БЕЗРАССУДСТВО Неприятель СМЕЛОСТИ
БЕЗРАССУДСТВО Неприятель СМЕЛОСТИ
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
БЕЗРАССУДСТВО БЕЗРАССУДСТВО Неприятель СМЕЛОСТИ
Жертв на русских дорогах - как в истинной войне. Обстоятельств тому довольно: и падение дисциплины водителей, и резвый рост автопарка, и несоответствие свойства дорог высокоскоростным характеристикам машин, и почти все другое.
Как быть автомобилисту: махнуть рукою - на все воля Божья - и довериться случаю? Либо попробовать учитывать и проанализировать, с чем все-таки связан риск попасть в дорожно-транПодвесканое происшествие? Осознать, что находится в его власти, на что можно воздействовать, а что остается только принять во внимание.
Непременно, повышение потока машин на дорогах либо состояние дорожного покрытия никак не зависят от водителя. Но собственная дисциплинированность на дороге - фактор безопасности, который полностью и стопроцентно находится в его власти. И это, кстати, совершенно много.
Ведь одна из основных обстоятельств аварий - превышение скорости. В последние годы около 60% ДТП - более половины! - вышло конкретно из-за лихачей. Другая причина - выезд на левую сторону и нарушение правил обгона - около 25% ДТП. Из-за непредоставления достоинства - 5% происшествий, 4% аварий происходят из-за несоблюдения дистанции, 6% - остальные.
Очевидно, каждый раз не "конкретные происшествия" повинны, а Различное, их полностью определенные деяния и черты нрава. Какие конкретно? При попытке разобраться в психических качествах нрава "гонщиков" выясняется, что их высокоскоростной и рискованный стиль езды вызван такими свойствами, как смелость, завышенная склонность к риску и пониженные моральные нормы (см. ЗР, 1997, № 5, "Смелый, размеренный, уверенный"). Естественно, действуют и не зависящие от нас силы: на пустынной дороге лихач не так небезопасен, а в деньки магнитных бурь и обычно размеренный шофер может впасть в грех.
Принципиальные причины безопасности - время суток, денек недели, избранные для поездки, и сезонность. Если поинтересоваться рассредотачиванием ДТП по месяцам, денькам недели и часам суток, то найдем увлекательную закономерность.
На январь, февраль, март приходится по 4% от всех ДТП года. С апреля (6%) частота ДТП наращивается - до 8 и 9% в мае и июне. В период отпусков, другими словами в июле и августе, дорожных происшествий еще более: соответственно 11 и 12%. Пик приходится на сентябрь и октябрь - по 13% от количества происшествий в году (разумеется, оказывает влияние окончание дачного сезона, совпадающего с ухудшением погодных критерий). В ноябре и декабре, когда многие кончают сезон и ставят свои машины на стоянки, происходит по 8% ДТП.
Более аварийные деньки недели - пятница и суббота, когда совершается третья часть всех ДТП. Менее аварийные деньки - вторник и среда.
Время суток тоже играет роль: больше всего происшествий случается с 18 до 20 часов, меньше всего - меж 4 и 8 часами утра.
Выбирая время для поездки, мы, таким макаром, можем учесть риск и быть осторожнее на трассах, контролируя свои недочеты, а именно смелость, склонность к риску. Так как конкретно это качество напрямую связано с безаварийностью езды, попытайтесь оценить его при помощи теста.
Каковой уровень смелости?
Вам предложено 13 вопросов. Пристально прочитайте каждый и постарайтесь, не раздумывая длительно (выше 3-5 секунд), дать только один из 3-х вариантов ответа. Не пропускайте ни 1-го вопроса. Пытайтесь ответить более точно.
1. При общении с людьми в различных ситуациях я:
а - с готовностью вступаю в разговор; б - бывает по-разному; в - предпочитаю оставаться в стороне.
2. Я всегда рад оказаться посреди людей, к примеру в гостях, на танцах, на каком-либо коллективном мероприятии:
а - да; б - правильно нечто среднее; в - нет.
3. Мне просто вступать в контакт с людьми во время разных публичных мероприятий:
а - да; б - не уверен; в - нет.
4. Когда требуется малость дипломатии и умения уверить людей что-то сделать, обычно обращаются ко мне:
а - да; б - не уверен; в - нет.
5. Я считаю себя очень компанейским, открытым человеком:
а - да; б - правильно нечто среднее; в - нет.
6. В разговоре я:
а - свободно проявляю свои чувства; б - правильно нечто среднее; в - не выражаю собственных эмоций.
7. Я отношусь к типу энергичных людей, которые всегда кое-чем заняты:
а - да; б - не уверен; в - нет.
8. Мне бывает малость не по для себя, если внезапно оказываюсь в центре внимания группы людей:
а - да; б - нечто среднее; в - нет.
9. Обычно в присутствии людей, старших меня по возрасту и по положению, я держусь робко:
а - да; б - не уверен; в - нет.
10. Мне тяжело гласить что-либо большой группе людей либо выступать перед большой аудиторией:
а - да; б - правильно нечто среднее; в - нет.
11. В обыденных ситуациях общения я испытываю волнение, только не то, которое испытывает человек до выхода на сцену:
а - достаточно нередко; б - время от времени; в - чуть ли когда-нибудь.
12. Находясь в маленький группе людей, я предпочитаю молчать и предоставляю гласить другим:
а - да; б - правильно нечто среднее; в - нет.
13. Мне не очень нравится, когда глядят, как я работаю:
а - да; б - правильно нечто среднее; в - нет.
Будьте внимательны при подсчете баллов. В вопросах с 1 по 7 "а" имеет значение 2 балла, "б" - 1 балл, "в" - 0 баллов. В вопросах с 8 по 13 "а" имеет значение 0 баллов, "б" - 1 балл, "в" - 2 балла. Посчитайте сумму набранных баллов.
Интерпретация результатов
0 - 3 балла. Вы очень застенчивый, сдержанный и несмелый человек. Вас отличает осторожность, мощная и стремительная реакция на внезапный раздражитель. В разговоре с людьми вы деликатны и внимательны к другим. Вероятнее всего, у вас вообщем отсутствует желание садиться за руль. И если вы это делаете либо собираетесь сделать, то в силу событий: необходимо кого-либо возить, в кругу близких считают, что нужна машина, и пр. Езда, в особенности по городку, 1-ое время не будет приносить вам наслаждения. Возможно, только долгие тренировки с инструктором сумеют вселить в вас уверенность. Для поездок пытайтесь использовать трассы и время с меньшей интенсивностью движения - будни и ранешние часы (до 7 утра), а добираться до места - к 16-17 часам.
4 - 8 баллов. Вы хоть и не очень, но застенчивый человек, сдержанный. Если вы садитесь за руль, природная осторожность будет содействовать безопасности передвижения. Вы никогда не станете стремиться к резвой езде, что, может быть, вызовет недовольство окружающих. Если вы еще не научились управлять автомобилем, но собираетесь, то треньтесь, преодолевайте себя - пытайтесь ездить с инструктором по городку, напряженным трассам, разрешенным для обучения.
9 - 11 баллов. У вас в нраве неуверенность. Но вы сможете управлять автомобилем и даже стать водителем-профессионалом.
12 - 20 баллов. Вы довольно смелый человек и полностью сможете управлять автомобилем (естественно, при наличии других принципиальных для водителя свойств нрава, также соответственных познаний и способностей). Вы уверенно чувствуете либо будете себя ощущать в самом насыщенном потоке машин, впору заметите опасность. Вы длительное время сможете посиживать за рулем, в силу чего уже стали либо сможете стать хорошим водителем-профессионалом. Но и на вас распространяется правило - делать перерывы через каждые три-четыре часа непрерывной езды.
21 - 26 баллов. Ваша смелость беспредельна либо, точнее сказать, граничит с авантюризмом. Вы очевидно незаторможены. Сможете небережно относиться к деталям и не реагировать на сигналы угрозы. В жизни вы фаворит и пользуетесь фуррором у обратного пола. Любите испытывать новые эмоции. Работаете без утомления. Но на дороге пренебрежение сигналами угрозы всем недешево обходится. Вы - реальный либо возможный нарушитель высокоскоростного режима. Сдерживайте себя (либо собственных знакомых, набравших такое число баллов) на дороге. Всегда контролируйте свое состояние - упоение скоростью и азарт не должны брать верх над разумом. Вы не гонщик! Кстати, по подготовительным данным, гонщики - Различное смелые (их оценка 13 - 16 баллов), но не бездумно храбрые. Видимо, посреди их уже состоялся естественный отбор... А известное "Безумству храбрых поем мы песню!" ни в коей мере не относится к водителям!
Александр ОСЕЕВ,
доцент кафедры социологии труда и предпринимательства
социологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова