ЗВУК Экономного ОКРАСА
ЗВУК Экономного ОКРАСА
РЫНОК
/МУЗЫКАЛЬНЫЙ САЛОН
/Небольшой ОРКЕСТРИК
ЗВУК Экономного ОКРАСА
УСТАНАВЛИВАЕМ АКУСТИКУ И... ЭКОНОМИМ Энциклопедия грузовых автомобилей
ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР ПЕНЬКОВ
"Даром только птички поют", - говаривал Федор Иванович Шаляпин.
Вправду, оснастить автомобиль обычной акустикой, не подрывая при всем этом домашний бюджет, прямо скажем, нелегко. Все же, шансы есть - вот о их и побеседуем.
Естественно, про себя необходимо держать в голове, что преобразить салон вашей машины в "Ла Гора" не получится - это под силу только редчайшим "профи" и за очень внушительную плату. Но приметно сделать лучше звучание магнитолы по сопоставлению с уровнем "средней паршивости", которым грешат как гаражные установщики "музыки", так и многие автомобильные салоны, можно и необходимо. За границы 100 баксов попытаемся не выходить, а в безупречном случае Энциклопедия грузовых автомобилей просто не потребуются.
Безупречный случай - это когда акустику вообщем не надо брать. Варианты могут быть различные: Степан Степаныч заполучил уже "озвученную" старую "Самару", Виталик разобрал старенькие российские колонки, а Кузьмич приватизировал в бывшем клубе кучу бесхозных динамиков. Чтоб вынудить все это "достояние" нормально звучать, довольно расположить его в подходящем месте салона и подключить подабающим образом.
ЧЕМ ТОЛЩЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ
Даже средняя акустика, установленная в самом неподходящем месте, зазвучит лучше, если питание на магнитолу подать не от прикуривателя и иных близкорасположенных энергопотребителей, а прямо от аккума - толстыми проводами через предохранитель. Отличные медные провода в хозяйстве всегда найдутся, остальное зависит только от вашей аккуратности. Заодно поменяйте проводку, идущую к динамикам: чем больше сечение проводников, тем лучше. Единожды потратив на эту работу время, вы можете пользоваться ее плодами как немедля, так и позже, если возжелаете установить на прежние места аппаратуру более высочайшего свойства.
А где у динамика "плюс", а где "минус"? Если идет речь о висячем на стенке однопрограммном громкоговорителе, то об этом можно не думать, но если динамиков больше 2-ух, то нужна так именуемая фазировка...
МУЖЧИНЫ - ВДОХ,
Дамы - ВЫДОХ
Фазировка - это просто. Вспомните переполненный автобус из известного смешного рассказа, когда шофер командует: "Мужчины - вдох, дамы - выдох!". В публичном транПодвескае это может посодействовать, а вот в оркестре напротив - заместо массивных аккордов вам придется вслушиваться в хилое похрипывание. Чтоб вынудить динамики синхронно "дуть" в одну сторону, как раз и нужна фазировка, другими словами соблюдение полярности подключения динамиков к источнику сигнала.
На привезенных из других стран изделиях около каждого вывода обычно стоят значки "+" и "-". Если же их нет, то довольно взять батарейку напряжением приблизительно 1,5 В и краткосрочно подключить ее к непонятному динамику. При соблюдении полярности диффузор дергается наружу, при неверном - вовнутрь: вот и все. Осталось подключить "плюсовые" выводы магнитолы к "+" динамиков, а "минусовые" - к их "-". Если спутать местами сразу все провода, то ничего ужасного не произойдет, но лучше сразу придерживаться установленного порядка.
КУДА СТАВИТЬ-ТО?
Сейчас хорошо распорядимся своей "жилплощадью". Чтоб динамик был певцом, а не астматиком, он должен нормально "дышать". Но, обычно, конкретно этого-то ему и не позволяют - беднягу обычно ставят задом "к стене": выходит некоторое подобие карцера. А требуется малое - всего только прорезать в этой самой стене, будь то снутри двери либо, скажем, на задней полке автомобиля, отверстие площадью, равной площади диффузора. Схожая операция одномоментно сделает лучше звучание системы без всяких издержек с вашей стороны. Кстати, если доставшаяся вам "бэушная" машина вооружена динамиками, установленными в "торпедо", без сожаления выдирайте их оттуда и переносите в двери. Естественно, протягивать туда провода не совершенно приятно, но работа того стоит. Не грех при всем этом разориться на особые резиновые трубочки, через которые следует пропустить проводку; их стоимость - приблизительно 5 руб. за штуку.
УЧАСТНИКИ СОПРОТИВЛЕНИЯ
Когда подключаешь фирменные колонки к фирменному же усилителю, никакие законы Ома, в общем-то, не необходимы - все высчитали за тебя. А вот с акустикой типа "слепила из того, что было" необходимо быть поаккуратнее - очень маленькое сопротивление нагрузки стремительно пустит из усилителя дым. Обычно, каждый выход магнитолы рассчитан на нагрузку в 4 Ом, но в хозяйстве могут повстречаться как двух-, так и восьмиомные динамики. Тем, кому захочется поэкспериментировать и сконструировать из их батарею, напоминаем, что требуемые "четыре ома" можно получить при поочередном соединении пары двухомных динамиков либо же при параллельном подключении 2-ух восьмиомных. Кстати, если можете сделать на заднюю полку этакую внушительную звуковую доску, утыканную потрохами из разобранных колонок (фильтры тоже пойдут в дело!), то знайте - подобные утехи в Западной Европе сейчас очень популярны... С таковой доской не постыдно поехать на дискотеку, скажем, в Булонский лес...
А ЕСЛИ Все-же "Компания"?
Если же ориентироваться на фирменное изделие, то необходимо чуть-чуть приготовиться к его выбору.
Безупречный динамик должен отлично воспроизводить все различимые ухом частоты Как досадно бы это не звучало, сейчас таких изделий нет в природе. Зато к эталону стремятся так именуемые широкополосные динамики с дополнительным конусом - конкретно на их стоит направить внимание сначала.
Обыденный широкополосник не звучит на частотах выше 5 кГц. Чтоб "задрать верхи", в его конструкцию как раз и ввели 2-ой конус - это поднимает верхнюю планку приблизительно до 18 кГц. Что касается нижней границы, то она находится в зависимости от размеров динамика: чем он больше, тем лучше, ну и отдача будет выше. Из представителей "двойных конусов" отметим изделия "Блаупункт": AL 100 имеет поперечник 10 см, AL 130 - 13 см, а AL 170 - 17 см. Примерная цена набора из пары схожих динамиков составляет от 20 до 40 баксов. Очень отличные широкополосники делают также "Херц" (модель НСС 87) либо, скажем, "Сони".
Понятно, что лучше бы поставить не два таких динамика, а четыре. Для экономного варианта установки это полностью оправдано: задействованы все четыре выхода магнитолы, создается эффект большого звука, ну и обычное желание установить что-то не только лишь по краям, да и сзади при всем этом реализуется. За большенными размерами динамиков гнаться не стоит: при поперечнике выше 20 см возникнут суровые трудности с установкой, ну и стоимость начнет больнее кусаться.
Молвят, что спец широкого профиля знает понемногу обо всем. Так и широкополосники - понятно, что полную "палитру эмоций" им все равно не выразить. На сей случай выдуманы коаксиальники - неразъемный набор из нескольких динамиков, соединенных через фильтр. Это уже многополосная система - она зазвучит позвонче! Интересно, что габариты таких динамиков фактически не отличаются от "обычных", а ценовая планка та же - выше 50 баксов мы не залезем. Но при установке коаксиальников нужна особенная аккуратность - их открытый диффузор, как темная дыра, вбирает в себя всякую грязь, опилки и т. п. Экономные коаксиальники делают "Пролоджи", "Урал", "Эн-Эр-Джи", "Сони", "Кенвуд", "Джей-Ви-Си", "Пионер" - в общем, выбор есть. Если же трудовая заначка позволяет чуть-чуть посорить средствами, то идеальнее всего приостановить собственный выбор на так именуемых компонентниках.
Компонентники - это набор из "профессионалов узенького профиля": в него входят раздельные динамики, любой из которых работает в собственной полосе частот. Они подороже на 20-30 баксов, но сберечь можно и тут: будем ставить их только впереди! Сзади же пусть будут коаксиальники либо широкополосники.
Низкочастотный динамик ставим в дверь - это совершенно точно. Казалось бы, что и звук при всем этом будет идти вроде бы из подземелья, но нас выручат пищалки - их мы поднимем повыше, а совместно с ними подымется и то, что знатоки именуют "звуковая сцена". При всем этом их необходимо располагать как можно далее от слушателя!
Последнее утверждение относится к хоть каким динамикам, но низкочастотники удалять просто некуда... Зато мелкие пищалочки можно расположить на фронтальных стойках, на краях "торпедо" - в общем, место можно отыскать. А потом...
А что потом - опять-таки в последующий раз.
Коаксиальник BOSS: двухполосный "янки" обойдется в 40 баксов за пару.
Компонентники "Аркан" (Наша родина) можно приобрести за 40 баксов.