгорать ранее. Причина - износ упрямых шайб якоря, возникновение осевого свободного хода и, как следствие, слабенькое прижимание щеток к ламелям. Современный прибор КЗАТЭ для "Жигулей" - 35.3708-01 (мощность 1,3 кВт) наконец получил легкую дюралевую крышку (на части выпуска сохранена металлическая), но заполучил очередной недочет - неразборное тяговое реле. Стоимость этого прибора в магазинах 400-500 тыс. рублей, а малая - на рынке "Южный порт" (дальше - Ю) - 320 тыс.
Более долговечны, при всем этом чуток дешевле (420-450 тыс., Ю - 300) болгарские стартеры, которые ВАЗ всегда брал из-за нехватки самарских. В отличие от последних, болгарский является четкой копией самого первого СТ-221 (только крышка у него сейчас дюралевая). Правда, его обгонная муфта плунжерной конструкции служит недолго, но, так как и она, и тяговое реле, и другие узлы в сборе взаимозаменяемы с самарскими, с этим можно смириться.
Пожалуй, наилучшим на сегодня "жигулевским" стартером является мощнейший (1,65 кВт) 4211.3708-02 производства АТЭ-3 (Ржев, Тверская обл.). Он изготовлен на базе "военного" уазовского стартера, о семействе которого будет сказано ниже. В продаже он встречается пореже других и стоит 350-380 тыс. (Ю - 275).
Для переднеприводных "самар" основной прибор - 29.3708-01 (КЗАТЭ). В отличие от иных, у него левое направление вращения и только одна опора якоря (2-ая - в картере сцепления). Стоимость в магазинах - 400-500 тыс. (Ю - 340). Вточности такой же, болгарский стоит 380-450 тыс. (Ю - 300). Время от времени в продаже можно повстречать компактный, но мощнейший (1,4 кВт) югославский стартер "Искра", стоимость которого доходит до 600 тыс. Такие же дорогие стартеры компании "Бош", как и югославские, неремонтопригодны и в случае отказа подлежат подмене. Не считая того, шестерня привода одной из "бошевских" модификаций для "Самары" малость не совпадает по модулю с вазовским венчиком маховика ( m=2,11666..., питч 12), что с течением времени вызывает однобокий износ зубьев. И в конце концов, самые всераспространенные в торговле и известные собственной недолговечностью стартеры для автомобилей ВАЗ производства БАТЭ (Борисов, Минская обл.). Этот завод всегда делал полностью доброкачественные агрегаты для "волг" и грузовиков, но сначала 90-х годов существенно расширил ассортимент собственной продукции и наводнил рынок дешевенькими стартерами для всех марок российских автомобилей (не считая "Таврии"), как досадно бы это не звучало, не наилучшего свойства.
Большая часть устройств БАТЭ имеет классическую конструкцию, не считая 2-ух: 425.3708 (для VAZ 2101...2107) и 426.3708 (для VAZ 2108, 2109). Обе модификации отличаются друг от друга, в главном, крышками и направлением вращения, но на самом деле представляют один и тот же 1,3-киловаттный, максимально облегченный агрегат - этакий "эрзац-стартер". Основная "изюминка" конструкции - отсутствие неотклонимой для других моделей оси вильчатого рычага, который тут просто качается на пластмассовом упоре. При износе последнего рычаг становится "плавающим", сдвигается ввысь (см. рис. "Стартер
БАТЭ"), и его нижнее плечо укорачивается, а верхнее удлиняется. Потому контакты тягового реле замыкаются уже некоторое время назад, чем шестерня войдет в зацепление с венцом маховика. Почти всегда зацепления так и не происходит, и после неоднократных попыток пустить движок якорь, раскручиваясь до предельных оборотов, перегревается и идет вразнос. При успешных попытках, когда шестерня, стремительно вращаемая томным якорем, "влетает" в зацепление с венцом маховика, на валу появляется значимая боковая сила, разбивающая опорную втулку в картере сцепления на "Самаре". А на "Жигулях" время от времени даже отламывается "клюв" крышки. Вобщем, низкое качество стартеров БАТЭ отчасти компенсируется их низкой ценой - 310-330 тыс. (Ю - 225).
Большая группа унифицированных по креплению и приводу стартеров включает приборы для автомобилей "Волга", УАЗ, грузовиков ГАЗ и "Москвич". Они все имеют шестерню привода с девятью зубьями и модулем 2,5. Стандартны также и поперечник посадочного пояска крышки - 82 мм, и расстояние меж центрами крепежных отверстий - 105 мм. Но у стартеров, созданных для "Москвича", прилив крышки под тяговое реле размещен под углом 90° к прямой, соединяющей крепежные отверстия. (У других устройств этой группы - под углом 45°.) Таким макаром, поставить на "Москвич" стартер от "Волги", УАЗа либо ГАЗ-53 на теоретическом уровне можно, но верхняя крепежная гайка станет практически недосягаема. Оборотная подмена также вероятна, но, к примеру, на "Волге" тяговое реле "москвичовского" стартера окажется в ненужной близости от лонжерона кузова, а на "Газели" об него будет тереться шланг сцепления.
Существует три поколения стартеров этой группы. К первому относится СТ-117А (завода АТЭ-3), который еще пока можно повстречать в продаже. Сделанный на базе старого СТ-113 (от ГАЗ-21), он все же еще четыре года вспять ставился на ижевские "москвичи". Единственный его плюс - легкоразборное тяговое реле, зачистить силовые контакты которого можно прямо на машине.
2-ое поколение - стартеры огромного семейства СТ-230, освоенного на БАТЭ сначала 70-х годов. Это полуторакиловаттные, низкоскоростные и довольно надежные агрегаты, имеющие достаточно большой габарит и массу около 10 кг. В семействе есть даже модификации для грузовиков ЗИЛ (СТ-230И и др.) с более большой шестерней привода с модулем 3. Для "Волги" и "Газели" БАТЭ до сего времени выпускает СТ-230Б4. В магазинах он стоит 350-380 тыс., а в Ю - 260.
Создание стартеров третьего поколения было освоено в 1988 году на АТЭ-3, а потом и на БАТЭ. Семейство "42" включает три скоростных агрегата мощностью по 1,65 кВт и массой по 7 кг. В Борисове стартеры выпускают в обыкновенном выполнении, а на АТЭ-3 - в "военном", с жаростойким коллектором якоря. Армейский заказчик автомобилей УАЗ просит исключительной живучести стартера при долговременной работе, к примеру, для того, чтоб машина с заглохшим мотором могла окончить переправу вброд "на стартере". Соответственно и цены ржевских устройств выше, чем белорусских. 4211.3708-01 (для УАЗа, "Волги", "Газели", ГАЗа) - до 400 тыс. (Ю - 235). Отличающийся от него только крышкой 4211.3708 (для "Москвича") - 350-375 тыс. (Ю - 215). О третьей модификации, для "Жигулей" было сказано выше.
Стартеры БАТЭ: 42.3708 (УАЗ, "Волга" и др.) стоят 320-350 тыс. (Ю - 225), 421.3708-01 ("Москвич") - 300-340 тыс. (Ю - 200).
И в конце концов, о стартерах производства ЭМЗ (Херсон). Для их не типично низкое качество производства, как для большинства других устройств электрического оборудования с Украины. К примеру, стартер СТ-368 никогда особо не раздражал обладателям "запорожцев". Правда, на "Таврии" и "Оке" первых выпусков часто наблюдалось самопроизвольное включение херсонских стартеров на ходу и, как следствие, разрушение якоря от центробежной силы. На данный момент качество стабилизировалось и претензий к изделиям ЭМЗ практически нет.
Стартер 39.3708 для "Оки" по конструкции аналогичен "восьмерочному" (левое вращение, одноопорный якорь), только чуток гораздо меньше. На рынках он практически не встречается, зато всегда есть в магазинах запчастей к "Оке" по стоимости около 400 тыс. (Вобщем, всесущий БАТЭ успел и здесь - его вариант стартера для "Оки" стоит 350.)
Стартер 26.3708 для "Таврии" (его делают лишь на ЭМЗ) имеет классическую конструкцию. Опровергая представления о дешевизне украинских продуктов, он стоит в магазинах до 425 тыс. рублей, в Ю - 380, а малая стоимость на рынке у техцентра "Ясенево" - 320 тыс. Там же за 400 тыс. можно приобрести ставший уже раритетом СТ-368 для "Запорожца" и ЛуАЗа.
Продолжение следует
* Тут и дальше приведены прежние, классические наименования заводов.
Стартеры для "Жигулей":
а - 35.3708-01 (КЗАТЭ); б - 4211.3708-02 (АТЭ-3).
Символ, свидетельствующий о сертификации в Госстандарте Рф (не путать с символом завода-изготовителя!).
Эмблемы заводов (слева вправо): КЗАТЭ; АТЭ-3; БАТЭ; ЭМЗ.
Стартеры для "Самары": а - 29.3708-01 (КЗАТЭ); б - 426.3708 (БАТЭ).
Стартеры для "Волги" и УАЗа: а - СТ230Б4
(БАТЭ); б - 42.3708 (БАТЭ).
Стартер БАТЭ для автомобилей ВАЗ (стрелкой показано смещение рычага ввысь с конфигурацией соотношения его плеч).