ОПОРНЫЙ ПРЫЖОК
ОПОРНЫЙ ПРЫЖОК
РЫНОК
/ЭКСПЕРТИЗА
ОПОРНЫЙ ПРЫЖОК
КУПИВ ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА Чуток ПОДОРОЖЕ, МЫ БЫЛИ ПРИЯТНО УДИВЛЕНЫ
ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН
Совершенно не так давно (ЗР, 2002, № 2) мы поведали о более доступных по стоимости трансмиссионных маслах группы вязкости 85W90, созданных для "Жигулей", "Волги", "Москвича", "Нивы". А если короче - о тех, что пришли на замену ТАД-17И. Сейчас, делая упор на результаты прошедшего теста, делаем очередной шаг - оцениваем эталоны последующей, более "зимней" группы 80W90. Вобщем, сопоставляя приобретенные данные, понимаешь, что речь не о шаге, а о прыжке - уж больно приметный отрыв от предшественников показала эта группа. Но, как принято, обо всем по порядку.
ОТ ПЕЧКИ
Да простят нас самые любознательные и нетерпеливые, начнем все-же не с результатов, а с лаконичного экскурса в теорию. Опыт общения с читателями указывает, что таковой инфы многим недостает.
Итак, трансмиссионные (вобщем, и моторные) масла бывают либо загущенными (читай, обыкновенными), либо незагущенными (время от времени молвят "одномарочными"). 1-ые содержат загущающие присадки и имеют в обозначении вязкости две числа (SAE 85W90, SAE 80W90, SAE 75W90), 2-ые не содержат загустителей и обозначаются одной цифрой (SAE 140, SAE 90, SAE 80). Невзирая на устрашающее слово "загущающие", вязкость при рабочей температуре у тех и других приблизительно схожа. А вот при низких температурах загущенные, обычно, оказываются жиже, просто говоря, лучше. Но есть и другая сторона у этой медали - без загустителей масло выходит более термостабильным, что очень принципиально при долговременной работе в томных критериях.
В прошедшем тесте у нас было одно незагущенное масло - "Кастрол EPX90", в этом - тоже одно, и снова "Кастрол", только уже ЕРХ80 - с наименьшей вязкостью. Про эти продукты можно сказать: одно из их жиже, другое гуще. А ах так быть с остальными... Масла с вязкостью 80W90 и 85W90 будут иметь идентичную вязкость при рабочей температуре (100°С), но вот при минус 20°С она может отличаться в пару раз.
И последнее. Все загущенные масла производители именуют всесезонными, что не полностью корректно. Масла с вязкостью 85W90 должны исправно служить при температурах до минус 12°С, 80W90 - до минус 26°С, а 75W90 - до минус 40°С. Так что для обитателя Сочи либо Ставрополя они все вправду всесезонные, а москвичу либо пермяку (про Якутию, так и быть, вспоминать не станем), выбирать масло следует все таки по сезону.
ПОЗНАЕМ В Сопоставлении
Про точку опоры, наверняка, гласить в очередной раз не непременно - сами все понимаете. Потому определим сходу - что с чем будем ассоциировать. Образцов у нас десяток, означает, навязывается их сопоставление меж собой. Дальше непременно вспомним прошедший тест - сравним масла вязкости 85W90 и 80W90. И, в конце концов, прикинем, понравятся ли претенденты российским машинам.
До того как приступать к "разбору полетов", обратим внимание на кое-какие особенности, чтоб в отдельных случаях избежать сопоставления в лоб. К примеру, не все эталоны состязаются в хладоустойчивости - другие, напротив, делают ставку на работу в экстремальных критериях, а означает, на стойкость к высочайшим температурам. И еще. Предлагаем считать незагущенный "Кастрол" вне конкуренции. Не так как он самый-самый, а поэтому, что другой (подробнее об этом ниже).
Итак, 1-ый и, пожалуй, основной показатель, характеризующий уровень претендентов, - нагрузка сваривания, определяемая на стандартной четырехшариковой машине трения. Беря во внимание, что проверяем мы масла GL-5 (те, что созданы для гипоидных передач, в том числе тяжело нагруженных мостов), получиться должно более 3280 Н. Конкретно столько просит эталон. Претенденты выдали от 3283 до 4635 Н. Это приметный прогресс, потому что в прошедший раз результаты начинались от 2607 Н. В общем, зачет получили все.
Но наш энтузиазм к маслам на этом не завершается. Хотя бы поэтому, что русские автозаводы предъявляют к трансмиссионкам свои требования и по части нагрузки сваривания - более жесткие. Так, АвтоВАЗ считает, что масла GL-5, заливаемые в коробки его машин, должны выдавать более 3483 Н (355 кгс), а для АЗЛК вытащи да положь все 3924 Н (400 кгс). Смотрим в таблицу: первому требованию удовлетворяют восемь, второму - семь из представленных образцов. Можно было бы в принципе и фаворитов именовать в этой раздельно взятой номинации, но не станем торопиться. Взглянем к тому же на вязкость при больших и низких температурах - почти все прояснится. Самый впечатляющий пример - от "Мобил" и "Мотюль". Так как угодить и нашим и вашим тяжело, любой из их выбрал свои ценности. "Мобил" взялся за хладостойкость, "Мотюль" - за работу в критериях перегрузок. В итоге 1-ый оказался чуток жиже при экстремальных холодах, 2-ой - чуток гуще при сильном перегреве (разумеется, то и другое отлично). Вот и скажи после чего, какое лучше.
А сейчас еще одна иллюстрация к тому, что понятие "отлично" не бывает абсолютным. Как и обещали, побеседуем о незагущенном "Кастроле". Мы уже знаем, что тягаться с загущенными маслами он может во всем, не считая температурно-вязкостного спектра. При этом, чем обширнее спектр работы "загущенки" (к примеру, у 80W90 он обширнее, чем у 85W90, а у 75W90 и подавно), тем труднее ассоциировать загущенные масла с незагущенными. Если масло 80W90 может демонстрировать нормальную вязкость при 100°С, отлично держать нагрузку и сразу владеть низкотемпературными качествами, то незагущенное будет либо держать нагрузку, как SAE 90, либо владеть необходимыми низкотемпературными качествами, как SAE 80. Так и вышло с "Кастролем" - в прошедший раз мы брали EPX90 (это не маркировка, а его "персональное имя"), близкий по прохладной вязкости к тогдашним образчикам 85W90, - он показал прекрасную способность держать нагрузки. В сей раз проверили EPX80, близкий по хладоустойчивости к нынешним 80W90, но нагрузку он держит только на "отлично" и менее того. Это, естественно, не значит, что незагущенные масла ужаснее - они только наименее универсальны с позиций погодных критерий. Но есть у их другие плюсы - их тяжело доказать имеющимися у нас цифрами, так что пока поверьте на слово.
А сейчас, чтоб проще ориентироваться в таблице, снова напомним, что есть отлично, а что - плохо. Отлично - когда вязкость при 150°С выше 5,0 мм2/с. В данном спектре значений можно гласить: чем она больше, тем лучше. А еще отлично, когда вязкость при низких температурах не превосходит 150000 мПа.с (размерность, как вы увидели, другая, так как при низких температурах оценивают не кинематическую, а динамическую вязкость). Температура, при которой масло указывает эти 150000 мПа.с, и есть примерная граница его обычной работы. Внедрение продукта при более низких температурах - насилие над автомобилем.
Еще мы вынуждены огласить, что такое плохо. Итак вот, пожалуй, все, что "плохо", осталось в прошедшем тесте (см. ЗР, 2002, № 2).
ДАЕШЬ НОВЫЕ ТРАДИЦИИ
Жизнь изменяется, и совместно с ней должны изменяться наши взоры, познания и представления, в том числе и о нормах эксплуатации автомобилей.
Если когда-то довольно было сказать торговцу "моторное" либо "трансмиссионное", то сейчас, когда масел, в том числе некачественных, пруд пруди, да к тому же торговцы попадаются различные, хорошо знать хотя бы минимум об авто меню. Скажем, держать в голове о группах масел GL-3, GL-4, GL-5. В коробки и мосты "жигулей" (не путать с "Самарой"), "волг", "москвичей", "нив" можно заливать масло только последней из этих групп - GL-5 (либо ТМ5 по русской систематизации). А лучше ориентироваться и на результаты наших тестов.
С покупкой хоть какого всесезонного тоже спешить не стоит. Вязкость 85W90 (либо ТМ5-18) подойдет летом, а для южных областей страны - и зимой. Если же вы собираетесь использовать машину при температурах минус 20-25°С, лучше не мучать автомобиль и избрать более хладостойкое масло - 80W90 либо даже 75W90. О последних мы скоро побеседуем более тщательно.
Нужная информация - класс вязкости и группа масла - указана на хоть какой канистре. Остается совершенно малость - располагать наименьшим багажом познаний и воспользоваться им по предназначению.
MOBILUBE HD
В таблице внимательный читатель отыщет четыре условных подхода к разработке трансмиссионного масла. Вот один из представителей, позаботившийся сначала о высочайшей хладостойкости и возможности держать нагрузку. В самых экстремальных ситуациях (при 150°С) вязкость этого продукта падает до 5 мм2/с - еще меньше было бы уже нехорошо.
MOTUL GEARBOX
А тут вышло по другому. Во главе угла конкретно экстремальная работоспособность и, соответственно, умение держать нагрузку. Низкотемпературные характеристики - на уровне требований класса 80W и менее того. Вобщем, и этого почти всегда довольно.
Упрощенно можно сказать, что это масло поближе других к гонкам и Подвескау. Но снова предостерегаем от попыток залить это в коробку "Самары".
CASTROL EPX80
Как и уславливались, этот эталон вне конкуренции - он другой. Незагущенное масло не может одинакоовоо отлично работать и когда очень холодно, и когда очень горячо. Это масло - для варианта, когда холодно.
ZIC GEAROIL
А вот вам наглядный пример незаурядных низкотемпературных параметров за умеренные Энциклопедия грузовых автомобилей. Большая четырехлитровая канистра делает масло в 1,5 раза дешевле других. Способность держать нагрузку и "экстремальные" характеристики - на "отлично".
НАША СПРАВКА
Обозначая вязкость, у трансмиссионных масел пишут 80W90 либо SAE 80W90, у моторных могут быть 10W40 либо SAE 10W40. Наличие либо отсутствие аббревиатуры SAE не гласит о качестве масла либо других его свойствах. Это только указание на эталон, по которому маркируют продукт. Дословно - Общество Авто Инженеров (США). Конкретно оно предложило современную систематизацию. Аналогично обстоит дело и с группой, тут добавляют API. Скажем, GL-5 и API GL-5 либо SJ/CF и API SJ/CF (для моторных масел) - одно и то же. Аббревиатура API в этом случае переводится как Южноамериканский Институт Нефти.