ШАРИКИ ЗА РОЛИКИ
ШАРИКИ ЗА РОЛИКИ
РЫНОК
ЭКСПЕРТИЗА
ШАРИКИ ЗА РОЛИКИ
Отдаленный потомок первого колеса - подшипник качения - унаследовал от собственного известного предка гениальную простоту, реализовав ее в критериях современных технологий. Вправду, в нем нет ничего излишнего - внешнее и внутреннее кольцо, тела качения (шарики либо ролики) и сепаратор. Одно кольцо крутится снутри другого, а сепаратор помогает шарикам-роликам "держать дистанцию".
Миша КОЛОДОЧКИН
Шариковые радиально-упорные двухрядные подшипники 6-256907Е1С17 созданы для фронтальных ступиц "Самары", "10-ки", "Таврии" и задних - "Москвича" и "Святогора". Спрос рождает предложение - такие подшипники выпускают в Вологде, Саратове и Минске. Более того, в ближайшее время Волжский подшипниковый завод освоил выпуск роликовых конических подшипников типа 6У-537907С17, которые стопроцентно взаимозаменяемы со своими шариковыми сотрудниками. Заграница также не оставляет нас без внимания - приобрести сейчас ввезенный ступичный подшипник так же просто, как и наш - вопрос исключительно в стоимости.
В общем, выбор есть - осталось его сделать. Для того, чтоб он был осознанным, мы заполучили подшипники всех вышеперечисленных заводов - по две штуки каждого типа. Арию варяжского гостя исполнял солист из Швеции - подшипник компании SKF. Заметим, что снаружи все изделия полностью схожи - различить их можно только по маркировке.
До того как начать тесты, вспомним
ПРАВИЛА Неплохого ТОНА ДЛЯ ПОДШИПНИКОВ
Подшипники должны быть закручены во влагонепроницаемую бумагу и покрыты консервационной смазкой (дополнительно могут быть упакованы в коробки). На поверхности их не должно быть коррозии. Резиноармированные уплотнения обязаны иметь маркировку с условным обозначением подшипника и завода-изготовителя. Применительно к рассматриваемым образчикам эти обозначения должны соответствовать табл.1.
Если в условном обозначении российского подшипника на конце стоит индекс С17, это гласит о том, что в качестве его рабочей смазки применен "Литол-24". Смазка рассчитана на весь срок службы изделия.
Внутренности шариковых и роликовых подшипников схематично изображены на рисунке. Уплотнения по внутреннему поперечнику не должны выступать за торец кольца, а рабочая кромка уплотнения должна быть гладкой, без трещинок. Вращение от руки внутренних колец подшипника относительно внешних должно быть плавным, без заедания, но с маленьким усилием. При всем этом резиноармированные уплотнения, установленные в канавки внешних колец, не имеют права проворачиваться относительно их.
Усвоив, как выбирать подшипник, освежим в памяти
ПРАВИЛА Неплохого ТОНА ДЛЯ Хозяев ПОДШИПНИКОВ
Подшипник устанавливают в узел с натягом по внешнему поперечнику. Про ударные усилия лучше запамятовать - узенький торец внешнего кольца очень хрупкий и может просто отколоться. При запрессовке рекомендуется использовать переходную втулку, которая должна опираться на торец внешнего кольца. На роль втулки может подойти старенькый подшипник. Барабанить по внутреннему кольцу не следует - у подшипника зайдут "шарики за ролики"... Следует держать в голове, что для обеспечения обычной работы в подшипнике при поставке предусмотрен внутренний осевой зазор в границах 0,060-0,085 мм, который после затяжки (с рекомендуемым моментом!) внутренних колец крепежной гайкой миниатюризируется до 0,04 мм.
Так какие же подшипники нам достались? Вот что проявили
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРТИЗЫ
Все испытуемые подшипники были упакованы и смазаны подабающим образом. Если не считать шведов, лучше других выглядели минчане - их изделия были в фирменных коробках с надписями согласно эталону.
У всех подшипников измерили "геометрию": габаритные размеры, биения дорожек качения и даже разноразмерность шариков... На "отлично" отстрелялся только швед - другие получили по "четверке". А именно, в саратовских подшипниках осевой зазор оказался чуток выше нормы, а в волжских - чуток ниже. Внутренние кольца у всех шариковых конкурсантов оказались разной ширины, а у вологодских обнаружилось малозначительное осевое биение. Зато шарики у всех были схожими - это веселит.
От геометрии перебежали к вибрации. Так как проверяемые подшипники двухрядные, то измерения уровня вибрации проводились для каждого из рядов шариков и роликов - нагрузка прикладывалась с различных сторон. Надлежащие характеристики приведены через дробь в табл. 2.
Формально говоря, для ступичных подшипников уровень вибрации не нормируется. (Коробка - другое дело, там и скорости повыше, и слышимость совершенно другая...) И все таки, чем он меньше, тем выше качество подшипника. Здесь-то и показали себя обнаруженные ранее огрехи по геометрии у наших подопытных. Отрыв скандинавского фаворита, имеющего безупречно правильную фигуру, не просто велик - громаден. А из других лучше всех оказались подшипники минского завода - за ними выстроились выходцы из Вологды и Саратова. Интересно, что роликовые подшипники из Волжского гремят фактически так же, как и шариковые, хотя в общем случае для их устанавливают более "свободные" нормы.
Актуальное кредо подшипников - "хочешь жить - умей крутиться". Ступичным подшипникам не дают крутиться в свое наслаждение боковые уплотнения - это плата за бессрочную смазку и надежную плотность. Измеренные моменты сопротивления боковых уплотнений вращению приведены в табл. 3.
Все изделия показали себя достойно - из "наших" подшипников наилучшие результаты снова оказались у белорусского. Это вновь принесло ему 2-ое место - на первом серьезно основался швед, умеющий вертеться не только лишь бесшумно, да и просто...
По итогам многоборья специалисты дали "добро" на установку всех конкурсантов в ступицы колес. При всем этом российские подшипники напомнили нам российские же авто - воспользоваться можно, но, покатавшись на "Вольво", в "Жигули" пересаживаться не охото... Потому единственный иноземец уверенно выиграл все этапы состязаний и заслуженно одолел. Все же нокаута не вышло - уступив в качестве, "наши" уверенно отыграются испытанным методом. По другому и быть не может: их средняя стоимость составляет $2-3 против $10-15 для привезенных из других стран... Какой купим для ремонта "41-го"?
Да, как же сделать выбор меж шариками и роликами? Торговцы с рынка отвечают на этот вопрос достаточно уверенно: хочешь возить мешки с картошкой - бери "ролики", любишь стремительно ездить - хватай "шарики".
Люд, как обычно, прав. Вправду, преимущество роликовых подшипников по сопоставлению с шариковыми - завышенная грузоподъемность при тех же габаритах, а недочет - наименьшая возможность восприятия моментов боковых и вертикальных сил. Потому снутри ступичного роликового подшипника перекатываются не цилиндры, а усеченные конусы. Отметим, что шарику катиться легче, так как конус имеет пятно контакта в виде отрезка прямой, а шарик - в виде точки.
Разницу меж роликами и шариками наглядно показывают французы в собственных "Рено-9" и "Рено-11". Дизельные модификации этих автомобилей употребляют роликовые ступичные подшипники - учитывается завышенная нагрузка на переднюю ось. А так как движок с искровым зажиганием весит гораздо меньше, то бензиновые варианты тех же машин наслаждаются шариками - им ролики не необходимы. Как говорится, яснее некуда.
Что касается "Самары", думается, каких-либо особых потребительских параметров при смене "подшипниковой ориентации" она не приобретет - ни "Бычка", ни "Ferrari" из нее не получится. Потому, определившись с неувязкой "наш либо ввезенный", постарайтесь в погоне за низкой ценой не напороться на откровенный брак - покупайте подшипник не на рынке, а в приличном автомагазине. Об этом мы напоминаем каждый раз, когда речь входит о запчастях. Остальное приложится.
Подшипник ступицы - взор изнутри. Вологда, Саратов и Минск предпочитают шарики, а Волжский - ролики.
Редакция благодарит профессионалов ВНИПП за помощь в подготовке статьи.