Клинок ОРАЛУ - ТОВАРИЩ
Клинок ОРАЛУ - ТОВАРИЩ
ТЕХНИКА
НА ПОКАЗ
Клинок ОРАЛУ - ТОВАРИЩ
"Перекуем клинки на кричала!" - звучит, естественно, жизнеутверждающе. А ну как завтра супостат какой-либо объявится? Назад ковать будем? Можем не успеть, ну и затратно. Вот бы таковой инструмент придумать, чтоб помахал им, помахал, а позже оглобли пристегнул - и ну пахать-боронить.
Юрий НЕЧЕТОВ
Притча, естественно, ересь да в ней намек - одна и та же техника, но в различных модификациях может решать задачки и военные и хозяйственные. Полезность от этого взаимная: "гражданка" получает надежный, мощнейший транПодвеска, способный решать сверхсложные задачки в критериях бездорожья при температурах от -50 до +50°С, военное же ведомство - понижение себестоимости машин, выпускаемых большой серией. Принципиально и то, что отпадает надобность в специальной подготовке водителей, также упрощается ремонт - в случае чего, запчасти можно отыскать в любом автопарке. Конкретно таковой авто технике двойного предназначения был в этом году посвящен показ на полигоне 21-го НИИ Минобороны в подмосковных Бронницах, при этом не только лишь на стоянке, да и в действии.
Правили бал тут вэдовые вездеходы. Продукция Ульяновского автозавода известна читателям довольно отлично. Отметим только новинку - УАЗ на больших пневматиках сверхнизкого давления "Трекол". Горьковский автозавод показал подмену устаревшему бензиновому ГАЗ-66 - дизельный ГАЗ-3308 "Садко" грузоподъемностью 2,3 т, семейство многоцелевых плавающих "водников" ГАЗ-3937 с неописуемым дорожным просветом 475 мм, также схожий на "Унимог" экзотичный "Севар-3901" с 4-мя управляемыми колесами. АМО "ЗИЛ" представил двухосный ЗИЛ-4327 грузоподъемностью 2,5 т и трехосную четырехтонку ЗИЛ-4334, созданную для подмены ЗИЛ-131.
В классе томных грузовиков конкурентность обострилась - до сего времени стоящие на вооружении КрАЗы и МАЗы сейчас стали импортными машинами и, по сути, нуждаются в подмене. Дело здесь не в квасном патриотизме, а в обычный логике - боеспособность армии, по способности, не должна зависеть от импорта, пусть даже из самого близкого зарубежья. Ну и Энциклопедия грузовых автомобилей и рабочие места останутся дома. Что касается "способностей", то российские фабрики показали их очень внушительно. КамАЗ изгнал целый табун "мустангов" грузоподъемностью 4-10 т. Еще больше широкая палитра у Уральского завода: двухосный "Урал-43206" на 6 т и длиннобазный "Урал-4320-0311-30" на 10 т груза; четырехосные грузовой "Урал-5323" на 12 т и седельный тягач "Урал-5423" для автопоезда полной массой 39 т.
Новые эталоны были показаны в классе томных тягачей и особых колесных шасси (СКШ).
Четырехосный седельный тягач КЗКТ-7428 для работы с полуприцепами грузоподъемностью 45-75 т либо прицепами до 200 т (к примеру, буксировка самолетов) показал Курганский завод колесных тягачей (сейчас ОАО "Русич"). Очередное предприятие - Брянский авто завод представил трехосный седельный тягач БАЗ-6402. Тут разработаны также СКШ с колесной формулой 10х8 и 12х12. Минский завод колесных тягачей, остающийся фаворитом в супертяжелом классе, привез четырехосное шасси МЗКТ-7930, созданное для подмены МАЗ-543.
Нет колебаний в том, что нареченная тут техника может отыскать применение и в мирной жизни. Где? А там, где нет дорог - у геологов, нефтяников, газовиков. Уж чем-чем, а бездорожьем мы обеспечены лучше, чем Европа автострадами. Ну и у строителей с монтажниками время от времени появляется нужда перевезти чего-нибудть очень тяжелое: то турбину, то реактор - здесь мощнейший тягач и сгодится.
Другой подход к дилемме двойного предназначения иллюстрировала БПМ-97 - бронированная пограничная машина, разработанная вместе КамАЗом и МГТУ им. Баумана. Опыт локальных военных конфликтов нашел пустующую нишу меж бронетранПодвескаером и "уазиком". Эта "рабочая лошадка войны" возможно окажется неподменной в зоне боевых действий и пограничных конфликтов, для сопровождения автоколонн, обеспечения действий маневренных групп и миротворческих сил. Основное ее достоинство - наибольшее внедрение камазовских узлов и агрегатов, что обеспечивает низкую себестоимость (всего-то в два раза дороже КамАЗ-4350) и высочайший ресурс (270 тыс. км). В бронекорпусе может быть расположено различное оборудование весом до 2 т, а в башне - тяжкий пулемет, скорострельная пушка либо зенитный комплекс.
В общем, как лицезреем, при разумном подходе можно иметь полностью органичное сочетание "штатского и военного предназначения" и даже их взаимодополнение: поставил ручки с одной стороны - вышел плуг, пристроил с другой пулемет - вот для тебя и секира.
БПМ-97: экипаж - 3 чел.; десант - 9 чел.; колесная формула - 4х4; боевая масса - 10,5 т; масса буксируемого прицепа - 5 т; мощность мотора - 220 л. с.; наибольшая скорость - 90 км/ч; припас хода - 1100 км; дорожный просвет - 365 мм; глубина преодолеваемой аква преграды - 175 см.
Семейство многоцелевых "мустангов" завышенной проходимости производства КамАЗ обширно унифицировано по главным узлам и агрегатам.
КамАЗ-4350: колесная формула - 4х4; оснащенная масса - 7,9 т; грузоподъемность - 4 т; масса буксируемого прицепа - 5 т; мощность мотора - 240 л. с.; наибольшая скорость - 100 км/ч; припас хода - 1000 км.
КамАЗ-5350: колесная формула - 6х6; оснащенная масса - 9,2 т; грузоподъемность - 6 т; масса буксируемого прицепа - 6 т; мощность мотора - 260 л. с.; наибольшая скорость - 100 км/ч; припас хода - 1000 км.
КамАЗ-6350: колесная формула - 8х8; оснащенная масса - 11,9 т; грузоподъемность - 10 т; масса буксируемого прицепа - 12 т; мощность мотора - 360 л. с.; наибольшая скорость - 95 км/ч; припас хода - 1000 км.
"Урал-4320-10" с локальным бронированием от стрелкового орудия. Оборудован на заводе "Муромтепловоз" бронеэкранами для защиты грузовой платформы, мотора, топливных баков, аккумуляторных батарей и кабины, на которой также установлены бронестекла. Общая масса брони - 1200 кг.
ДТ-4П: оснащенная масса - 10 т; грузоподъемность - 4 т; масса буксируемого прицепа - 7 т; удельное давление на грунт - 0,2 кгс/см2; мощность мотора - 300 л. с.; наибольшая скорость - 55 км/ч; припас хода - 500 км.