ЗАДНИЕ МЫСЛИ
ЗАДНИЕ МЫСЛИ
РЫНОК
/Небольшой ОРКЕСТРИК
ЗАДНИЕ МЫСЛИ
КАК ОЗВУЧИТЬ ЗАДНЮЮ ЧАСТЬ САЛОНА?
ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР ПЕНЬКОВ
Командир! Мне на заднюю полочку парочку "6 на девять" подбери, какие лучше...
По правде, как обойтись без задней акустики? Мы ведь с юношества помним, как наши предки "музифицировали" новые "Жигули" - конечно, все внимание уделялось задней полке! Впереди места нет, двери - тоненькие, а таких слов, как "проставка" либо, того ужаснее, "подий", тогда как будто и не было... А задняя полка - вся из себя плоская и относительно широкая - так и лицезрела себя акустической системой.
Молвят, динамики "6 на девять" (имеются в виду их размеры в дюймах) были выдуманы некоторым государем Питером Дженсоном еще в 30-х годах прошедшего столетия. Целью изобретения округлого динамика заместо круглого была как раз экономия места: площадь диффузора остается большой, а впихнуть изделие на неширокую полку существенно удобнее. Комфортная сборка, отличные низы - что еще?
Современные "6 на девять" смотрятся красиво - огромные магниты, блестящие корпуса... При всем при том посреди меломанов отношение к схожей акустике далековато не однозначное - настоящие корифеи презрительно морщатся от 1-го только упоминания заднего расположения динамиков. Их кредо обычное: звук бывает или передним, или никаким! При безупречной установке аппаратуры так оно и есть, но на практике, ограниченной реальным бюджетом, эталон изредка достижим. А раз так, то "задние мысли" полностью имеют право на существование. Вот об этом и побеседуем.
ПОЛНЫЙ Вспять!
Тем, кому охото иметь звук и впереди, и сзади, необходимо прекрасно поразмыслить, до того как растрачивать Энциклопедия грузовых автомобилей. В том смысле, что уж если собрался их издержать, то постарайся извлечь из этого максимум выгоды.
Начнем "от печки" - точнее, от "6 на девять". У нас - обычная "музыка", без усилителя, и нам просто охото, чтоб было "пониже", погромче и "покруче". Что ж - ради бога: получаем "Эм-бэ-куарт" либо "Кенвуд": это приблизительно 110 баксов. Кстати, у "Кенвуда" есть эксклюзивные динамики "семь на 10", они могут потянуть сотки на полторы. Если кошелек позволяет, то можно взять и "Фокал", баксов так за 180 - это будет просто роскошно. Если же финансовая ситуация обычная, то можно наслаждаться "Джей-ви-си" либо "Пионером" - это стоит баксов 60-70. Можно также направить внимание на не настолько именитые изделия за 40-50 условных единиц. Кстати, нам необходимы динамики free air - дословно переводится как "открытый воздух". На самом деле это значит, что для раскрытия собственных возможностей им не нужен специально подобранный корпус. Практически все динамики "6 на девять" конкретно такими и являются, но на всякий случай уточните у торговца, мол, это "фриэйрные" либо нет? Он вас сходу зауважает.
Приобрели? Отлично - ставить динамики мы уже умеем! Напоминаем - крепим их к кузову массивно, стационарно - через проставки и кольца, как на дверцах! На седанах это проще: задняя полка там - силовой элемент, агрессивно связанный с кузовом. Кстати, не запамятовывайте, что динамики часто крадут, потому лучше расположить их скрытно. В той же "классике" необходимо прорезать в полке дырки - при всем этом разнести их как можно обширнее - для стереобазы, но не приближаться к краям поближе чем на 10 см. Динамик прикручиваем под полкой снизу, а легкую филенку кладем сверху. Прилагаемые к динамикам сетки можно распрямить древесным молоточком и высадить сверху на термоклей либо как кому комфортно. А сверху - акустическая ткань: прекрасно, очень крепко и... ничего не видно. Звук будет достойный: динамики работают на объем багажника (тот free air). Чем лучше багажник изолирован при всем этом от салона и чем меньше в нем сторонних предметов, тем лучше.
Обладателям хэтчбеков и универсалов труднее - возни больше. Ну и звучать там все это хозяйство будет похуже, так как багажник не разделен от салона. В той же "Самаре" филенку непременно нужно усилить доской - она даже от своей тяжести прогибается, а с томными динамиками ей и подавно не справиться. Можно сделать либо просто приобрести новейшую "музыкальную" полку - на рынках их много. Кстати, в ряде всевозможных случаев нужно усилить пластмассовые боковины, на которые она ложится. И, кстати, не забудьте приладить с краю отдельный разъемчик на четыре контакта - он вам очень понадобится, когда полку необходимо будет снять для загрузки багажника "под потолок"...
Что еще? Шумоизолировать и проклеить весь пластик, проложить заместо штатных провода большего сечения. Только вот...
Только вот, вроде бы это помягче сказать, - для людей, придирчивых к качеству звука, есть другой вариант...
КТО ПРОСИЛ 20 ГЕРЦ?
Нет, если уж очень охото, то ради бога - покупайте и "6 на девять", и "семь на 10"... Но есть мировоззрение, что те же Энциклопедия грузовых автомобилей любителям массивного баса лучше издержать чуть по другому и заместо упомянутых динамиков приобрести... усилитель! Ей-богу, если не перегибать палку, то можно взять дешевое изделие баксов за 80-90 - даже российскее. А к усилителю подкупить такую восхитительную штуку, как сабвуфер - баксов за 50. И, пожертвовав пару каналов усилителя на этот самый сабвуфер, остается просто ощутить разницу!
Cабвуфер с усилителем способен выдать вам реальные 20 герц - никакие "6 на девять" этого не могут. Потому, на наш взор, в ряде всевозможных случаев этот вариант еще лучше. Если же покупка усилителя и сабвуфера вашими деньгами не предусмотрена, а готовенькие динамики "6 на девять" уже, выскажемся так, приватизированы - тогда, естественно, есть резон уделить им внимание.
Вобщем, всегда имеет смысл ставить впереди себя наибольшие задачки...