ИЗ ЖИЗНИ ТЯНИТОЛКАЕВ
ИЗ ЖИЗНИ "ТЯНИТОЛКАЕВ"
РЫНОК
/ЭКСПЕРТИЗА
ИЗ ЖИЗНИ "ТЯНИТОЛКАЕВ"
МОТОРЕДУКТОРЫ
ДВЕРНЫХ ЗАМКОВ - ОТ МОСКВЫ ДО ТАЙВАНЯ
ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЕРЫГИН, Миша КОЛОДОЧКИН
Согласитесь, что шофер, ковыряющий ключом в дверном замке, вызывает сейчас некое недоумение - а что это он, фактически, делает? Неуж-то "электрика" отказала?
Электронные приводы дверных замков издавна переместились из разряда "излишеств" в категорию "полезняшек" - даже российский автопром дозрел до их "зачисления в штат". Штука, естественно, комфортная по всем статьям - и совершенно не дефицитная: ее на любом сервисе установят. Только какую конкретно?
Разобраться, как подготовлены упомянутые изделия к нелегкому сотрудничеству с дверными механизмами, мы попросили профессионалов испытательного центра "Идеал" при НИИ автоэлектроники. Для экспертизы заполучили 6 разных типов "моторедукторов блокировки дверей автомобилей" - по-научному изделия именуются конкретно так. Испытывали по два моторедуктора каждого вида.
Вообщем говоря, они всегда трудятся в очень томном режиме. Крошечный моторчик с маленьким коллектором поначалу перемещает в подходящем направлении непокладистые дверные тяги, а потом замирает на какое-то время в режиме недлинного замыкания - продолжительность управляющего импульса выбирается с припасом. При всем этом протекающий через моторчик ток добивается максимума, а рассеиваемая мощность, как понятно, пропорциональна его "квадрату" - перегреть "малыша" ничего не стоит. Потому нас больше всего интересует, какое усилие развивают моторедукторы и как они переносят перегрузки.
Методику испытаний избрали серьезную: решили сымитировать "пользующуюся популярностью" неисправность сигнализации, которая ни с того ни с этого вдруг начинает стремительно "дергать клавишами" дверей либо, того ужаснее, навечно оставляет под напряжением приводы дверных замков. 1-ое нередко случается во время запуска мотора, 2-ое - из-за очевидного "залипания" реле. С учетом этого первому моторедуктору в каждой паре предстояло выдержать три цикла упражнений типа "открыл-закрыл" - каждый цикл по 50 раз (полсекунды на втягивание, полсекунды паузы, полсекунды на выталкивание и т.п.). 2-ой моторедуктор также был должен пройти три цикла, только заместо "гимнастики" его ждало более тесное знакомство с электричеством - всякий раз по 60 секунд под напряжением в заторможенном состоянии. После еще одного цикла специалисты оценивали изделие - мол, стоит истязать его далее.
До начала испытаний измерили характеристики моторедукторов в начальном состоянии - они приведены в таблице. Специалисты проверили, как просто перемещается шток моторедукторов, замерили потребляемый под нагрузкой ток, оценили величину хода штока и измерили тягу изделий. Что ж - уже забавно: у 1-го - очень небольшой ход, у другого - чрезвычайно большой ток, а последний и проверить-то толком нельзя - хилый совершенно, нагрузку не держит... В общем, из 6 пар "неподсудной" оказалась только... российская! Интересно...
По формальным признакам все "некорректные" моторедукторы можно было забраковать еще до начала главных испытаний, но ведь любопытно же... Полностью могло оказаться, что большой потребляемый ток совсем не недочет, а, напротив, гарант неотказной работы - кто знает, что у моторедукторов на уме. Короче, начали...
Напомним снова: условия испытаний специально выбирались запредельными, типа "гонок на выживание". Первой забастовала пара № 5 - "Мангуст", занимавшийся "физзарядкой", застыл уже на 25-м срабатывании, а его сотрудник помер на 20-й секунде "пытки электричеством", загнав стрелку амперметра далековато за 10 А. Здесь же обиделась пара № 6 - не сговариваясь, оба моторедуктора резко прирастили токи употребления, после этого намертво встали. На 60-й секунде перенагрелся "арабокитаец" № 2-2 - оно и не умопомрачительно при таком большенном токе употребления. Оставшиеся три с половиной пары оказались покрепче и телом и духом - выдержали! Но № 4-1 решил при всем этом понизить ход штока до нескольких мм - как досадно бы это не звучало, откладываем его в сторону... Итого - осталось 6 участников.
2-ой цикл оставил в строю всего одну пару: 2-ой "арабокитаец" сжег свою обмотку, а № 3-2 даже пустил дым. Еще два моторедуктора опять принудили понервничать стрелку амперметра, вынудив ее биться о правый край шкалы. В конечном итоге на 3-ий цикл испытаний ушли только моторедукторы АТЭ-1 - те же, которые оказались "неподсудными" еще сначала. Означает, специалисты не ошиблись в собственных начальных аспектах оценок - это веселит.
Фавориты направились на заключительный шаг - уже не за заслугой, а ради Подвескаивного энтузиазма. Что ж, победа столичного завода оказалась более чем убедительной - даже после третьего цикла оба моторедуктора хоть и были значительно затрепанными, но "живыми"! Более того, приблизительно через три часа пребывания в "расслабленном состоянии" они вернули свою работоспособность на уровне начальных характеристик. Отлежались, в общем.
Весело, что некие из "симулянтов" также "оживились" после недолговременного отдыха - так поступили № 2-2, 4-1 и 3-1. Но необходимо держать в голове: в критичной ситуации надежда на их слабенькая. А московские изделия приятно изумили - похоже, они и на практике протянут еще подольше других.
1. Изготовитель / АТЭ-1, Москва (концерн "ПРАМО")
Наименование / 871.3730
Стоимость / 115 руб.
Привод развивает не плохое тяговое усилие, потребляет небольшой ток и хорошо выдерживает экстремальные режимы. Единственный из приводов, имеющий защиту - муфту центробежного типа. При малых оборотах мотора через муфту момент не проходит, а с ростом оборотов в ней происходит зацепление, что позволяет приводу работать вроде бы с разгона. Благодаря муфте удалось понизить пусковой ток и усилие перемещения рейки вручную. Электронные разъемы у приводов изготовлены под "десятую" проводку - при монтаже на иных автомобилях предстоит маленькая возня. Очередное отличие этих приводов - в их употребляют пятиполюсные электромоторы: обычно используют трехполюсные.
"Атэшные" моторедукторы выиграли состязание ввиду очевидного достоинства - только им удалось без замечаний выдержать подготовительные тесты и сохранить работоспособность после 3-х циклов. Оценка: отлично.
2. Изготовитель / FAWAS AL KHATEEB TRADING CO., DUBAI U.A.E., Тайвань
Наименование / CL-009
Стоимость / 75 руб.
Не плохое тяговое усилие, но очень большой потребляемый ток. Если оборудовать четыре двери, то выходит четырежды восемь - перебор... Очень небольшой ход рейки. Томных режимов не терпит. Программку испытаний окончить не удалось: вскрытие показало, что начал расплавляться коллектор, пластмасса вылезла из щелей меж контактными пластинами. Вобщем, после нескольких часов отдыха один из "арабокитайцев", кажется, начал приходить в себя, но "после драки" это не так любопытно. Оценка: плохо.
3. Изготовитель / SATURN
Наименование / отсутствует
Стоимость / 100 руб.
Самое огромное тяговое усилие, да и ток "зашкаливает" - под 7 А. Ужесточение режима прощает только до определенного предела: оба привода сдались на втором цикле испытаний. Предпосылки видны на фото: оплавленный коллектор плюс почерневшие провода. Заметим, что один из "сатурнов" потом пришел в себя и даже начал работать. Оценка: плохо.
4. Изготовитель / неизвестен
Наименование / CL-02
Стоимость / 90 руб.
Не плохое тяговое усилие, но очень большой потребляемый ток - до 7,5 А. Рейка необыкновенной замкнутой формы, но ее ход очень мал. "Изымательства" перенесли с трудом и сдались кое-где посредине. Оценка: плохо.
5. Изготовитель / MONGOOSE, Alliance Marketing Group Inc., США
Наименование / отсутствует
Стоимость / 140 руб.
Тяговое усилие - применимое, но очевидно не соответствует потребляемому току: для таких "ньютонов" он очень велик. Кстати, надписи на коробке обещали не 27 Н, а целых 6 кг - где они? Ну и с током тоже "пошутили": заявили 5А, а "едят" 6-7... А еще написано что-то про "идеальную защиту" - и это про изделия, которые не выдержали даже половины первого цикла испытаний на живучесть. Оценка: плохо.
6. Изготовитель / неизвестен (Тайвань?)
Наименование / отсутствует
Стоимость / 380 руб.
Тяговое усилие очень малюсенькое - больше 22-23 Н не выходит. Ток при всем этом, соответственно, маленький, но что с того радости? Жалко, так как изделие не похоже на других: уникальный привод ползуна осуществляется парой винт-гайка, а моторов - два. Какой-то из них употребляется фактически для перемещения ползуна, а другой - для его блокировки в любом последнем положении. Благодаря этому, даже разбив стекло, дверь просто так не откроешь. Только пользоваться всеми этими плюсами навряд ли получится: слабые моторедукторы не выдержали даже первого цикла испытаний. Оценка: очень плохо.