5-ый кризис?
5-ый кризис?
ПЛАНЫ Неопознаны
Не так издавна (с лета 1998-го по весну 2001-го) «классические» авто АВТОВАЗа претендовали на типичный рекорд в Книжке Гиннесса как самые дешевенькие в мире легковые класса С. Стоили они – тяжело поверить! – около 2,5 тыс. баксов! Как досадно бы это не звучало, все это издавна в прошедшем, с того времени цены росли не по денькам, а по часам. В особенности стремительно – в прошедшем году: после прихода нового управления АВТОВАЗ увеличивал цены на авто аж семь раз.
В среднем машина вазовского производства сейчас обходится в 9000–9500 долл. Дилеры издавна лупят тревогу: русский клиент не готов отдавать такие Энциклопедия грузовых автомобилей за российский автомобиль, если дешевая, но уже хорошо укомплектованная импортная машина обходится в 11–12 тыщ! Стоимость в 9,5 тыс. долл. большая часть аналитиков считают «потолком» для российского автомобиля, когда можно еще рассчитывать на сносный объем продаж. Практически у всех дилеров с августа прошедшего года спрос на авто «Лада» начал быстро падать – машины из Тольятти стали очень дорогими. За один месяц реализации свалились примерно на 20%!
Неизменное увеличение цен на свои авто завод разъясняет инфляцией, также ростом цен на энергоэлементы, металл, рабочую силу. Меж тем большая часть аналитиков не делят это стопроцентно. Рост цен за 10 месяцев уже превысил запланированные темпы инфляции на весь год! За этот период времени «классика» подорожала на 9,6%, «самары»– на 10,2%, «десятки» – на 8,7%. Пытаясь провоцировать реализации, многие вазовские дилеры начали интенсивно предлагать скидки и подарки, также снижать цены. Сложилась феноминальная ситуация: фактически все ведут торговлю по ценам ниже рекомендованных заводом! Словом, для тех, кто желает сберечь, на данный момент – самое прибыльное время брать «Ладу».
По неофициальным данным, посреди ноября припас нереализованных автомобилей «Лада» в дилерской сети приблизился к критичному уровню 70–75 тыс. штук (норма – менее 40 тыс.). Что предпримет управление Волжского автозавода? В ноябре нам никто не мог ответить на этот вопрос. Кстати, к тому времени кресло генерального директора пустовало уже несколько месяцев. Многие аналитики считают, что сегоднящая зима станет для АВТОВАЗа очередной «проверкой на прочность» – от того, как получится преодолеть кризис сбыта, зависит будущее завода минимум на год.
На данный момент толика марки «Лада» на русском рынке составляет 39,7%, тогда как годом ранее было 49,1%. Утратить практически 10% рынка за 12 месяцев – это тревожно, тем паче что практически в спину дышат «иностранцы» – у «Шевроле» уже больше 6% рынка, 5,4% занимает «Хёндай», по 5,3% у «Форда» и «Тойоты»... Единственное, что пока, по воззрению аналитиков, выручает Волжский автозавод от остановки – это большие очереди за импортными машинами ценой 10–15 тыс. баксов. Но если на данный момент не будет принято принципного решения – такое может произойти очень скоро.
В то же время прибыль АВТОВАЗа за 9 месяцев 2006 года возросла практически на 43% (!) – до 5 миллиардов. руб. (3,5 миллиардов. руб. за три квартала 2005-го). Но только-только с той прибыли заводу, если Энциклопедия грузовых автомобилей не преобразовать в новые модели и производственные мощности?
Для справки. Посреди ноября авто «классического» семейства в салонах Москвы и Тольятти продавали по стоимости 132–148 тыс. рублей (5–5,6 тыс. долл.), авто «Самара» – 202–230 тыс. рублей (7,6–8,6 тыс. долл.), «десятки» – от 234 до 266 тыщ рублей, а «калины» – от 242 до 260 тыс. (9,1–9,7 тыс. долл.). Резвее всего осенью дорожали «старые» «нивы» (сейчас заглавие этой модели «Лада 4х4») – за внедорожник с гидроусилителем руля просили 250–255 тыс. рублей (около 9,4 тыс. долл.).
Лишь бы НЕ ОТСТАТЬ!
Горьковский автозавод сейчас замыкает 10-ку фаворитов продаж в классе легковых автомобилей; его рыночная толика – 2,5% (годом ранее – 3,5%). Правда, у нижегородцев нет каких-либо амбиций – им бы сохранить реализации нестареющей «Волги» на прежнем уровне – 40 тыс. автомобилей в год. Стоимость же на большой (и когда-то очень престижный) автомобиль размеренно вырастает. В апреле средняя цена GAZ 3105 преодолела барьер 8 тыс. баксов и к концу года уверенно подобралась к последующему рубежу – 9 тыщ.
Отметим попутно, что в течение года росли цены и на другие пользующиеся популярностью на нашем рынке марки в целом и модели а именно. Так, за 10 месяцев СП «Джи-Эм–АВТОВАЗ» увеличивал розничные цены на «Шевроле-Ниву» 6 раз.
В конце 2006 года за нее просили 333–389 тыс. рублей (12,5–14,6 тыс. долл.). В первом полугодии подорожали многие авто, цены на которые выставляются в баксах США, а именно, на все модели японских брендов «Тойота» и «Лексус» цены выросли на 2–4%. Подорожали и русские «форды-фокус» (на 500 баксов), прибавили в стоимости узбекские «дэу-нексии»; неприметно корректировали ценники и в представительствах других автокомпаний. Правда, при всем этом кризис перепроизводства им пока не угрожает…