СОРОКОНОЖКИ БЕЗ ЯДЕРНОЙ КНОПКИ
"СОРОКОНОЖКИ" БЕЗ ЯДЕРНОЙ КНОПКИ
РЕПОРТАЖ ЗР
"СОРОКОНОЖКИ" БЕЗ ЯДЕРНОЙ КНОПКИ
Леонид САПОЖНИКОВ
"Были у Минского авто и истинные потаенны... Об этом - в другой раз".
ЗР, 1997, № 4
ПОД ПОКРОВОМ ТЬМЫ
В 1954 году по инициативе маршала Жукова (в то время заместителя министра обороны СССР) при Минском автозаводе было скооперировано особое конструкторское бюро. Посвященные знали его задачку в самом общем виде: создавать для армии большегрузную авто технику высочайшей проходимости. Еще меньше было тех, кто ведал, что идет речь об артиллерийском тягаче. И уж совершенно немногие, в круге 3-ем, были знакомы со необычными требованиями заказчика к этому тягачу. Преодолеваемые подъемы - до 30 градусов, броды - до 1,3 метра, впечатляющий припас хода по горючему (в полтора раза больше, чем у легковой "Победы").
Колесная формула 8х8 и полуметровый дорожный просвет крепили гипотезу, что "артиллерийский тягач" предназначается не для войны в Европе либо же... не для артиллерии.
Мир еще не знал, что стоит на пороге эры межконтинентальных баллистических ракет (они же - будущие ракеты-носители в астронавтике). Для их буксировки по сибирской да заполярной глухомани и нужен был МАЗ-535. Его 1-ые эталоны выехали с завода в 1956 году - за год до пуска на орбиту первого спутника.
Для серийного выпуска буксировщиков ракет на МАЗе появилось "создание колесных тягачей" - на самом деле, завод в заводе. Атмосфера секретности вокруг него доходила до бреда. В "Короткой хронологии Минского автозавода", составленной 30 лет спустя, отражен даже таковой знаменательный факт, как "вступление в строй действующих заводской прачечной самообслуживания", а о производстве ракетовозов - ни слова. Готовые машины покидали цех только ночкой, строго по графику, согласованному с "компетентными органами", чтоб не уследили галлактические и земные шпионы. Но при всем этом Кремль мог, грозя Западу "кузькиной мамой", показать новые тягачи и ракеты во время парада на Красноватой площади. А спецу много не нужно: сосчитав колеса, прикинул массу перевозимой ракеты, а там уж один шаг до ее мощности...
В увесистом "Русском энциклопедическом словаре", изданном в 1988 году, я нашел биографическую справку о доярке, получившей звание Героя Соцтруда еще при Сталине, но не отыскал фамилии головного конструктора тех ракетовозов - Героя, лауреата высших премий СССР, заслуженного деятеля науки и техники.
Чтоб хоть немножко вернуть справедливость, назову его: Борис Львович Шапошник (1902-1985). (Подробнее о его творческом пути поведано в очерке "Закрытый конструктор Борис Шапошник" на стр. 96 - ред.).
МАРС Практически НЕ ВИДЕН
После многих лет противоборства 2-ух систем на политическом небосклоне неожиданно взошла мирная звезда и Марс, покровитель ракет, стал практически не виден. Что уложить меж кабинами "сороконожки" взамен уничтоженных СС-20? Стрелу подъемного крана? Таковой автокран - все равно что танк с плугом.
В новых критериях производитель ракетовозов сумел, в конце концов, легализоваться и получил собственное имя - МЗКТ (Минский завод колесных тягачей). Но заводчане вяло восприняли это знаменательное событие. Военные заказы составили в 1994 году всего полпроцента от уровня 1989-го, штатских же заказчиков было надо кое-где находить и кое-чем соблазнять. Да еще растолковывать им, что МЗКТ - не какая-нибудь скороспелая компания, а прошлый скрытый завод, более 30 лет прятавшийся под "крышей" МАЗа. К этой работе на предприятии не были готовы и ностальгически вздыхали (ну и до настоящего времени вздыхают) о временах, когда спрос подменяло постановление ЦК.
- Предлагали нам выпускать взамен тягачей или полуприцепы, или движки, или легковые авто, - произнес мне директор завода Владимир Волков. - Но мы решили не покидать свою нишу - особых авто шасси. В ней мы защищены от новоявленных соперников: осваивать мелкосерийное создание таковой уникальной техники никто не возьмется. А уже имеющиеся забугорные аналоги серьезно уступают нашим машинам по проходимости и раза в полтора дороже.
ВОЕНПРЕДЫ Ворачиваются
Сразу со мной на МЗКТ приехала и, признаться, мешала мне разговаривать с основным конструктором Владимиром Чвялевым африканская делегация. На местности завода для нее выстроили целую колонну впечатляющих образцов продукции, в какой таким отставным генералом смотрелся длиннющий ракетовоз: восемь ведущих осей, колеса 3-х первых и 3-х последних - управляемые.
Если нужно, завод вам сделает даже двенадцатиосник. На опытнейшем спецшасси 7907 с колесной формулой 24х24 (!) ракеты поездить не успели, а вот речной катер массой 88 т перевезли на этом чуде-юде по дорогам общего использования с Березины за 150 км на озеро Нарочь.
Все на свете относительно. После знакомства с такими великанами мелковатым кажется вэдовый четырехосник семейства "Волат" (по-белорусски - "богатырь") грузоподъемностью 22 т. Он пошел в серию в 1993 году как грузовик с бортовой платформой, а потом на базе такого же шасси завод начал выпускать седельный тягач и самосвал.
Основной клиент внедорожных машин МЗКТ - РАО "Газпром", а в перспективе - также нефтяники Рф, Белоруссии, Румынии, для которых создаются шасси 6х6, 8х8 и 10х10 под агрегаты по ремонту скважин.
- Что такое трубопровод выстроить в пустыне? - рассуждает Волков. - Там же проедешь лишь на автомобиле такового класса. Наша техника работает в непроходимых местах, где кандидатура ей - один только вертолет. Но, во-1-х, вертолет дороже. Во-2-х, он доставит груз - и что далее? А от мотора автомобиля может работать буровая установка!
Военная тема в жизни МЗКТ ушла на задний план, но не заглохла: завод делает автопоезд для перевозки 60-тонных танков. (Кстати, многим кажется, что танки не идут своим ходом ради сохранности дорог, но это не совершенно так. Просто у их маленький ресурс, поэтому их и перевозят, где только может быть.)
Для строителей завод выпускает самосвал МЗКТ-6515 (8х4). Он может возить из карьеров на стройплощадки или к местам дорожно-строительных работ до 21 т груза (скажем, щебня).
Читатель, у вас не закружилась голова от обилия колесных формул? У меня закружилась - еще там, на заводе, когда желал и не мог выстроить их в какую-то систему. А позже сообразил: никакой системы нет. МЗКТ по силам выстроить автомобиль с хоть какой колесной формулой - от 6х6 до 24х24 и с движком - хоть российским, хоть ввезенным - по желанию заказчика. Учтет и другие его требования, при этом уникальная машина, какой еще нигде нет, будет готова не позднее чем через полгода. Это может быть благодаря модульному проектированию: новые авто вроде бы складывают из готовых узлов-"кубиков".
Многие узлы - от движков, кабин, мостов до подшипников и ступиц - унифицированы с мазовскими, что упрощает потребителю ремонт. А вообщем задачка эта не из обычных: МЗКТ имеет на просторах СНГ, включая Сибирь и Среднюю Азию, всего 120 штатных ремонтников. В прежние времена их хватало: завод делал свои тягачи так, что смело давал гарантию на 10 лет и позже обычно продлевал еще на 5. Сегодня, естественно, качество уже не то.
- Потому, - поведал мне Волков, - мы возобновили соглашение с военпредами. Подключаем их к контролю свойства не только лишь военных, да и народнохозяйственных машин.
Я спросил, прибыльно ли устанавливать движки "Мерседеса" либо, скажем, "Катерпиллера" с учетом их высочайшего ресурса и надежности. И попал директору в болевую точку: у него только-только был тяжелый разговор с представителем российского моторного завода, предлагавшим новые движки по стоимости выше "мерседесовской". Скоро и классические воронежские шины опередят по цены "Мишлен". Не поэтому, выделил Волков, что производители русских девайсов - зарвавшиеся наглецы, а поэтому, что их разоряет и вынуждает увеличивать цены "путаница с налогообложением".
А ведь умеренная стоимость - одна из основных конкурентных позиций "сороконожек" на мировом рынке! Палки, вставляемые в колеса своими же, жутки, даже если колес сильно много...
МЗКТ-75165 - самосвал 8х8 грузоподъемностью 24 т.
Особое большегрузное шасси под установка оборудования для бурения нефтегазовых скважин, также большегрузных кранов.
МЗКТ-79097 - особый автомобиль для транПодвесканого и технологического обслуживания нефтегазовых разработок.
Цементовоз БЦМ-5642 Красногорского завода "Бецема" на шасси МЗКТ-751652 (8х8). Объем цистерны - 18 мз, грузоподъемность - 20 т.